Поощрение и наказание в работе социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель: определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.

Файлы: 1 файл

курсовик ксюша (2).doc

— 576.62 Кб (Скачать)

 


ГЛАВА II. Практическое исследование поощрения и наказания в образовательном учреждении

 

2.1 Методика и методы исследования

 

Исследовательская работа проводилась в МОУ Кантауровской СОШ Борского района Нижегородской области. В эксперименте участвовали учащиеся 4 «А» класса и преподаватели. В качестве контрольной группы выступили учащиеся общеобразовательной школы в количестве 10 человек:

1. Майдокина Дарья

2. Кулагин Никита

3. Забияка Ксения

4. Неводова Екатерина

5. Заложных Роман

6. Сорокина Анна

7. Соболев Артём

8. Кузнецова Марина

9. Гусева Виктория

10. Жуликов Максим

В эксперименте участвовал педагогический состав, работающий в этом классе:

           1.Кашина Светлана Павловна  - кл.рук.

           2.Уткина Ирина Павловна – учитель английского языка

           3.Грачева Валентина Викторовна – учитель музыки

           4.Корючкина  Ирина Петровна – учитель информатики

           5.Коржавин  Николай Геннадьевич – учитель физкультуры

           6.Смирнова Галина Юрьевна – учитель ИЗО

 

 

Цели на этом этапе исследования заключаются в том, чтобы:

1. Выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в образовательном процессе.

2. Определить условия, необходимые для обоснованного применения данных методов.

С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был использован метод анкетирования. Анкета смешанного типа «Поощрение и наказание» содержит вопросы, предложенные отдельно ученикам и учителям (см. Приложение №1, 2). Она была составлена и предназначена как для учащихся, так и для учителей. Анкета включает в себя тринадцать вопросов для учеников, и девять для учителей.

В итоге предложенное анкетирование позволит узнать, насколько адекватна частота использования методов, какие меры воздействия преобладают у учителей, а также отношение к самим методам поощрения и наказания учителей и учащихся.

Также была использована шкала «Эффективность педагогического стиля» Н.А. Аминова, Н.И. Шелиховой (см. Приложение № 3).

Цель: определение индивидуальных различий в саморегуляции учебной деятельности

Данная шкала была сконструирована студентами педагогических школ. Основой для создания шкалы послужила эмпирическая классификация методов поощрения, предложенная Паулом Массеном и др.

Шкала состоит из 24 утверждений, связанных попарно (1-2, 3-4 и т. д.) и формулы шкалирования. Испытуемому предлагается, прочитав утверждения, оценить по девятибалльной шкале, насколько верно они отражают его представления об эффективном стиле педагогического воздействия.

В бланке ответов, напротив номера утверждения, необходимо поставить цифру, соответствующую выбранному варианту ответа. Предлагается 9 вариантов ответов: «+ 4» - да, несомненно (очень сильное согласие), «+ 3» - да верно (сильное согласие), «+2» – в общем, да (среднее согласие), «+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие), «0» – ни да, ни нет, «- 1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие), «-2» - в общем, нет (среднее несогласие), «-3» – нет, неверно (сильное несогласие),  «-4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Формула шкалирования позволяет обследуемому оценивать каждое утверждение или положительно или отрицательно и выразить более эмоционально степень своего согласия внутри каждой категории.

Таким образом, выводится интерпретация абсолютных и сбалансированных показателей предпочтения эффективных и неэффективных методов поощрения.

Сама процедура анкетирования проводится анонимно и после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.

 

2.2 Анализ и интерпретация эмпирических данных

После проведение анкеты «Поощрение и наказание» мы получили следующие результаты:

1. На вопрос – часто ли вас наказывают? – было дано 60% отрицательных ответов; «время от времени» - 30%; и, наконец, «часто» дали 10% учеников. На вопрос о поощрении 70% ответило «часто», 20% - время от времени, 10% - ответили – «редко».

На подобные вопросы учителя отвечали: употребляют наказание часто (4-5 раз в день) – 17%, не очень часто (2-3) – 51%, редко – 32%. Используют поощрение часто 66% учителей, 17% - не очень часто и 17% редко.

 

 

 

 

 

Таблица №1

Частота применения методов наказания

Частота

Ученики

Учителя

Часто

10%

17%

Время от времени

30%

51%

Редко

60%

32%


 

Таблица №2

Частота применения методов поощрения

Частота

Ученики

Учителя

Часто

70%

66%

Время от времени

20%

17%

Редко

10%

17%


 

Анализируя полученные данные, следует отметить, что частота употребления методов поощрения и наказания вполне адекватна. Положительное преобладает над отрицательным.

2. Отвечая на вопрос: «Как чаще всего вас наказывают?», были получены следующие данные: ученики расставили виды наказания в следующем порядке: замечание, выговор, ограничение и физическое наказание. 10%  указали «физическое наказание»,  20% - «ограничение»,  20% - «выговор», 50% - «замечание», как самый распространённый вид наказания.

Таблица №3

Употребление видов наказания

Виды

Ученики

Учителя

Замечание

50%

51%

Выговор

20%

32%

Ограничение

20%

17%

Физическое наказание

10%

-


 

Что же касается поощрения, то здесь мы имеем следующие результаты:  ученики указали такой порядок видов поощрения по частоте употребления: похвала, одобрение, оценки; учителя расставили другим образом: одобрение, похвала, оценка. Из них 51% учителей применяют на практике одобрение, 32% - похвалу, 17% - оценку.

                 Таблица №4

                                                    

                                           Употребление видов поощрения

Виды

Ученики

Учителя

Похвала

80%

32%

Подарок

-

-

Отметки

10%

17%

Одобрение

10%

51%

Информация о работе Поощрение и наказание в работе социального педагога