Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа
Основная цель: определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.
Поскольку ЭП было больше НЭП (1,3>1,0), у педагога были тенденции к использованию эффективных методов поощрения. Стиль педагога был ориентирован не на результат, а на действие. Относительная мера АС по результату, рассчитанной по формуле: Ас = ЭП – НЭП показывает положительную асимметрию предпочтения ЭП, то есть фасилитацию, что говорит о эффективности педагогического стиля преподавания педагога.
Таким образом, анализируя применение поощрения и наказания в педагогическом процессе, можно сделать следующие выводы:
1. Частота использования методов учителями является адекватной, поскольку положительные ответы преобладают над отрицательными.
2. Учителя прибегают и к сильным мерам воздействия, не обходя стороной одобрение и неодобрение.
3. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость.
4. У большинства учеников боязнь не самого наказания, а боязнь огорчения учителей и родителей.
Выводы по второй главе
В результате проведённых нами исследований, мы выявили следующие условия успешности методов поощрения и наказания в социально педагогическом процессе:
Наказания учащегося, должно подчёркивать не только отрицательные отношения, но и пробудить чувство совести, помочь осознать ошибку, активизировать желание исправить её.
Следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Все вводимые запреты должны быть понятными.
Наказание и поощрение должны быть справедливыми и соответствовать поступкам.
Следует заметить, что при выполнении вышеперечисленных условий, методы поощрения и наказания должны быть успешными, если цель их формирование позитивного социального опыта и социально адекватных поступков.
В своей работе я изучила литературу по данной теме. Я старались найти оптимальные условия применения методики поощрения и наказания.Но на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, я не смогла дать точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого ребенка. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу! Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так "хладнокровно" наказывает. Воспитатель оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.
Поощрение и наказание как метод социально-педагогической коррекции должен быть рассчитан согласно личностным особенностям учащегося и его поступкам.
Овладение искусством применения поощрения и наказания требует и от педагогов, и от родителей не малых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует и в отношении поощрения.
1. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения, М., 1953.
2. Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой – народный учитель – М.: Просвещение, 1959 – 103 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?- М.: Масс-Медиа, 1995 – 240 с.
4. Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе, М., 1962.
5. Гордин А. Ю. Нравственное воспитание школьников в труде, М., 1967.
6. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., «Педагогика», 1971. – 200 с.
7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.
8. Драгунова Т.В. Подросток – М.: Знание, 1976 – 234 с.
9. Крутецкий В. А. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.
10. Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Пб: Питер, 1993
11. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
12. Макаренко А.С. Книга для родителей – М.: Лениздат, 1981 – 319 с.
13. Медведева И., Шишова Г. В защиту похвалы // Семья и школа, 1993, №8 – с. 14 - 17.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов – М.: Академия – 432 с.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. зав.: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-688 с.
16. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебник – М.: Роспедагенство, 1996 – 374 с.
17. Обучение будущих учителей мастерству воспитания / под ред. О.П. Козлова – Ростов-на-Дону, 1981 – 153 с.
18. Островская Л.Ф. Надо ли наказывать детей – М.: Просвещение, 1967 – 168 с.
19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Второе издание. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.
20. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
21. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника / Составитель: Н.Е. Щуркова – М.: Московский институт повышения квалификации работников образования. 1992 – 88 с.
22. Педагогические идеи К.Д. Ушинского – М.: Знание, 1971 – 80 с.
23. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., - М.: Педагогика-Прогресс. 2001.
24. Психология: Учеб. для. студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М., 1960.
26. Рыданов И. И. О поощрении и наказании детей в семье, М., 1980.
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образование, 1998 – 256 с.
28. Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. - М. 1986.
29. Струбицкий В.В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся, С., 1961.
30. Сухомлинский В.А. О воспитании / Составитель и автор вступительного очерка С. Соловейчик – М.: Политиздат, 1986 – 270 с.
31. Ушинский К. Д. Избранные сочинения в 2 томах, М., 1952-1953.
32. Фромм Аллан Азбука для родителей / Перевод И.Г. Константиновой – Л.: Лениздат, 1991 – 313 с.
33. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии – М.: педагогическое общество России, 1988 – 250 с.
34. Энциклопедия домашнего психолога / Автор-составитель О. Нагоркина. – Саратов: Софит-Принт; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 540 с.
Приложение №1
Анкета №1 (для учащихся)
1. Часто ли вас наказывают?
- часто
- время от времени
- редко
2. Как чаще всего вас наказывают?
- замечание
- выговор
- ограничение
- физическое наказание
3. Справедливо ли вас наказывают?
- да
- нет
- не знаю
4. После наказания стараетесь ли вы исправить свою ошибку?
- да
- нет
5. Всегда ли наказание соответствует поступку?
- всегда
- иногда
- никогда
6. Когда вас наказывают, вы боитесь:
- самого наказания
- что учитель (родитель) огорчится
- ничего
7. Как вы реагируете на наказание?
8. Можно ли отказаться от наказания?
9. Часто ли вас поощряют?
- часто
- время от времени
- редко
10. Как чаще вас поощряют:
- похвала
- подарки
- отметки
- одобрение
11. Справедливо ли вас поощряют:
- да
- нет
- не знаю
12. Всегда ли поощрение соответствует поступку:
- всегда
- иногда
- никогда
13. Искренне ли вас поощряют:
- да
- нет
- не знаю
Приложение №2
Анкета для учителей
1. Как часто Вы наказываете учеников:
- часто
- время от времени
- редко
2. Как часто Вы поощряете учеников:
- часто
- время от времени
- редко
3. Как чаще всего Вы наказываете:
- замечание
- выговор
- ограничение
- физическое наказание
4. Как чаще всего Вы поощряете:
- похвала
- подарки
- отметки
- одобрение
5. Справедливо ли Вы наказываете и поощряете учеников:
- да
- нет
- не знаю
6. С какой целью Вы используете методы поощрения и наказания:
- наведения порядка
- коррекции поведения
- направления сложившихся качеств личности
- формирования адекватной самооценки
7. Как Вы думаете, достигаете ли Вы своей цели?
- да
- нет
- не знаю
8. Согласуете ли Вы с родителями меры поощрения и наказания?
9. Как Вы думаете, можно ли отказаться от наказаний?
Приложение №3
Шкала «Эффективность педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой
Опросник «Стили педагогических воздействий».
№ | Утверждения | Оценка |
1 | Я считаю, что лучше перехвалить ученика, чем недохвалить. |
|
2 | Я хвалю учеников в зависимости от ситуации. |
|
3 | Всегда свои поощрения сопровождаю подробным объяснением, что именно достойно похвалы. |
|
4 | Делаю это (объяснение) в общих чертах. |
|
5 | Я всегда проявляю максимальное внимание к успехам своих учеников, игнорируя их недостатки в работе. |
|
6 | В первую очередь я всегда обращаю внимание на недостатки в работе учеников, сдержанно отмечаю их успехи. |
|
7 | Я постоянно поощряю старание учеников в решении учебных задач. |
|
8 | Отмечаю участие в работе вообще. |
|
9 | Я считаю важным подчеркнуть значимость достигнутых результатов каждого ученика. |
|
10 | Я считаю важным всегда сообщать своим ученикам об их успехах. |
|
11 | Я постоянно даю сравнение прошлых и настоящих достижений своих учеников. |
|
12 | Ориентирую учеников сравнивать их результаты с результатами других (на соревнование). |
|
13 | Считаю правильным преувеличение значимости достигнутых результатов учеников для их стимулирования. |
|
14 | Считаю неправильным преувеличение значимости достигнутых результатов учеников, так как это только расхолаживает их. |
|
15 | Мера поощрения для данного ученика должна определяться степенью его прилежания. |
|
16 | Мера поощрения для ученика должна определяться его способностями. |
|
17 | Я всегда достигнутое учеником связываю с его старанием. |
|
18 | Я связываю достигнутый результат ученика с его способностями. |
|
19 | Мои ученики с удовольствием выполняют задание, потому что им нравится процесс работы. |
|
20 | Мои ученики стараются лучше выполнить задание, что бы получить мою похвалу, награду, выиграть в соревновании. |
|
21 | Я постоянно обращаю внимание учеников на то, что повышение успеваемости зависит от их желания учиться в соответствии со своими способностями. |
|
22 | Обращаю внимание учащихся на то, что их успех в учебе зависит от моих усилий добиться хороших результатов. |
|
23 | Я всегда ориентируюсь на постановку перед учащимися новых задач, а не на контроль изученного. |
|
24 | Постоянно контролирую процесс самостоятельной работы учащихся, не допуская их отвлечения от работы. |
|
Информация о работе Поощрение и наказание в работе социального педагога