Построение системы инклюзивного образования в условиях современного общеобразовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Оглавление

Введение.
с. 13
Основная часть
с. 15
Раздел 1. Содержание проблемы
с. 15
Раздел 2.Цели и задачи Программы, показатели их достижения
с. 16
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой
с. 17
Раздел 4. Контроль хода реализации Программы
с. 19
Раздел 5. Возможные риски в ходе реализации Программы
с. 19
4. Перечень мероприятий по реализации Программы «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»
с. 20

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДОСТУПНАЯ СРЕДА.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

 

Раздел 1. Содержание проблемы.

Актуальность проектирования образовательной модели, включающей инклюзивное образование, определяется проблемами, которые возникают в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы, а именно:

  • Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах, в которых ребёнок имеет возможность общения только с детьми с ОВЗ, следовательно, в дальнейшем у него формируется некий барьер в общении со здоровыми людьми.
  • В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников независимо от состояния здоровья.
  • И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только полноценную учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться.
  • Обучаться в ОУ, находящемся вдали от района проживания, по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Добираться до места учёбы в час-пик несколькими видами транспорта нелегко и взрослому, что же говорить о ребёнке, жизненные силы которого и без того невелики.

Кроме того, при формировании содержания инклюзивного образования в ОУ необходим учет проведенных исследований и наблюдений, которые показывают, что:

  1. Особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками.
  2. Учителя (воспитатели) выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и часто не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Более того, в среде педагогов и здоровых детей зачастую доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания.

Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, преодоление стереотипов, отрицательных установок.

Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.

Предполагается, что при создании эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья можно будет добиться максимального успеха в обучении и воспитании детей в зоне их ближайшего развития.

Проведённое в 2007 году обследование младших школьников в рамках деятельности ПМПК позволило выявить следующие проблемы, требующие пристального внимания педагогов:

  1. Наличие существенного количества (5% от общего числа детей I образовательной ступени) детей, нуждающихся в индивидуальной траектории обучения (наличие протокола ПМПК).
  2. Наличие существенного количества (10%-12%) детей, нуждающихся в индивидуальном обучении и коррекции проблем (наличие справки об индивидуальном подходе).
  3. Адаптация к учебной деятельности в условиях общеобразовательного класса (испытывают затруднения 30% учеников).

 

Раздел 2. Цели и задачи Программы, показатели их достижения.

Программа «Модель организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении» направлена на:

  • внедрение технологии инклюзивного образования в ОУ;
  • отработку принципов инклюзивного образования в отношении ко ВСЕМ детям (не только к детям с ограниченными возможностями здоровья).

Совместная реализация общеобразовательной программы и методик, предусматривающих инклюзивное образование, позволит создать в школе образовательное пространство,  отвечающее принципам инклюзивного образования. 

Эффективным направлением решения задачи обеспечения доступа к получению качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении выступает реализация спроектированных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Таким образом, Программа «Модель организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении» направлена на достижение и решение нижеуказанных целей и задач.

Цель Программы: создание и отработка модели инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего различные образовательные потребности.

Задачи Программы:

  1. Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
  2. Разработать концепцию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьное сообщество.
  3. Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы.
  4. Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.
  5. Создать условия для психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия, поддержки и развития одаренности данной категории детей.
  6. Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результатом реализации Программы можно считать выполнение ряда условий, а именно:

  • Создание нормативно-правового обеспечения данной Программы.
  • Создание механизма управления и контроля за организацией процессов внедрения инклюзивного образования в ОУ.
  • Проработка содержания и форм научно-методического, психолого-педагогического, организационно-педагогического сопровождения Программы.
  • Организация системы психолого-медико-педагогического сопровождения Программы.
  • Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение).
  • Обеспечение Программы кадрами.
  • Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения.

При выполнении перечисленных условий мы получим

    1. Образовательную модель ОУ, которая позволит обучаться в ней всем детям микрорайона независимо от их возможностей через:
      • организацию доступной среды,
      • формирование банка методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах,
      • организацию воспитательной среды, где каждый человек чувствует себя равноправным партнером;
    2. Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы.

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:

  • Анализ развития детей два раза в год.
  • Реализация мониторинга качества образования.
  • Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
  • Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
  • Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
  • Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.

 

Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой.

3.1. Комплекс мер, обеспечивающих решение проблемы.

Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:

  • обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев для оценки и выбора современных форм  и методов работы с педагогами и обучающимися, процедуры мониторинга выполнения мероприятий Программы);
  • обеспечение участия в управлении реализацией Программой всех представителей образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).

Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь

  • планирования;
  • реализации;
  • мониторинга;
  • уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы;
  • уточнения и корректировки ресурсов для их реализации.

Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от руководителей структурных подразделений, потребностей педагогов в освоении новых технологий.

Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование своевременной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные технологии для реализации Программы.

Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения мероприятий по её реализации размещается на официальном сайте ОУ в разделе «Экспериментальная работа».

3.2. Организационно-функциональная структура управления реализации Программы.

С целью эффективного управления Программой разработана организационно-функциональная структура:

  1. Создана временная творческая проблемная группа по организации и внедрению инклюзивного образования в ОУ.
  2. Спланирована курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей.
  3. Организована работа по комплектованию экспериментальной группы.
  4. Запланировано приобретение новой методической и учебной литературы.

С целью обеспечения эффективной координации действий всех сторон, участвующих в реализации Программы, сформирован научно-методический совет, в состав которого входят: директор школы, заместители директора, , педагог-психолог, социальный педагог.

Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет заместитель директора по ЭР. Состав совета утверждает директор школы.

Школьный научно-методический совет:

1. Разрабатывает и согласует  основные приоритеты  экспериментальной  деятельности в школе, тематику  образовательного заказа школе.

2. Определяет стратегические направления деятельности предметных методических объединений, координирует их работу.

3. Проводит внутреннюю  экспертизу, рецензирование и согласование  факультативных и специальных  курсов в рамках регионального  и школьного компонентов Базисного Учебного Плана, материалов по инновационной и экспериментальной деятельности.

4. Согласует календарное  планирование деятельности предметных  методических объединений и кафедр, системы мероприятий научно-методического  характера, тематику педагогических советов на текущий учебный год, экзаменационные материалы, тематику инновационной и экспериментальной деятельности в школе, показатели, критерии экспертизы материалов по инновационной и экспериментальной деятельности.

Информация о работе Построение системы инклюзивного образования в условиях современного общеобразовательного учреждения