Поощрение и наказание в работе социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель: определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.

Файлы: 1 файл

курсовик ксюша (2).doc

— 576.62 Кб (Скачать)

 

Поскольку ЭП было больше НЭП (1,3>1,0), у педагога были тенденции к использованию эффективных методов поощрения. Стиль педагога был ориентирован не на результат, а на действие. Относительная мера АС по результату, рассчитанной по формуле: Ас = ЭП – НЭП показывает положительную асимметрию предпочтения ЭП, то есть фасилитацию, что говорит о эффективности педагогического стиля преподавания педагога.

Таким образом, анализируя применение поощрения и наказания в педагогическом процессе, можно сделать следующие выводы:

1. Частота использования методов учителями является адекватной, поскольку положительные ответы преобладают над отрицательными.

2. Учителя прибегают и к сильным мерам воздействия, не обходя стороной одобрение и неодобрение.

3. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость.

4. У большинства учеников боязнь не самого наказания, а боязнь огорчения учителей и родителей.


Выводы по второй главе

В результате проведённых нами исследований, мы выявили следующие условия успешности методов поощрения и наказания в социально педагогическом процессе:

Наказания учащегося, должно подчёркивать не только отрицательные отношения, но и пробудить чувство совести, помочь осознать ошибку, активизировать желание исправить её.

Следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Все вводимые запреты должны быть понятными.

Наказание и поощрение должны быть справедливыми и соответствовать поступкам.

Следует заметить, что при выполнении вышеперечисленных условий, методы поощрения и наказания должны быть успешными, если цель их формирование позитивного социального опыта  и социально адекватных поступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

          В своей работе я изучила литературу по данной теме. Я старались найти оптимальные условия применения методики поощрения и наказания.Но на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, я не смогла дать точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого ребенка. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу! Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так "хладнокровно" наказывает. Воспитатель оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.

 

Поощрение и наказание как метод социально-педагогической коррекции должен быть рассчитан согласно личностным особенностям учащегося и его поступкам.

Овладение искусством применения поощрения и наказания требует и от педагогов, и от родителей не малых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует и в отношении поощрения.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения, М., 1953.

2.  Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой – народный учитель – М.: Просвещение, 1959 – 103 с.

3.  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?- М.: Масс-Медиа, 1995 – 240 с.

4.  Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе, М., 1962.

5.  Гордин А. Ю. Нравственное воспитание школьников в труде, М., 1967.

6.  Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., «Педагогика», 1971. – 200 с.

7.  Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.

8.  Драгунова Т.В. Подросток – М.: Знание, 1976 – 234 с.

9.  Крутецкий В. А. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.

10.                      Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Пб: Питер, 1993

11.                      Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.

12.                      Макаренко А.С. Книга для родителей – М.: Лениздат, 1981 – 319 с.

13.                      Медведева И., Шишова Г. В защиту похвалы // Семья и школа, 1993, №8 – с. 14 - 17.

14.                      Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов – М.: Академия – 432 с.

15.                      Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. зав.: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-688 с.

16.                      Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебник – М.: Роспедагенство, 1996 – 374 с.

17.                      Обучение будущих учителей мастерству воспитания / под ред. О.П. Козлова – Ростов-на-Дону, 1981 – 153 с.

18.                      Островская Л.Ф. Надо ли наказывать детей – М.: Просвещение, 1967 – 168 с.

19.                      Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Второе издание. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

20.                      Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

21.                      Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника / Составитель: Н.Е. Щуркова – М.: Московский институт повышения квалификации работников образования. 1992 – 88 с.

22.                      Педагогические идеи К.Д. Ушинского – М.: Знание, 1971 – 80 с.

23.                      Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., - М.: Педагогика-Прогресс. 2001.

24.                      Психология: Учеб. для. студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

25.                      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М., 1960.

26.                      Рыданов И. И. О поощрении и наказании детей в семье, М., 1980.

27.                      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образование, 1998 – 256 с.

28.                      Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. - М. 1986.

29.                      Струбицкий В.В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся, С., 1961.

30.                      Сухомлинский В.А. О воспитании / Составитель и автор вступительного очерка С. Соловейчик – М.: Политиздат, 1986 – 270 с.

31.                      Ушинский К. Д. Избранные сочинения в 2 томах, М., 1952-1953.

32.                      Фромм Аллан Азбука для родителей / Перевод И.Г. Константиновой – Л.: Лениздат, 1991 – 313 с.

33.                      Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии – М.: педагогическое общество России, 1988 – 250 с.

34.                      Энциклопедия домашнего психолога / Автор-составитель О. Нагоркина. – Саратов: Софит-Принт; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 540 с.


Приложение №1

 

Анкета №1 (для учащихся)

 

1. Часто ли вас наказывают?

- часто

- время от времени

- редко

2. Как чаще всего вас наказывают?

- замечание

- выговор

- ограничение

- физическое наказание

3. Справедливо ли вас наказывают?

- да

- нет

- не знаю

4. После наказания стараетесь ли вы исправить свою ошибку?

- да

- нет

5. Всегда ли наказание соответствует поступку?

- всегда

- иногда

- никогда

6. Когда вас наказывают, вы боитесь:

- самого наказания

- что учитель (родитель) огорчится

- ничего

7. Как вы реагируете на наказание?

8. Можно ли отказаться от наказания?

9. Часто ли вас поощряют?

- часто

- время от времени

- редко

10. Как чаще вас поощряют:

- похвала

- подарки

- отметки

- одобрение

11. Справедливо ли вас поощряют:

- да

- нет

- не знаю

12. Всегда ли поощрение соответствует поступку:

- всегда

- иногда

- никогда

13. Искренне ли вас поощряют:

- да

- нет

- не знаю


Приложение №2

 

Анкета для учителей

 

1. Как часто Вы наказываете учеников:

- часто

- время от времени

- редко

2. Как часто Вы поощряете учеников:

- часто

- время от времени

- редко

3. Как чаще всего Вы наказываете:

- замечание

- выговор

- ограничение

- физическое наказание

4. Как чаще всего Вы поощряете:

- похвала

- подарки

- отметки

- одобрение

5. Справедливо ли Вы наказываете и поощряете учеников:

- да

- нет

- не знаю

6. С какой целью Вы используете методы поощрения и наказания:

- наведения порядка

- коррекции поведения

- направления сложившихся качеств личности

- формирования адекватной самооценки

7. Как Вы думаете, достигаете ли Вы своей цели?

- да

- нет

- не знаю

8. Согласуете ли Вы с родителями меры поощрения и наказания?

9. Как Вы думаете, можно ли отказаться от наказаний?


Приложение №3

 

Шкала «Эффективность педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой

 

Опросник «Стили педагогических воздействий».

Утверждения

Оценка

1

Я считаю, что лучше перехвалить ученика, чем недохвалить.

 

2

Я хвалю учеников в зависимости от ситуации.

 

3

Всегда свои поощрения сопровождаю подробным объяснением, что именно достойно похвалы.

 

4

Делаю это (объяснение) в общих чертах.

 

5

Я всегда проявляю максимальное внимание к успехам своих учеников, игнорируя их недостатки в работе.

 

6

В первую очередь я всегда обращаю внимание на недостатки в работе учеников, сдержанно отмечаю их успехи.

 

7

Я постоянно поощряю старание учеников в решении учебных задач.

 

8

Отмечаю участие в работе вообще.

 

9

Я считаю важным подчеркнуть значимость достигнутых результатов каждого ученика.

 

10

Я считаю важным всегда сообщать своим ученикам об их успехах.

 

11

Я постоянно даю сравнение прошлых и настоящих достижений своих учеников.

 

12

Ориентирую учеников сравнивать их результаты с результатами других (на соревнование).

 

13

Считаю правильным преувеличение значимости достигнутых результатов учеников для их стимулирования.

 

14

Считаю неправильным преувеличение значимости достигнутых результатов учеников, так как это только расхолаживает их.

 

15

Мера поощрения для данного ученика должна определяться степенью его прилежания.

 

16

Мера поощрения для ученика должна определяться его способностями.

 

17

Я всегда достигнутое учеником связываю с его старанием.

 

18

Я связываю достигнутый результат ученика с его способностями.

 

19

Мои ученики с удовольствием выполняют задание, потому что им нравится процесс работы.

 

20

Мои ученики стараются лучше выполнить задание, что бы получить мою похвалу, награду, выиграть в соревновании.

 

21

Я постоянно обращаю внимание учеников на то, что повышение успеваемости зависит от их желания учиться в соответствии со своими способностями.

 

22

Обращаю внимание учащихся на то, что их успех в учебе зависит от моих усилий добиться хороших результатов.

 

23

Я всегда ориентируюсь на постановку перед учащимися новых задач, а не на контроль изученного.

 

24

Постоянно контролирую процесс самостоятельной работы учащихся, не допуская их отвлечения от работы.

 

Информация о работе Поощрение и наказание в работе социального педагога