Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 23:16, курсовая работа
Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Введение.
с. 13
Основная часть
с. 15
Раздел 1. Содержание проблемы
с. 15
Раздел 2.Цели и задачи Программы, показатели их достижения
с. 16
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой
с. 17
Раздел 4. Контроль хода реализации Программы
с. 19
Раздел 5. Возможные риски в ходе реализации Программы
с. 19
4. Перечень мероприятий по реализации Программы «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»
с. 20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
21 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ 355040, Ставрополь,
ул. 50 лет ВЛКСМ, д.19, тел./факс: (8652) 72-49-79
e-mail: sh21@stv.runnet.ru
«Построение системы инклюзивного образования в условиях современного общеобразовательного учреждения»
(инновационная Программа, сроки реализации 2012-2016гг.)
Руководитель Программы:
Кизима А.Б., директор МБОУ СОШ № 21 города Ставрополя,
Почетный работник общего образования РФ
Ставрополь, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы. |
с. 3 |
Краткая аннотация программы. |
с. 12 |
Введение. |
с. 13 |
Основная часть |
с. 15 |
Раздел 1. Содержание проблемы |
с. 15 |
Раздел 2.Цели и задачи Программы, показатели их достижения |
с. 16 |
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой |
с. 17 |
Раздел 4. Контроль хода реализации Программы |
с. 19 |
Раздел 5. Возможные риски в ходе реализации Программы |
с. 19 |
4. Перечень мероприятий
по реализации Программы « |
с. 20 |
ПАСПОРТ
КРАЕВОЙ ИННОВАЦОННОЙ ПЛОЩАДКИ
№ |
Параметры информации |
Содержание информации | |||
| | |||||
1.1 |
Район (город), в котором находится образовательное учреждение |
Ставропольский край, город Ставрополь | |||
1.2. |
Полное наименование образовательного учреждения |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школы № 21 города Ставрополя | |||
1.3.
|
Вид образовательного учреждения (нужное подчеркнуть)
|
Общеобразовательная школа | |||
Школа с углубленным изучением предметов (указать предметы) | |||||
Гимназия | |||||
Лицей | |||||
1.4.
|
Тип образовательного учреждения (нужное подчеркнуть)
|
Городская школа | |||
Сельская школа | |||||
Поселковая школа | |||||
1.5.
|
Количество учащихся (нужное подчеркнуть)
|
До 100 | |||
От 101 до 500 | |||||
От 501 до 1000 | |||||
Более 1000 | |||||
1.6. |
Адрес образовательного учреждения с почтовым индексом |
355040, Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 19 | |||
1.7. |
Телефон /факс |
72-49-79 | |||
1.8. |
sch_21@stavadm.ru | ||||
1.9. |
Web-site |
www.sch21.stavedu.ru | |||
2. Данные о контактном лице по вопросам инновационной работы в образовательном учреждении | |||||
2.1. |
Фамилия, имя, отчество |
Есикова Елена Владимировна | |||
2.2. |
Должность |
Заместитель директора по ЭР | |||
2.3. |
Телефон / факс |
72-18-47 | |||
2.4. |
elena-esikova@yandex.ru | ||||
3. Данные о масштабе инновационно | |||||
3.1. |
Масштаб эксперимента (нужное подчеркнуть) |
Федеральный (ФЭП) Региональный (РЭП) Муниципальный (МЭП) | |||
3.2. |
Приказ о присвоении статуса инновационной площадки |
Приказ № __________от (дата)_13.12.12___ Кем присвоен статус | |||
3.3. |
Статус инновационной площадки присвоен в рамках крупного проекта, эксперимента и т.п. (указать название программы) |
Федеральная программа «Доступная среда» | |||
3.4. |
Ступень обучения, на которой осуществляется инновация (нужное подчеркнуть) |
Дошкольное образование Начальная школа Основная школа Средняя школа | |||
3.5. |
Количество участников эксперимента |
Весь коллектив школы Группа педагогов Отдельные педагоги | |||
| |||||
4.1. |
Тема инновации |
Построение системы инклюзивного образования в условиях современного общеобразовательного учреждения | |||
4.2. |
Сроки инновации |
Начало – 2013 г. Завершение – 2016г. | |||
4.3. |
Цель инновации |
Отработка системы инклюзивного образования в условиях современного общеобразовательного учреждения | |||
4.4. |
Руководитель инновационной работы |
Научный консультант/руководитель (указать его основное место работы) Гузева Мария Владимировна, ГБОУ ДПО СКИПКРО Сотрудник школы (указать должность) к.п. н., доцент кафедры социализации и коррекционной педагогики ГБОУ ДПО СКИПКРО Сотрудник органов управления образованием (указать должность)
Иное | |||
4.5. |
Направление инновационной работы (указать в нескольких фразах) |
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья | |||
| |||||
5.1. |
Характеристика полученных результатов ИР (охарактеризовать в нескольких фразах результаты) |
Реализация Концепции инновационной работы предполагает: - совершенствование нормативно-правового, научно-методического, финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивного образования; - внедрение инновационных образовательных технологий в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с ОВЗ; - формирование образовательно-развивающей среды для детей с ОВЗ путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения; - внедрение инклюзивной модели обучения в общеобразовательном учебном заведении на базе МБОУ СОШ №21 г. Ставрополя с учетом потребности общества; - разработку и издание научно-методических рекомендаций по развитию инклюзивного образования для педагогических работников ОУ; - распространение опыта инклюзивного образования в Ставропольском крае; - создание оригинальных рабочих материалов, посвященных различным аспектам жизни человека с инвалидностью в обществе, используемых в образовательных целях; - привлечение родителей детей с ОВЗ к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности. | |||
5.2.
|
Где осуществлялась апробация или внедрение полученных результатов ИР?
|
В самом образовательном учреждении | |||
В других образовательных учреждениях (назвать ОУ) | |||||
Иное | |||||
5.3.
|
Где можно познакомиться с результатами ИР
|
Публикации (ссылки) - Белоцерковская Т.Ю. - Адаптация
детей с ограниченными возможно - Белоцерковская Т.Ю. Есикова Е.В. - Роль педагогического совета в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Актуальные проблемы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве современной школы: материалы региональной научно-практической конференции, Ставрополь, 28-30 ноября 2006г.,/Под ред.Л.Ф. Савиной, Ставрополь. СКИПКРО. - Есикова Е.В. К вопросу разработки
авторских программ и - Есикова Е.В. К вопросу программно- - Есикова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов в условиях массовой школы. – Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 7 ч. Ч 6/ акад. повышен. квалиф. и проф. перепод. раб. обр.; Южно-Уральск. гос. ун-т; Челяб. гос.пед. ун-т; Челяб. ин-т доп. проф-пед. образ.; Отв. Ред. Д.Ф. Ильясов. – Москва-Челябинск: Изд-во «Образование». 2005. – С. 118-121. - Есикова Е.В. Перспективы дистанционного обучения детей с инвалидностью на базе массовой общеобразовательной школы города Ставрополя / Проектирование современного образовательного процесса: идеи, опыт, перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции (20-21 марта 2008г.). – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – С. 86 - 91. - Есикова Е.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство массовой школы. Опыт и проблемы современной практической психологии: Дагестан – Россия: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 18-19 мая 2007г./Под ред. Л.Б. Шнейдер. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007. – 230 с. - Есикова Е.В. Гуманистический контекст педагогики Неверова в организации экспериментальной работы школы. /Вестник СКИПКРО: материалы итогового пленарного заседания участников первых краевых педагогических чтений им. Я.М. Неверова/авт-сост.: Л.Ф. Савинова - Ставрополь: СКИПКРО, 2007г - № 1(1) с.56-59. - Есикова Е.В., Ващенко Н.М., Есикова О.Б. «Создание условий духовного благополучия и социальной уверенности учащихся в МОУ СОШ №21 города Ставрополя»/ Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях города: сборник из опыта работы образовательных учреждений. Ставрополь. 2009г. - Есикова О.Б. Школьная газета
как эффективный инструмент - Есикова О.Б. Школьная газета как средство социализации современных школьников/Сборник материалов городской ярмарки педагогических инноваций. Выпуск 3. - Ставрополь. 2009. - Есикова Е.В., Кизима А.Б. Эксперимент как фактор совершенствования работы с детьми-инвалидами в условиях массовой школы. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции. Волгоград 2005. – С. 156-160. - Есикова Е.В., Кизима А.Б., Мосензова
М.В. – Роль медико-психолого- - Есикова Е.В., Кизима А.Б., Рязанцева
М.В. Психолого-педагогическое - Есикова Е.В. Мироненко В.В. Аспекты
организации дистанционного - Кизима А.Б. Проблемы руководства экспериментом по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство массовой школы. Актуальные проблемы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве современной школы: материалы региональной научно-практической конференции, Ставрополь, 28-30 ноября 2006г.,/Под ред. Л.Ф. Савиной, Ставрополь: СКИПКРО, 2006. - Кизима А.Б., Есикова Е.В. Экспериментальная работа общеобразовательной школы по разработке модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями/Педагогическая наука и практика – региону: Материалы IX региональной научно-практической конференции (2-6 апреля 2007года, Ставрополь, СГПИ) /Под. ред. Л.Л. Редько. – Ставрополь: СГПИ, 2007. С. 168-170. - Кизима А.Б., Есикова Е.В. Интеграция
детей-инвалидов в массовую - Кизима А.Б., Есикова Е.В., Васильева
Е.Н. Творческая реабилитация как путь реадаптации детей с ограниченными
возможностями в обществе./Информационно- - Кизима А.Б., Есикова Е.В., Мироненко В.В. Актуальность организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе массовой общеобразовательной школы./Сборник материалов городской ярмарки педагогических инноваций. Выпуск 3. - Ставрополь. 2009. - Кизима А.Б., Мосензова М.В. Теоретические аспекты психолого-коррекционной работы с детьми-инвалидами в условиях массовой школы. – Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции. Волгоград 2005. – С.153-156. - Кизима А.Б., Ушакова Е.В. Особенности
работы с детьми-инвалидами и
их семьями в условиях - Кизима А.Б., Есикова Е.В. Некоторые
аспекты организации работы с
одаренными детьми в - Колесникова А.А., Мироненко В.В.
Дистанционное обучение как - Ламзуркина Г.С. Готовность ребенка
с особыми образовательными - Мосензова М.В. Влияние сенсорной
комнаты на психоэмоциональное
состояние учащихся средней - Пучкина С.В. – Логопедическая работа в условиях интеграции детей-инвалидов в общеобразовательную массовую школу. – Научно-методический журнал «Школьный логопед», Москва: изд-во «Деловой мир», № 4 (7). 2005. - С. 48-56. - Покотилова М.А., Мосензова М.В., Есикова Е.В. – Проблема интеграции подростков с ограниченными возможностями в современное общество. Актуальные проблемы социально-экономического развития современного общества. Сборник тезисов II ежегодной региональной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и старшеклассников. Южно-российский гуманитарный институт – Ставрополь, 2005. – С. 4-6. - Пахомова Ж.М. Особенности работы классного руководителя в интегрированном классе. Актуальные проблемы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве современной школы: материалы региональной научно-практической конференции, Ставрополь, 28-30 ноября 2006г.,/Под ред. Л.Ф. Савиной, Ставрополь: СКИПКРО, 2006. - Программное обеспечение - Пучкина С. В. Особенности зрительно– - Пучкина С.В. Использование информационных технологий в логопедической работе/Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении как средство творческого развития личности: сборник научно-методических материалов/ВНИК «Научно-методическое сопровождение процесса модернизации региональной системы повышения квалификации педагогических кадров»; научн. ред. Л.Н. Ампилогова; авт-сост: В.М. Ищенко, Л.Г. Коваленко, Л.И. Кулагина- Ставрополь: СКИПКРО, 2007. – вып.3. – 340с. – (Библиотека «Краевые педагогические чтения имени Я.М. Неверова»). - Рязанцева М.В. Возможности использования
компьютерных технологий в - Рязанцева М.В. Психологическая
релаксация как фактор - Рязанцева М.В. Особенности работы
при обучении компьютерной - Рязанцева М.В., Кизима А.Б. Профилактика психологического и физического здоровья при обучении компьютерной грамоте детей с инвалидностью. /1 Конгрессе Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья, Москва. 2007г. - Савинова Л.Ф., Кизима А.Б., Есикова
Е.В. Концепция интегрированного
обучения детей с - Смольнякова О.В., Кизима А.Б. Уроки
русского языка как средство
нравственного воспитания - Тизяева Е.В.. Есикова Е.В. Влияние
семьи на успешное - Теория и практика - Ушакова Е.В., Мосензова М.В., Пахомова
Ж.М. – Коррекционно-педагогическая
работа с детьми-инвалидами в
условиях интегрированного обуч - Ушакова Е.В. Роль методического
объединения учителей - Ушакова Е.В. Особенности социально- - Ширяева Е.Ю., Есиков Е.Б. Двигательная активность как условие укрепления здоровья детей с особыми образовательными потребностями. Здоровые города роль межсекторального сотрудничества в сохранении и укреплении здоровья населения: сборник материалов конференции. – Ставрополь: Сервисшкола, 2006. – С. 111-114. - Ширяева Е.Ю. Музыкальное движение
как средство адаптивной - Ширяева Е.Ю. Адаптивная физическая
культура как основа полноценно | |||
СМИ (ссылки) | |||||
Интернет (ссылки) | |||||
Иное | |||||
5.4. |
Характеристика полученных тиражируемых продуктов (назвать продукты и дать краткую аннотацию, например: модель школы, ступени обучения; нормативные документы; образовательная программа, УМК, учебная программа, компьютерная программа и т.п.) |
Модель школы, нормативные документы и т.п. | |||
5.5. |
Специальные условия использования продукта (какие условия должны быть созданы в ОУ для использования продукта) |
Доступная среда | |||
5.6. |
Кому принадлежат права на использование продукта ИР? |
Разработчикам | |||
5.7.
|
Условия распространения и использования продукта ОЭР
|
Без ограничений | |||
По договоренности с разработчиками | |||||
С согласия заказчика ИР | |||||
Иное | |||||
6. Данные о связях с другими учреждениями (сетевое взаимодействие, совместные программы) | |||||
6.1. |
Партнерство в рамках данной экспериментальной работы (указать партнеров) |
Общеобразовательные учреждения города Ставрополя, Ставропольского края, Центр «Образовательные технологии» г. Москва, Благотворительный фонд «Добродея» |
Краткая аннотация программы.
Содержание работы
Процесс позитивной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является для них сложным этапом социализации. Несмотря на интеграционные процессы в образовательной сфере, проблема обучения таких детей остается сложной.
Одним из результатов гуманистического развития современного общества можно считать инклюзивное образование.
Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных (массовых) школах вместе со здоровыми сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.
Включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс массовых учебных заведений - новый подход для российского образования.
Целью инновационной площадки является создание и апробация модели инклюзивного образования детей с ОВЗ на базе МБОУ СОШ №21 г. Ставрополя; создание условий для совершенствования системы образования и социальной реабилитации детей с ОВЗ, путем внедрения инновационной технологии - инклюзивного образования.
В связи с чем, в рамках инновационной площадки планируется разработать и апробировать комплекс организационно-педагогических и методических условий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
- нормативно-правовая база реализации инклюзивного образования;
- поэтапное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение; условия создания в школе адаптивной образовательной среды;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- изменение методов и организационных форм обучения; научно-методическая поддержка педагогов через повышение квалификации на рабочем месте;
- формирование инклюзивной культуры у детей, родителей, педагогов;
- разработать этапы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу: комплексная двухуровневая диагностика, диагностическое обучение с целью уточнения диагноза и составления индивидуальной образовательной программы, развитие и коррекция нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного развития через сеть образовательных услуг;
- обосновано содержание психолого-медико-
А также создан пакет документов, составляющих нормативно-правовую базу и регламентирующих выявление, отбор, устройство в образовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшее сопровождение и методические рекомендации по организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования; разработано содержание комплексной двухуровневой диагностики с включением следующих форм деятельности: диагностическое обследование, психологическое, педагогическое, медицинское консультирование, обучение с диагностической целью, контроль эффективности рекомендаций ПМПК.
Введение.
Школа XXI века призвана быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности, учитывать типологические и индивидуальные особенности и уровень социализации. Не случайно в последнее время среди родителей все более популярной становится модель адаптивной школы. Мы рассматриваем адаптивную школу как школу быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, одним из основных принципов такой школы является инклюзивное образование. Развитие интегрированного образования для нашего педагогического коллектива является одним из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования школьной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако оно в процессе своего внедрения и сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, лифтов или одноэтажного дизайна школы, введением в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
Данная Программа определяет стратегию развития инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 21 города Ставрополя.
Актуальность Программы многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно:
1. Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель инклюзивного образования, совместного обучения, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с инвалидностью.
2. Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (в специальных учреждениях)) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями – инвалидов, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а, с другой, - препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы. Очевидно, качество человеческих ресурсов в обществе зависит не только от качества учебной подготовки, но и от накопленного личностью социального опыта, социальной компетентности, в частности, умения использовать меняющиеся ситуации и управлять жизненными обстоятельствами, самостоятельно выстраивая положительный жизненный сценарий. С нашей точки зрения, социальную компетентность можно развивать, если осуществить задачу расширения доступа социально-уязвимых групп населения к социальным благам и престижным каналам социализации, тем самым предотвращая их маргинализацию. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.
3. Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии инклюзивного образования, в основе которой лежат следующие принципы:
Итак, мы будем исходить из следующих положений:
Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Таким образом, создание модели психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри общеобразовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направленных в специальные образовательные учреждения.
Объект исследования:
Предмет исследования:
Создание условий для эффективного обучения воспитания детей с различными образовательными потребностями.
Гипотеза исследования: процесс включения, успешной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательно-воспитательную среду общеобразовательной школы будет в большей мере способствовать их успешной социализации, если: