Поощрение и наказание в работе социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель: определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.

Файлы: 1 файл

курсовик ксюша (2).doc

— 576.62 Кб (Скачать)

Теперь рассмотрим наиболее употребительные и оправданные меры наказания в школе и семье, включая официально действующие меры наказания учащихся.

Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Во-первых, оно должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся, во-вторых, делаться в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляться с помощью прямого непосредственного требования.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошёл смысл наказания, учителю следует посадить его да место. Ошибкой учителей является то, что они ставят ученика возле парты надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.

Такое длительное стояние для ребенка вредно, оно утомляет его. Наказание превращается в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. В итоге, ученик, улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Не случайно, поэтому удаление из класса — одна из мер наказания, целесообразность использования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры.

Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. Надо признать, что в значительной части случаев, когда эта мера используется, ее применение было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда – нетактичным обращением к ученику.

Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твёрдо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что наказание не заверше­но. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимо­сти от конкретной ситуации, так или иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..».

Весьма серьезной мерой наказания служит выговор. Его смысл заключается в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике или в приказе по школе. Если выговором завершает­ся острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной.

Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор – это очень серьезная мера наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «для острастки», как порой, к сожалению, случается.

Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

Наряду с предусмотренными официальными докумен­тами, в школах используются и такие педагогически целе­сообразные меры наказания, применение которых связа­но с традициями, особенностями конкретных коллекти­вов. Используется, в частности, такая мера, как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд).

Другой мерой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими то­варищами [6, стр. 184-191].

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормально­го развития. Кроме того, следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В качестве наказания может быть использована и от­срочка ожидаемого поощрения. К примеру, можно на не­которое время отложить покупку какой-то вещи: велоси­педа, фотоаппарата. Но всё же в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важ­на справедливость.

 

1.3. Поощрение и наказание как средство социально-педагогической коррекции поведения.

 

В педагогическом процессе, за частую, как положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), так и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы. К сожалению, в современной практической социально-педагогической деятельности  в большинстве    случаев применимы различные формы наказания, одним из самых пагубных и наиболее распостранееных является недоверее и навешивание ярлыков, что приводит скорее к «антивоспитанию» личности. Все чаще дается оценка ребенку, а не его поступку, особенно это касается индивидуальных форм работы с учащимся.

Безусловно, это может привести ребенка не только к неправильной самооценки, но и к ожиданию неуспеха, страхам, вплоть до недоверия и боязни «мира взрослых», а вследствие породить в будущем инфантильное или даже жестокого поведение. 

Задачи социального педагога не ограничиваются профилактикой девиантного поведения, но и включают в себя коррекцию его.  Использованию поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции поведения должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие [6, стр. 56].

Все даже самые не заметные и мимолетные ситуации поощрения и наказания представляют собой особые случаи сложных социально-педагогических и психолоических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами – их педагогической корректировки. Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования более значимых потребностей личности и коллектива, другими словами:  без оценки поступков и мотивации действий, не возможно осуществление воспитание в целом.

По мнению В. Е. Гмурмана необходимо использовать поощрение в самых раз­личных видах деятельности детей отмечал. «Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности», – писал он. Это даёт возможность стимулировать, способности и склонности как в области учения, так и в разнообразной внеурочной деятельности [4, стр. 170] Ребенок должен понимать, что он совершает не только плохие поступки, что его деятельность многогранна и он может реализовать себя и «быть хорошим».

На первых порах работы с коллективом педагог поощряет отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный класс, и организованно проведенный поход, и т. п. Однако по мере формирования здорового общественного мнения классного, а в перспективе  школьного,  коллектива и адекватной самооценки отдельно взятого учащегося предметом поощрения становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи...

Противоположный же  соиально-педегогическое средство коррекции поведения - ситуация наказания – это конфликтная ситуация. Смысл наказания как средства коррекции – в его относительно раннем использовании и осторожной, ограниченной дозировке при применение во взаимодействии с ребенком. Поэтому использование наказания в условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно, но только в том случае если наказание не носит оскорбительный характер и не формирует отрицательного отношения к себе, обществу или труду. Учащийся всегда твердо должен понимать за что его наказали.

Одним из самых важных условий развития использовании поощрений и наказаний является соблю­дение меры. Безусловно, во всех аспектах воспитания приносит вред как чрезмерное поощрение, захваливание, злоупотребление одобрением или, напротив, наказания по всякому поводу. К тому же закрепление   положительного поведения за что-то или во избежание чего-то, явно не  способствует формированию нравственных качеств. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воз­действиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже, тем самым смягчая социально-педагогическое воздействие. Следует заметит, что существует точка зрения о том, что эффект от применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необхо­димость поощрения или наказания жестко и недвусмыс­ленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать [6, стр. 79].  Методы и приемы работы взаимодействия с ребеком социальнй педагог должен подбирать индивидуально и все таки общие рекомендации существуют.

Принципы использования наказания как коррекционного метода сформулировали Л.Ю. Гордин, В.Л. Леви и Б. Т. Лихачев:

      Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

      Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.

      Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.

      Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

      Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.

      Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.

      Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Так же  В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу. Нельзя в качестве наказания использовать отказ любви, хорошего отношения к ребенку, это сильно понизит  самооценку и оценку себя в обществе.

Положительное действие поощрения в работе социального педагога возможно только при соблюдении следующих принципов:

      Поощрение должно быть заслужено каким-то конкретным действием, поступком.

      Размер поощрения не должен чрезмерно превосходить поступок

      Поощрение не должно быть систематично, ребенок должен понимать, что хороший поступок он делает не ради «оценки», «приза»

      При поощрение шантаж (я тебе это, если ты мне это…) не уместен.

      Поощрение одного ребенка, не используют для воспитания другого, формирование зависти – отрицательный результат воспитания.

      Не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

      Не хвалить больше двух раз за одно и то же;

      Не хвалить из жалости;

      Не хвалить из желания понравиться.

 

   Следовательно справедливое, уместное поощрение и наказание приводит к повышению качества работы социального педагога с учащимися.

Выводы по первой главе

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности.

Поэтому необходимо помнить, что в хорошо воспитанных семьях, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание.

Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию. А также то, что такт в поощрении и наказании является необходимым элементом.

Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации,

Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.

Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов, то есть, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств.

Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкрет­ном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррек­ции поведения детей.

Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необхо­димость поощрения или наказания жестко и недвусмыс­ленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.

Информация о работе Поощрение и наказание в работе социального педагога