Практические аспекты мониторинга оказания услуг населению учреждениями социальной защиты Республики Мордовия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования выступает мониторинг оказания услуг населению учреждениями социальной защиты населения и выработка рекомендаций но совершенствованию данной деятельности.
Задачи исследования:
1 Описать понятие и методы проведения мониторинга оказания услуг
населению учреждениями социальной защиты населения.
2 Дать характеристику и рассмотреть спектр социальных услуг учреждений социальной защиты населения.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретико-методологические основы мониторинга оказания услуг
населению учреждениями социальной защиты населения 7
1.1 Понятие и методы проведения мониторинга оказания услуг
населению учреждениями социальной защиты населения 7
1.2 Характеристика и спектр социальных услуг учреждений социальной
защиты населения 13
2 Практические аспекты мониторинга оказания услуг населению
учреждениями социальной защиты Республики Мордовия
(на примере Пролетарского филиала ГУ «КЦСО по г.о. Саранск») 19
2.1 Применение метода анкетирования в исследовании проблемы
качества услуг, оказываемых учреждениями социальной защиты
населения 19
2.2 Анализ результатов применения метода анкетирования в
исследовании проблемы качества услуг, оказываемых учреждениями
социальной защиты населения 22
Заключение 24
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Ку.р. Мониторинг оказ соц усл нас-ю учр-ми СЗН.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Тем самым, в настоящее время в нашей стране система социальной защиты населения включает стационарные, полуста­ционарные и нестационарные учреждения государственного, муниципального и негосударственного статуса, которые  предоставляют населению разнообразные по видам и формам услуги: материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях; предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги и пр.


2 Практические аспекты мониторинга оказания услуг населению

учреждениями социальной защиты Республики Мордовия (на примере Пролетарского  филиала  ГУ  «КЦСО  по  г. о.  Саранск)

2.1 Применение метода анкетирования в исследовании проблемы

качества услуг, оказываемых учреждениями социальной защиты

населения              

 

Одним из основных методов, применяемых при мониторинге оказания услуг населению учреждениями социальной защиты населения является анкетирование (от франц. enquete, буквально – расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях [].

Данный метод представляет собой письменную форму опроса, осуществляющуюся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. В процессе анкетирования каждому лицу из выбранной группы предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты.

Проведение анкетирования целесообразно в случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;  респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз [].

Метод анкетирования особенно важен в исследовании со­циальных и психологических процессов и явлений, малодоступных непосредствен­ному наблюдателю, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией. Важно учитывать условия получения качественных дан­ных опроса. Это прежде всего наличие надежного инструмен­тария, прогнозирование (знание) поведения респондента при ответе на вопросы, подготовка интервьюеров и место проведе­ния опроса, обстановка его осуществления [].

Поскольку анкетирование возможно при разном способе общения между исследователем и опрашиваемым, то разли­чают анкетирование прессовое (вопросник печатается в газе­те, журнале, книге), почтовое (рассылают анкеты по почте) и раздаточное (сам анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях (заочный анкетный опрос) нет непос­редственного контакта с респондентом. В третьем случае (оч­ный анкетный опрос) анкетер выступает в качестве инструкто­ра по заполнению, раздатчика анкеты. Однако анкету заполня­ет самостоятельно респондент.

По месту проведения различают анкетирование по месту жительства и по месту работы. В последнем случае оно может быть групповым (или аудиторным) – по мес­ту работы или учебы. По уровню стандартизации опрос (анкетный или интервью) может быть полностью стандартизированным или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

Для опроса используется в качестве основного инструмен­та анкета (опросный лист, опросник), которая представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами ис­следования. Анкета состоит из опросного листа, «паспортички» (объективные социально-демографические и другие характе­ристики респондента) и преамбульно-инструктивного раздела (обращение к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящей опрос, степень анонимности опроса и др.).

Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой [20, 216].

Тем самым, одним из основных методов получения информации о качестве услуг, предоставляемых населению учреждениями социальной защиты населения является анкетирование – метод сбора социальной инфор­мации об изучаемом объекте в ходе опосредованного общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. Данный метод является одним из самых распро­страненных методов в практике социальной работы.

 


2.2   Анализ   результатов   применения метода анкетирования в

исследовании проблемы качества услуг, оказываемых                 учреждениями    социальной  защиты  населения                                                         

 

С целью выявления оценки качества услуг Пролетарского  филиала  ГУ  «КЦСО  по  г. о.  Саранск» и выработке рекомендаций по повышению качества данной деятельности, нами было разработано и проведено исследование.

По результатам которого выяснилось, что основная масса опрашиваемых нами граждан (82 %) стоят на учете в данном учреждении более года,     10 % – менее года, 8% – менее полугода.

Основными проблемами опрашиваемых выступают: материальные проблемы (66 %), проблемы со здоровьем 34 %.

В Пролетарском  филиале  ГУ  «КЦСО  по  г. о.  Саранск»  работают: социальные работники, социальные педагоги, психологи.

В перечень услуг, предоставляемых данным учреждением входят социально-психологи­ческие, социально-медицинские, социально-педаго-гические, бытовые, консультативные и иных услуг постоянного, временного или разового характера.

Однако, на вопрос: «Помогли ли специалисты Пролетарского  филиала  ГУ  «КЦСО  по  г.о.  Саранск» 82 % опрошенных дали отрицательный ответ; оставшиеся 18 – затруднились ответить.

Основная масса граждан, стоящих на учете в данном учреждении     (86 %),  оценивают качество предоставляемых им услуг достаточно низко

В связи с этим, гипотеза нашего исследования подтвердилась, действительно, качество услуг предоставляемых специалистами Пролетарского  филиала  ГУ  «КЦСО  по  г. о.  Саранск», является достаточно низким.

Таким образом, основными проблемами граждан, стоящих на учете в Пролетарском  филиале  ГУ  «КЦСО  по  г. о.  Саранск»  выступают: материальные проблемы и проблемы со здоровьем; в данном учреждении работают социальные работники, социальные педагоги, психологи; которые предоставляют социально-психологи­ческие, социально-медицинские, социально-педагогические, бытовые, консультативные и иных услуг постоянного, временного или разового характера; однако качество данных услуг оставляет желать лучшего.

В настоящее время повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты населения в Республики Мордовия сдерживается следующими факторами:

– слабая правовая база данной системы;

– ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

– отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств социальной защиты населения;

– нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;

– низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников учреждений социальной защиты населения и пр.

В связи с этим, необходимо:

– совершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты населения;

–  развитие и совершенствование сети учреждений, осуществляющих социальную защиту населения;

–   укрепление материально-технической базы уже существующих учреждений;

– повысить степень обеспеченности кадрами;

– разработать и внедрить инновационные технологии социальной защиты различных категорий населения;

– увеличение финансирования, нахождение новых источников;

– привлечение добровольцев и волонтеров и мн. др.


Заключение

 

Изучение проблемы мониторинга оказания услуг населению учреждениями социальной защиты населения позволяет сделать определенные выводы:

– во-первых, мониторинг представляет собой систематический сбор и обработку информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. В процессе мониторинга в социальной работе применяются следующие методы сбора информации: метод  опроса, тестирование, наблюдение, анализ докумен­тов, анализ статистических данных, эксперимент, моделирование и многие другие;

– во-вторых, в настоящее время в нашей стране система социальной защиты населения включает стационарные, полуста­ционарные и нестационарные учреждения государственного, муниципального и негосударственного статуса, которые  предоставляют населению разнообразные по видам и формам услуги: материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях; предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги и пр.;

– в-третьих, одним из основных методов получения информации о качестве услуг, предоставляемых населению учреждениями социальной защиты населения является анкетирование – метод сбора социальной инфор­мации об изучаемом объекте в ходе опосредованного общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. Данный метод является одним из самых распро­страненных методов в практике социальной работы;

– в-четвертых, с целью выявления оценки качества услуг Пролетарского  филиала  ГУ  «КЦСО  по  г. о.  Саранск» и выработки рекомендаций по повышению качества данной деятельности, нами было разработано и проведено исследование. По результатам которого выяснилось, что основными проблемами граждан, стоящих на учете в Пролетарском  филиале  ГУ  «КЦСО  по  г. о.  Саранск»  выступают: материальные проблемы и проблемы со здоровьем; в данном учреждении работают социальные работники, социальные педагоги, психологи; которые предоставляют социально-психологи­ческие, социально-медицинские, социально-педагогические, бытовые, консультативные и иных услуг постоянного, временного или разового характера; однако качество данных услуг оставляет желать лучшего.

– и наконец, в-пятых, основные направления повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты населения сводятся к совершенствованию нормативно-правовой базы социальной защиты населения; развитию сети учреждений, осуществляющих социальную защиту населения; укреплению материально-технической базы уже существующих учреждений; повышению степени обеспеченности кадрами; разработке и внедрению инновационных технологий социальной защиты различных категорий населения; увеличению финансирования, нахождению новых источников; привлечению добровольцев и волонтеров и мн. др.

 

 

 


Список использованных источников

 

1 Апатрина Т. Социальное обслуживание семей с детьми / Т. Апатрина // Социальная работа. – 2006. – № 1. – С. 51.

2 Благодир А. Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан / А. Л. Благодир. – Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2002. – 42 с.

3 Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (Теоретико-правовой аспект) / М. О. Буянова. – Автореф. дис. докт. юрид. наук. – М., 2003. – 23.

4 Васильев Б. Социальное обслуживание семьи и детей в России /      Б. Васильев // Социальное обеспечение. – 2001. – № 3. – С. 16 – 21.

5 Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологи­ческих исследований / В. Г. Гречихин. – М. : МГУ, 1998. – 472 с.

6 Гуслякова Л. Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук / Л. Г. Гуслякова. – Барнаул : Изд-во АГУ, 1999.    – 352 с.

7 Девятко И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. – М. : Книжный мир «Университет», 2002. – 296 с.

8 Добреньков В. И. Методы социологического исследования /                     В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 768 с.

9 Зборовский Г. Е. Прикладная социология / Г. Е. Зборовский,             Е. А. Шуклина. – М. : Академия, 2004. – 586 с.

10 Колесников В. Социальное обслуживание : новый уровень / В. Колесников // Социальное обеспечение. – 2009. – № 10. – С. 34 – 35.

11 Колесников Ю. С. Прикладная социология / Ю. С.  Колесников.        – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – 537 с.

12 Кривцова Л. Н. Проблемы социального обслуживания на муниципальном уровне / Л. Н. Кривцова // Российский журнал социальной работы.     – 2002. – № 2. – С. 72.

13 Логвинова С. С. Практика социологических исследований в сфере социальной защиты населения / С. С. Логвинова // Работник социальной службы. – 2009. – № 3. – С. 7 – 12.

14 Манукян Э. А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям : опыт, тенденции, перспективы / Э. А. Манукян // Рос. журнал соц. работы. – 1996. – № 2. – С. 39 – 43.

Информация о работе Практические аспекты мониторинга оказания услуг населению учреждениями социальной защиты Республики Мордовия