Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа
Основная цель: определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.
2.1 Методика и методы исследования
Исследовательская работа проводилась в МОУ Кантауровской СОШ Борского района Нижегородской области. В эксперименте участвовали учащиеся 4 «А» класса и преподаватели. В качестве контрольной группы выступили учащиеся общеобразовательной школы в количестве 10 человек:
1. Майдокина Дарья
2. Кулагин Никита
3. Забияка Ксения
4. Неводова Екатерина
5. Заложных Роман
6. Сорокина Анна
7. Соболев Артём
8. Кузнецова Марина
9. Гусева Виктория
10. Жуликов Максим
В эксперименте участвовал педагогический состав, работающий в этом классе:
1.Кашина Светлана Павловна - кл.рук.
2.Уткина Ирина Павловна – учитель английского языка
3.Грачева Валентина Викторовна – учитель музыки
4.Корючкина Ирина Петровна – учитель информатики
5.Коржавин Николай Геннадьевич – учитель физкультуры
6.Смирнова Галина Юрьевна – учитель ИЗО
Цели на этом этапе исследования заключаются в том, чтобы:
1. Выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в образовательном процессе.
2. Определить условия, необходимые для обоснованного применения данных методов.
С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был использован метод анкетирования. Анкета смешанного типа «Поощрение и наказание» содержит вопросы, предложенные отдельно ученикам и учителям (см. Приложение №1, 2). Она была составлена и предназначена как для учащихся, так и для учителей. Анкета включает в себя тринадцать вопросов для учеников, и девять для учителей.
В итоге предложенное анкетирование позволит узнать, насколько адекватна частота использования методов, какие меры воздействия преобладают у учителей, а также отношение к самим методам поощрения и наказания учителей и учащихся.
Также была использована шкала «Эффективность педагогического стиля» Н.А. Аминова, Н.И. Шелиховой (см. Приложение № 3).
Цель: определение индивидуальных различий в саморегуляции учебной деятельности
Данная шкала была сконструирована студентами педагогических школ. Основой для создания шкалы послужила эмпирическая классификация методов поощрения, предложенная Паулом Массеном и др.
Шкала состоит из 24 утверждений, связанных попарно (1-2, 3-4 и т. д.) и формулы шкалирования. Испытуемому предлагается, прочитав утверждения, оценить по девятибалльной шкале, насколько верно они отражают его представления об эффективном стиле педагогического воздействия.
В бланке ответов, напротив номера утверждения, необходимо поставить цифру, соответствующую выбранному варианту ответа. Предлагается 9 вариантов ответов: «+ 4» - да, несомненно (очень сильное согласие), «+ 3» - да верно (сильное согласие), «+2» – в общем, да (среднее согласие), «+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие), «0» – ни да, ни нет, «- 1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие), «-2» - в общем, нет (среднее несогласие), «-3» – нет, неверно (сильное несогласие), «-4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Формула шкалирования позволяет обследуемому оценивать каждое утверждение или положительно или отрицательно и выразить более эмоционально степень своего согласия внутри каждой категории.
Таким образом, выводится интерпретация абсолютных и сбалансированных показателей предпочтения эффективных и неэффективных методов поощрения.
Сама процедура анкетирования проводится анонимно и после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.
2.2 Анализ и интерпретация эмпирических данных
После проведение анкеты «Поощрение и наказание» мы получили следующие результаты:
1. На вопрос – часто ли вас наказывают? – было дано 60% отрицательных ответов; «время от времени» - 30%; и, наконец, «часто» дали 10% учеников. На вопрос о поощрении 70% ответило «часто», 20% - время от времени, 10% - ответили – «редко».
На подобные вопросы учителя отвечали: употребляют наказание часто (4-5 раз в день) – 17%, не очень часто (2-3) – 51%, редко – 32%. Используют поощрение часто 66% учителей, 17% - не очень часто и 17% редко.
Таблица №1
Частота применения методов наказания
Частота | Ученики | Учителя |
Часто | 10% | 17% |
Время от времени | 30% | 51% |
Редко | 60% | 32% |
Таблица №2
Частота применения методов поощрения
Частота | Ученики | Учителя |
Часто | 70% | 66% |
Время от времени | 20% | 17% |
Редко | 10% | 17% |
Анализируя полученные данные, следует отметить, что частота употребления методов поощрения и наказания вполне адекватна. Положительное преобладает над отрицательным.
2. Отвечая на вопрос: «Как чаще всего вас наказывают?», были получены следующие данные: ученики расставили виды наказания в следующем порядке: замечание, выговор, ограничение и физическое наказание. 10% указали «физическое наказание», 20% - «ограничение», 20% - «выговор», 50% - «замечание», как самый распространённый вид наказания.
Таблица №3
Употребление видов наказания
Виды | Ученики | Учителя |
Замечание | 50% | 51% |
Выговор | 20% | 32% |
Ограничение | 20% | 17% |
Физическое наказание | 10% | - |
Что же касается поощрения, то здесь мы имеем следующие результаты: ученики указали такой порядок видов поощрения по частоте употребления: похвала, одобрение, оценки; учителя расставили другим образом: одобрение, похвала, оценка. Из них 51% учителей применяют на практике одобрение, 32% - похвалу, 17% - оценку.
Таблица №4
Виды | Ученики | Учителя |
Похвала | 80% | 32% |
Подарок | - | - |
Отметки | 10% | 17% |
Одобрение | 10% | 51% |
Информация о работе Поощрение и наказание в работе социального педагога