Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 23:16, курсовая работа
Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Введение.
с. 13
Основная часть
с. 15
Раздел 1. Содержание проблемы
с. 15
Раздел 2.Цели и задачи Программы, показатели их достижения
с. 16
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой
с. 17
Раздел 4. Контроль хода реализации Программы
с. 19
Раздел 5. Возможные риски в ходе реализации Программы
с. 19
4. Перечень мероприятий по реализации Программы «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»
с. 20
Раздел 1. Содержание проблемы.
Актуальность проектирования образовательной модели, включающей инклюзивное образование, определяется проблемами, которые возникают в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы, а именно:
Кроме того, при формировании содержания инклюзивного образования в ОУ необходим учет проведенных исследований и наблюдений, которые показывают, что:
Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания.
Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, преодоление стереотипов, отрицательных установок.
Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
Предполагается, что при создании эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья можно будет добиться максимального успеха в обучении и воспитании детей в зоне их ближайшего развития.
Проведённое в 2007 году обследование младших школьников в рамках деятельности ПМПК позволило выявить следующие проблемы, требующие пристального внимания педагогов:
Раздел 2. Цели и задачи Программы, показатели их достижения.
Программа «Модель организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении» направлена на:
Совместная реализация общеобразовательной программы и методик, предусматривающих инклюзивное образование, позволит создать в школе образовательное пространство, отвечающее принципам инклюзивного образования.
Эффективным направлением решения задачи обеспечения доступа к получению качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении выступает реализация спроектированных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Таким образом, Программа «Модель организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении» направлена на достижение и решение нижеуказанных целей и задач.
Цель Программы: создание и отработка модели инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего различные образовательные потребности.
Задачи Программы:
Результатом реализации Программы можно считать выполнение ряда условий, а именно:
При выполнении перечисленных условий мы получим
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой.
3.1. Комплекс мер,
обеспечивающих решение
Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от руководителей структурных подразделений, потребностей педагогов в освоении новых технологий.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование своевременной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные технологии для реализации Программы.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения мероприятий по её реализации размещается на официальном сайте ОУ в разделе «Экспериментальная работа».
3.2. Организационно-функциональная структура управления реализации Программы.
С целью эффективного управления Программой разработана организационно-функциональная структура:
С целью обеспечения эффективной координации действий всех сторон, участвующих в реализации Программы, сформирован научно-методический совет, в состав которого входят: директор школы, заместители директора, , педагог-психолог, социальный педагог.
Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет заместитель директора по ЭР. Состав совета утверждает директор школы.
Школьный научно-методический совет:
1. Разрабатывает и согласует основные приоритеты экспериментальной деятельности в школе, тематику образовательного заказа школе.
2. Определяет стратегические направления деятельности предметных методических объединений, координирует их работу.
3. Проводит внутреннюю экспертизу, рецензирование и согласование факультативных и специальных курсов в рамках регионального и школьного компонентов Базисного Учебного Плана, материалов по инновационной и экспериментальной деятельности.
4. Согласует календарное
планирование деятельности