Представление студентов бизнес-школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:03, статья

Краткое описание

Состояние бизнеса в стране, как свидетельствует опыт, определяется не только институциональной средой, инвестиционным климатом, рыночной конъюнктурой и другими экономическими условиями, но и мотивацией и целями тех, кто бизнес ведет. Цели формируются на основе представлений руководителей бизнеса об основных составляющих делового успеха и его факторах; в качестве одного из важных факторов здесь выступает бизнес-образование.

Файлы: 1 файл

Социология Представление студентов.docx

— 19.55 Кб (Скачать)

Состояние бизнеса в стране, как свидетельствует опыт, определяется не только институциональной средой, инвестиционным климатом, рыночной конъюнктурой и другими экономическими условиями, но и мотивацией и целями тех, кто бизнес ведет. Цели формируются на основе представлений руководителей бизнеса об основных составляющих делового успеха и его факторах; в качестве одного из важных факторов здесь выступает бизнес-образование. Согласно разделяемому нами определению, "бизнес-образование - это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функций управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли"

Для выявления представлений  студентов бизнес-школ о деловом успехе и его факторах нами использовался подход с позиций концепции "нематериальных капиталов. Бизнес-образование является одним из механизмов их наращивания. Человеческий капитал охватывает профессиональные знания и навыки. Под социальным капиталом понимается установление и укрепление социальных связей. Символический капитал подразумевает определенные признаки статуса (например, диплом).

В связи со значимостью  для наших респондентов бизнес-образования и неодинаковостью причин, побуждающих их к обучению, а также ожиданий от его результатов Было выделено пять групп: "профессионалы", "общительные", "общительные прагматики", "общительные гибкие" и "прагматичные снобы".

Опираясь на изученную  литературу и учитывая цели исследования, авторы выдвинули следующие гипотезы:

  1. О критериях делового успеха и предпочтениях студентов относительно профессиональной деятельности: что конкретно студенты относят критерии успеха (доход, профессионализм, интересная работа, карьерное положение)
  2. Стратегии инвестирования: (куда стремятся инвестировать ; в человеческий, социальный или символический)
  3. Соотношение стратегий инвестирования и представлений об успехе:( какой критерий успеха важнее)
  4. Соотношение стратегий инвестирования и представлений о факторах успеха: ( куда инвестировать чтобы увеличить фактор успеха)

"Профессионалы" (31%, 42 человека) стремятся инвестировать исключительно в человеческий капитал. В качестве цели бизнес-образования все указали получение дополнительных знаний и навыков для профессионального роста. Для большинства важно также усвоение современных практик ведения бизнеса и развития управленческих компетенций. От программ бизнес-образования "профессионалы" ожидают больше, чем представители остальных групп. 60% их считают, что МВА сильно повлияет на прирост знаний (48% в целом) и на умение решать конкретные бизнес-задачи. Представление об успехе :  возможность заниматься интересной деятельностью, Кроме того, для них выше значение успеха компании (высокая прибыльность, хорошие перспективы развития, устойчивость), чем, например, показатели успеха (уровень дохода, статус, позиции в компании, признание в бизнес-сообществе). Эта особенность, скорее всего, связана с тем, что в данной группе выше доля руководителей.

"Общительные" (21%, 29 человек) стремятся получить диплом МВА с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда, накопления социального капитала (социальные связи, карьерный рост) и символического (усиление статусных позиций), высокой заработной платы. К влиянию бизнес-образования на различные аспекты карьеры они относятся скептически. Только 7% считают, что МВА сильно повлияет на повышение навыков делового общения (против 24% в целом); 21% - на умение решать конкретные бизнес-задачи (против 39% в целом); 52% - на расширение кругозора (против 62% в целом). Представления об успехе: уровень дохода, высокий статус, позиция в компании являются одними из важнейших критериев успеха. Для них также более значимо признание в бизнес-сообществе и в обществе. Из характеристик компании важными признаются хорошие перспективы развития и устойчивость, в то время как прибыльность остается как бы незамеченной. В этой группе относительно реже отмечают возможность заниматься интересной деятельностью.

"Общительные прагматики" (16%, 21 человек) характеризуются стремлением инвестировать в социальный и человеческий капиталы и отсутствием желания инвестировать в символический капитал. Подавляющее большинство хотят получить бизнес-образование с целью приобретения полезных контактов и знакомств. Представления об успехе: выше, чем у других, доля лиц, считающих прибыльность компании одним из критериев успеха. Также для представителей данной группы важно признание в обществе. При этом роль профессионализма и широкой возможности выбора карьерных путей оценивается в меньшей степени. Возможно, "общительные прагматики", среди которых почти все руководители, уже выбрали свое направление деятельности, многие из них имеют свою фирму, поэтому у них сложилось такое понимание критериев успеха.

"Общительные гибкие"(19%, 26 человек) хотят получить бизнес-образование, прежде всего, с целью изменения сферы деятельности и получения новых контактов и знакомств. Примерно по трети представителей группы отметили получение престижного диплома и рост заработной платы в качестве ожидания от результатов учебы. Накопление человеческого капитала для данной группы не столь важно.  Представления об успехе: для представителей этой группы относительно важнее, высокий статус, позиция в компании.

"Прагматичные снобы" (13%, 18 человек) стремятся с помощью бизнес-образования повысить свою конкурентоспособность на рынке труда в целом. Они получают МВА ради престижного диплома, роста заработной платы, карьерного роста. Накопление социального капитала для них не имеет значения. Подавляющее большинство "прагматичных снобов" считают, что МВА скорее повлияет на укрепление позиций на рынке труда в результате получения престижного диплома (94%) и на расширение круга доступных рабочих мест (89%). Половина их также считают, что МВА сильно повысит уверенность в себе (против 38% в целом). Представления об успехе: Для них человеческий и символический капиталы являются важнейшими. Так, они значительно чаще выделяют высокий уровень профессионализма в качестве критерия успеха. Кроме того, среди них выше доля отметивших высокий уровень личного дохода, высокий авторитет, признание в бизнес-сообществе и престижность компании.

Отметим некоторые социальные характеристики групп студентов бизнес-школ. Среди "профессионалов" относительно выше доля руководителей (93% против 81% в целом по массиву). Из них 21% имеют собственный бизнес (16% в целом), еще 31% являются руководителями высшего звена (23% в целом). Среди "общительных" высокая доля женщин (41%); большинство -руководители среднего звена (59%). В группе "общительных прагматиков" выше доля мужчин (76%), лиц с техническим или естественнонаучным образованием (62%). Все они являются руководителями, 33% ведут собственный бизнес. В числе "общительных гибких" доля женщин ниже среднего (19%). Но здесь выше доля состоящих в браке (85%) и имеющих детей (62%). Большинство членов этой группы работают в бизнес-услугах (69%). "Прагматичные снобы" отличаются от остальных по ряду характеристик. Половина их - женщины. Большинство (76%) работают в крупном бизнесе; здесь выше доля лиц, работающих в реальном секторе (41%).

 


Информация о работе Представление студентов бизнес-школ