Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа
Основная цель: определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.
Таким образом, мы видим, что учителя прибегают к использованию и более сильных мер воздействия, не обходя стороной простые меры, такие как «одобрение» и «неодобрение».
3.Следующим вопросом анкеты является справедливость применения поощрения и наказания. Его целью было определить, соответствует ли использование методов поощрения и наказания требованию учащегося. 60% учеников отмечают, что их наказывают справедливо, 10% - несправедливо, 30% - не знают. Что касается поощрения, то 90% учеников отмечают справедливость; 85% учителей уверены в том, что они используют поощрение и наказание всегда справедливо.
Таблица №5
Справедливость употребления методов поощрения и наказания (мнение учеников)
| наказание | поощрение |
да | 60% | 90% |
не знаю | 30% | - |
нет | 10% | 10% |
Справедливость употребления поощрения и наказания (мнение учителей)
| наказание | поощрение |
да | 83% | 68% |
не знаю | - | - |
нет | 17% | 32% |
Сопоставляя данные, следует, что учителя должны обратить большее внимание на справедливость наказания, так как ученики в этом возрасте наиболее остро чувствуют это.
4. К одному из требований относится вопрос: «Всегда ли поощрение (наказание) соответствует поступку?». Здесь мнения учеников разделяются: 50% согласны, что соответствует, 30% отрицают и 20% не уверены в ответе.
Соотнесение наказания (поощрения) поступку
Да | 50% |
Нет | 30% |
Не уверены | 20% |
5. Далее мы бы хотели убедиться, с какой целью учителя используют методы поощрения и наказания. Были предложены следующие цели:
- коррекция поведения – 49%;
- исправление сложившихся качеств личности – 17%;
- формирование адекватной самооценки – 17%;
- наведение порядка – 17%.
70% учителей утверждают, что методы используются успешно, 30% в этом сомневаются.
6. На вопрос о влиянии наказания на эмоциональное состояние ребёнка 40% ответили, что боятся наказания; 50% боятся огорчить родителей, учителей; 10% - ничего не боятся. Последние так ответили, поскольку либо они привыкли к систематическим поощрениям и наказаниям либо их не наказывают вообще.
Таблица №8
Реакция учеников на наказание
Боязнь наказания | 40% |
Огорчение учителей (родителей) | 50% |
Ничего не боятся | 10% |
7. Необходимость наказания: 40% учеников за, 60% против; 83% учителей за и 17% против.
Необходимость наказания
| За | Против |
Ученики | 40% | 60% |
Учителя | 83% | 17% |
Теперь проанализируем полученные результаты по шкале «Эффективность педагогического стиля» Н.А. Аминова и Н.И. Шелиховой. Для более конкретной обработки полученных данных нам пришлось сделать следующие расчётные операции:
1. Сначала необходимо было сложить «сырые» оценки по каждому нечётному пункту шкалы и полученную сумму разделить на 12:
ЭП = ∑ (х1 + х3 + … + х11) / 12
Подставив в данную формулу данные первой субшкалы мы получили 1,3. Частное от деления (ЭП) в данном случае является эмпирической мерой тенденции педагога предпочитать эффективные методы поощрения своего ученика.
2. Далее мы сложили «сырые» оценки по каждому чётному пункту шкалы и полученную сумму разделили на 12:
НЭП = ∑ (х2 + х4 + … + х12) / 12
После подставления данных второй субшкалы у нас получилось 1,0. Частное от деления (НЭП) является эмпирической мерой тенденции педагога к использованию неэффективных методов поощрения своего ученика.
3. Теперь вычислим разницу между ЭП и НЭП:
Ас = ЭП – НЭП
Величина асимметрии оценок – 0,3 выступает мерой сбалансированности методик «поощрения» в процессе дидактической коммуникации.
Интерпретация абсолютных и сбалансированных показателей предпочтения эффективных и неэффективных методов поощрения
Показатели индивидуального предпочтения | Характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля | |
ориентированного на развитие | ориентированного на результат | |
1. Методов эффективного поощрения | (ЭП>НЭП) тенденция к «поддерживающему» стилю коммуникации | (ЭП<НЭП) |
2. Методов неэффективного «подкрепления» | (НЭП<ЭП) | (НЭП>ЭП) тенденция к «контролирующему» стилю коммуникации |
3. Относительная мера АС | Положительная асимметрия предпочтения ЭП (фасилитации) | Отрицательная асимметрия предпочтения НЭП (контроль) |
Информация о работе Поощрение и наказание в работе социального педагога