Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:02, курсовая работа
Целью нашего исследования выступает мониторинг оказания услуг населению учреждениями социальной защиты населения и выработка рекомендаций но совершенствованию данной деятельности.
Задачи исследования:
1 Описать понятие и методы проведения мониторинга оказания услуг
населению учреждениями социальной защиты населения.
2 Дать характеристику и рассмотреть спектр социальных услуг учреждений социальной защиты населения.
Введение 4
1 Теоретико-методологические основы мониторинга оказания услуг
населению учреждениями социальной защиты населения 7
1.1 Понятие и методы проведения мониторинга оказания услуг
населению учреждениями социальной защиты населения 7
1.2 Характеристика и спектр социальных услуг учреждений социальной
защиты населения 13
2 Практические аспекты мониторинга оказания услуг населению
учреждениями социальной защиты Республики Мордовия
(на примере Пролетарского филиала ГУ «КЦСО по г.о. Саранск») 19
2.1 Применение метода анкетирования в исследовании проблемы
качества услуг, оказываемых учреждениями социальной защиты
населения 19
2.2 Анализ результатов применения метода анкетирования в
исследовании проблемы качества услуг, оказываемых учреждениями
социальной защиты населения 22
Заключение 24
Список использованных источников
Тем самым, в настоящее время в нашей стране система социальной защиты населения включает стационарные, полустационарные и нестационарные учреждения государственного, муниципального и негосударственного статуса, которые предоставляют населению разнообразные по видам и формам услуги: материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях; предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги и пр.
2 Практические аспекты мониторинга оказания услуг населению
учреждениями социальной защиты Республики Мордовия (на примере Пролетарского филиала ГУ «КЦСО по г. о. Саранск)
2.1 Применение метода анкетирования в исследовании проблемы
качества услуг, оказываемых учреждениями социальной защиты
населения
Одним из основных методов, применяемых при мониторинге оказания услуг населению учреждениями социальной защиты населения является анкетирование (от франц. enquete, буквально – расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях [].
Данный метод представляет собой письменную форму опроса, осуществляющуюся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. В процессе анкетирования каждому лицу из выбранной группы предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты.
Проведение анкетирования целесообразно в случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время; респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз [].
Метод анкетирования особенно важен в исследовании социальных и психологических процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдателю, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией. Важно учитывать условия получения качественных данных опроса. Это прежде всего наличие надежного инструментария, прогнозирование (знание) поведения респондента при ответе на вопросы, подготовка интервьюеров и место проведения опроса, обстановка его осуществления [].
Поскольку анкетирование возможно при разном способе общения между исследователем и опрашиваемым, то различают анкетирование прессовое (вопросник печатается в газете, журнале, книге), почтовое (рассылают анкеты по почте) и раздаточное (сам анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях (заочный анкетный опрос) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очный анкетный опрос) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению, раздатчика анкеты. Однако анкету заполняет самостоятельно респондент.
По месту проведения различают анкетирование по месту жительства и по месту работы. В последнем случае оно может быть групповым (или аудиторным) – по месту работы или учебы. По уровню стандартизации опрос (анкетный или интервью) может быть полностью стандартизированным или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).
Для опроса используется в качестве основного инструмента анкета (опросный лист, опросник), которая представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Анкета состоит из опросного листа, «паспортички» (объективные социально-демографические и другие характеристики респондента) и преамбульно-инструктивного раздела (обращение к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящей опрос, степень анонимности опроса и др.).
Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой [20, 216].
Тем самым, одним из основных методов получения информации о качестве услуг, предоставляемых населению учреждениями социальной защиты населения является анкетирование – метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. Данный метод является одним из самых распространенных методов в практике социальной работы.
2.2 Анализ результатов применения метода анкетирования в
исследовании проблемы качества услуг, оказываемых учреждениями социальной защиты населения
С целью выявления оценки качества услуг Пролетарского филиала ГУ «КЦСО по г. о. Саранск» и выработке рекомендаций по повышению качества данной деятельности, нами было разработано и проведено исследование.
По результатам которого выяснилось, что основная масса опрашиваемых нами граждан (82 %) стоят на учете в данном учреждении более года, 10 % – менее года, 8% – менее полугода.
Основными проблемами опрашиваемых выступают: материальные проблемы (66 %), проблемы со здоровьем 34 %.
В Пролетарском филиале ГУ «КЦСО по г. о. Саранск» работают: социальные работники, социальные педагоги, психологи.
В перечень услуг, предоставляемых данным учреждением входят социально-психологические, социально-медицинские, социально-педаго-гические, бытовые, консультативные и иных услуг постоянного, временного или разового характера.
Однако, на вопрос: «Помогли ли специалисты Пролетарского филиала ГУ «КЦСО по г.о. Саранск» 82 % опрошенных дали отрицательный ответ; оставшиеся 18 – затруднились ответить.
Основная масса граждан, стоящих на учете в данном учреждении (86 %), оценивают качество предоставляемых им услуг достаточно низко
В связи с этим, гипотеза нашего исследования подтвердилась, действительно, качество услуг предоставляемых специалистами Пролетарского филиала ГУ «КЦСО по г. о. Саранск», является достаточно низким.
Таким образом, основными проблемами граждан, стоящих на учете в Пролетарском филиале ГУ «КЦСО по г. о. Саранск» выступают: материальные проблемы и проблемы со здоровьем; в данном учреждении работают социальные работники, социальные педагоги, психологи; которые предоставляют социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, бытовые, консультативные и иных услуг постоянного, временного или разового характера; однако качество данных услуг оставляет желать лучшего.
В настоящее время повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты населения в Республики Мордовия сдерживается следующими факторами:
– слабая правовая база данной системы;
– ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
– отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств социальной защиты населения;
– нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
– низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников учреждений социальной защиты населения и пр.
В связи с этим, необходимо:
– совершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты населения;
– развитие и совершенствование сети учреждений, осуществляющих социальную защиту населения;
– укрепление материально-технической базы уже существующих учреждений;
– повысить степень обеспеченности кадрами;
– разработать и внедрить инновационные технологии социальной защиты различных категорий населения;
– увеличение финансирования, нахождение новых источников;
– привлечение добровольцев и волонтеров и мн. др.
Заключение
Изучение проблемы мониторинга оказания услуг населению учреждениями социальной защиты населения позволяет сделать определенные выводы:
– во-первых, мониторинг представляет собой систематический сбор и обработку информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. В процессе мониторинга в социальной работе применяются следующие методы сбора информации: метод опроса, тестирование, наблюдение, анализ документов, анализ статистических данных, эксперимент, моделирование и многие другие;
– во-вторых, в настоящее время в нашей стране система социальной защиты населения включает стационарные, полустационарные и нестационарные учреждения государственного, муниципального и негосударственного статуса, которые предоставляют населению разнообразные по видам и формам услуги: материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях; предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги и пр.;
– в-третьих, одним из основных методов получения информации о качестве услуг, предоставляемых населению учреждениями социальной защиты населения является анкетирование – метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. Данный метод является одним из самых распространенных методов в практике социальной работы;
– в-четвертых, с целью выявления оценки качества услуг Пролетарского филиала ГУ «КЦСО по г. о. Саранск» и выработки рекомендаций по повышению качества данной деятельности, нами было разработано и проведено исследование. По результатам которого выяснилось, что основными проблемами граждан, стоящих на учете в Пролетарском филиале ГУ «КЦСО по г. о. Саранск» выступают: материальные проблемы и проблемы со здоровьем; в данном учреждении работают социальные работники, социальные педагоги, психологи; которые предоставляют социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, бытовые, консультативные и иных услуг постоянного, временного или разового характера; однако качество данных услуг оставляет желать лучшего.
– и наконец, в-пятых, основные направления повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты населения сводятся к совершенствованию нормативно-правовой базы социальной защиты населения; развитию сети учреждений, осуществляющих социальную защиту населения; укреплению материально-технической базы уже существующих учреждений; повышению степени обеспеченности кадрами; разработке и внедрению инновационных технологий социальной защиты различных категорий населения; увеличению финансирования, нахождению новых источников; привлечению добровольцев и волонтеров и мн. др.
Список использованных источников
1 Апатрина Т. Социальное обслуживание семей с детьми / Т. Апатрина // Социальная работа. – 2006. – № 1. – С. 51.
2 Благодир А. Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан / А. Л. Благодир. – Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2002. – 42 с.
3 Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (Теоретико-правовой аспект) / М. О. Буянова. – Автореф. дис. докт. юрид. наук. – М., 2003. – 23.
4 Васильев Б. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б. Васильев // Социальное обеспечение. – 2001. – № 3. – С. 16 – 21.
5 Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований / В. Г. Гречихин. – М. : МГУ, 1998. – 472 с.
6 Гуслякова Л. Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук / Л. Г. Гуслякова. – Барнаул : Изд-во АГУ, 1999. – 352 с.
7 Девятко И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. – М. : Книжный мир «Университет», 2002. – 296 с.
8 Добреньков В. И. Методы социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 768 с.
9 Зборовский Г. Е. Прикладная социология / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. – М. : Академия, 2004. – 586 с.
10 Колесников В. Социальное обслуживание : новый уровень / В. Колесников // Социальное обеспечение. – 2009. – № 10. – С. 34 – 35.
11 Колесников Ю. С. Прикладная социология / Ю. С. Колесников. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – 537 с.
12 Кривцова Л. Н. Проблемы социального обслуживания на муниципальном уровне / Л. Н. Кривцова // Российский журнал социальной работы. – 2002. – № 2. – С. 72.
13 Логвинова С. С. Практика социологических исследований в сфере социальной защиты населения / С. С. Логвинова // Работник социальной службы. – 2009. – № 3. – С. 7 – 12.
14 Манукян Э. А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям : опыт, тенденции, перспективы / Э. А. Манукян // Рос. журнал соц. работы. – 1996. – № 2. – С. 39 – 43.