Построение системы инклюзивного образования в условиях современного общеобразовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Оглавление

Введение.
с. 13
Основная часть
с. 15
Раздел 1. Содержание проблемы
с. 15
Раздел 2.Цели и задачи Программы, показатели их достижения
с. 16
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой
с. 17
Раздел 4. Контроль хода реализации Программы
с. 19
Раздел 5. Возможные риски в ходе реализации Программы
с. 19
4. Перечень мероприятий по реализации Программы «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»
с. 20

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДОСТУПНАЯ СРЕДА.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

5. Выносит на обсуждение  Совета школы инициативы, связанные с  вопросами изменения организационной структуры и режима функционирования учреждения при организации экспериментальной работы, вопросы, связанные с распространением передового педагогического опыта, поощрением и стимулированием педагогов и педагогических объединений, активно участвующих в научно-педагогическом поиске.

6. Организует повышение  квалификации педагогических кадров.

В ходе эксперимента будут применяться следующие методы:

  • теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-программной документации учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования, методических писем и рекомендаций по организации обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах; логико-исторический, теоретический и системный анализ и синтез исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего педагогического опыта в стране и за рубежом;
  • практические: прямое, косвенное, включенное наблюдение за деятельностью детей; анкетирование, тестирование, глубинное интервьюирование, беседы с учителями и родителями, регистрация наблюдений в протоколах;
  • опытно-экспериментальная работа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; статическая и математическая обработка результатов исследования.

 

Раздел 4.  Контроль хода реализации Программы.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет научно-методический совет (НМС), который выполняет следующие функции:

  • даёт оценку промежуточных результатов и хода её реализации в целом;
  • готовит предложения о порядке выполнения Программы, включении, исключении и уточнении отдельных программ и проектов, уточняет целевые показатели;
  • осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы;
  • а так же осуществляет финансовое обеспечение Программы и стимулирование всех её участников (рекомендательно).

 

Раздел 5.  Возможные риски в ходе реализации Программы.

Разрабатывая Программу, необходимо было учесть все факторы риска и, поставив задачи по их преодолению, выбрать адекватные задачам методы и приёмы.

1 фактор  риска. Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2 фактор  риска. Нерациональная организация УД (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах эксперимента).

Преодолевая трудности, связанные с необходимостью изменять учебный режим школы, были поставлены следующие задачи:

  • организация дополнительного обучения;
  • расширение методической и материально-технической базы, позволяющей педагогам самостоятельно подбирать эффективные методы и приемы работы, создавать качественно новые средства обучения для разных категорий воспитанников.

3 фактор  риска. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах  ИО.

Для решения данной проблемы были поставлены задачи:

  • Внедрить в практику программы «Обучение взрослых» для педагогов.
  • Внедрить в практику тематические родительские собрания в рамках ИО.
  • Информировать всех участников реализации Программы о процессах модернизации образования и происходящих изменениях в ОУ  через официальный сайт ОУ.

 

      

4. Перечень мероприятий  по реализации Программы «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»

Первый этап (2011-2012 учебный год) – планирование проекта

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

1.Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

2.Разработать концепцию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьное сообщество.

3.Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы.

4. Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.

5. Создание психолого-педагогической  среды, способствующей полноценному  развитию различных сторон психологической  жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.

Обучение педагогических коллективов. Курсы повышения квалификации при факультете повышения квалификации СКИПКРО (72 ч.)

До мая 2012г.

Сформированность понятийного аппарата  у педагогического коллектива в области инклюзивного образования

Кизима А.Б., директор школы

Есикова Е.В., заместитель директора по ЭР

Проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов с целью детального изучения методик личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.

По плану методической работы на учебный год

Педагоги, владеющие методиками специальной коррекционной педагогики

Есикова Е.В., заместитель директора по ЭР

Создание безбарьерной среды школы, ресурсной комнаты, подготовка кабинетов.

Декабрь 2011г.

Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение)

Кизима А.Б., директор школы, заместитель директора по АХЧ

Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения детей экспериментальной группы (список детей с диагнозом)

Январь 2012г.

Комплектование экспериментальной группы детей.

 

Правильно выбранные направления работы с детьми с ОВЗ, имеющими разные диагнозы.

Тизяева Е.В., социальный педагог, Коваленко Т.В., педагог-психолог

Классные руководители

Оформление протоколов психолого-медико-педагогического обследования.

Февраль 2012г.

Коваленко Т.В., педагог-психолог

Классные руководители

Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Февраль 2012г.

Эффективная образовательная модель.

Коваленко Т.В., педагог-психолог

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности: составление индивидуальной программы обучения каждым специалистом, динамическое отслеживание результатов обучения.

Февраль 2012г.

Разработанные рабочие программы специалистов, мониторинг.

Есикова Е.В., заместитель директора по ЭР

Коваленко Т.В., педагог-психолог

Подготовка и ведение документации, отражающей уровень интеллектуального развития ребенка, динамику его состояния здоровья, уровня развития познавательной, личностной сферы, уровня адаптации и социализации.

2 раза в год

Мониторинг (рост развития ребенка, положительная динамика)

Коваленко Т.В., педагог-психолог

Постепенное вовлечение в учебно-воспитательный процесс всех обучающихся школы.

В процессе реализации Программы

Подготовленный ученический коллектив, который сможет  без проблем принять детей с нарушениями здоровья, а так же подготовленные ученики с ОВЗ, в силу собственной психологической неготовности после длительной изоляции в домашних условиях к обучению в среде здоровых сверстников.

Ващенко Н.М., заместитель директора по ВР

Коваленко Т.В., педагог-психолог

Изучение общественного мнения.

Август 2011г.

Восстребованность данного направления.

Степень удовлетворенностью деятельностью ОУ в данном направлении.

Есикова Е.В.

Создание воспитательной среды, основанной на развитии у детей общечеловеческих ценностей, как условия эффективности инклюзивного образования.

Сентябрь 2011г.

Скорректированная воспитательная система школы с учётом включения в ОУ детей с ОВЗ

Ващенко Н.М., заместитель директора по ВР

Привлечение всех нуждающихся детей микрорайона к учебно-воспитательному процессу в школе.

В течение года

Социализация детей с ОВЗ

Тизяева Е.В., социальный педагог


 

 

Второй этап (2012-2014 учебные годы) – реализация проекта

6.Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка методических рекомендаций по организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования.

В процессе реализации Программы

Анализ методических особенностей работы в рамках инклюзивного обучения

Есикова Е.В., заместитель директора по ЭР

Анализ развития детей в условиях инклюзивного образования. Выявление недостатков и трудностей и путей их преодоления.

2 раза в год

Анализ результатов мониторинга

Коваленко Т.В., педагог-психолог

Работа по популяризации идеи инклюзивного образования среди школ города.

В процессе реализации Программы

Участие в мероприятиях по обмену опытом.

Коваленко Т.В., педагог-психолог


Третий этап (2014-2015 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта

7. Провести анализ результативности проекта, обобщить опыт

Анализ итогов эксперимента.

Май 2015г.

Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы.

Есикова Е.В., заместитель директора по ЭР

Создание сборника статей «Опыт работы инклюзивной школы».

По итогам реализации Программы

Публикация опыта ОУ.

Есикова Е.В., заместитель директора по ЭР

Создание методических рекомендаций по организации работы с детьми в условиях инклюзивного образования.

В процессе реализации Программы

Банка методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах.

Есикова Е.В., заместитель директора по ЭР

Тиражирование опыта инклюзивного образования через систему семинаров, круглых столов, публикаций.

По итогам реализации Программы

Организация и проведение мероприятий по обмену опытом ОУ, с целью развития данного направления.

Кизима А.Б., директор школы

Есикова Е.В., заместитель директора по ЭР




 

 


 



Информация о работе Построение системы инклюзивного образования в условиях современного общеобразовательного учреждения