Понятие и причины появления феминизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 00:43, реферат

Краткое описание

Феминизм – противоречивое явление. Поэтому многие, кто пытается разобраться в сущности этого явления по разному рассматривают феминизм, как социальное явление.
Например, Шведова. Ее подход к данной проблеме рассмотрен с точки зрения влияния женщин на ход современной истории. То есть она сторонница феминизма, как политического явления.
Шведова рассматривает феминизм, как нормальный процесс укрепления прав женщин и вхождения их во все сферы жизни общества и управления им.
К такому же типу можно отнести Галину Старовойтову. Она была женщиной в большой политике и всеми способами подчеркивала, что это нормальное явление, которое не следует сдерживать.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие феминизма………………………………………………………4
2. Причины появления феминизма………………………………………...6
3. Социальная дискриминация женщин…………………………………...8
4. Феминизм как политическая сила……………………………………...11
5. Противоречия в теории современного феминизма……………………17
6. Феминистские организации в мире…………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….….27
Литература……………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

феминизм.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

В фильме "Солдат Джейн" решение Джордан добровольно пойти в мирное время на то, чтобы во имя равенства искалечить десантными тренировками свой организм, выглядит достаточно странным. Врач предупреждает Джордан, что от перегрузок у нее прекратятся обычные женские отправления. Но она словно и мечтает избавиться от женского естества. В середине фильма она совершает символический акт уподобления мужчине - бреет себе голову наголо. Но главное впереди.

Самое тяжкое испытание у "тюленей" - когда их готовят к возможному захвату в плен. Командир нещадно избивает солдат - так, как будут избивать враги. С Джордан он особенно жесток, объясняя, что враг сочтет ее слабым звеном отряда и будет мучить больше всех. К этому надо быть готовыми. Окровавленная, измочаленная Джордан, конечно, выдерживает пытку и даже лихо отбивается кулаками и ногами. А победив, с ненавистью говорит командиру не просто грубейшее, грязное, а именно сугубо мужское ругательство . Мужчины в восторге - теперь Джордан и вправду одна из них. А ей больше не надо им завидовать, комплекс кастрации побежден - недостающее обретено!

Фрейдовские построения кажутся нам невероятными. Но такой фильм, как "Солдат Джейн", внезапно, невольно для его авторов, доказывает, как умел гениальный психиатр читать в нашем бессознательном. Феминистки думают, что их надсадное, иррациональное стремление сравняться с мужчинами продиктовано передовыми идеологическими соображениями. А корни, пожалуй, иногда действительно скрываются гораздо глубже...[4]

3. Социальная дискриминация женщин

Социальная дискриминация женщин означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Ученые и политики Древнего Мира прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах Древнего Мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в наши дни мало кто из мужчин изменил свое мнение о женщине.

Главный вопрос, который волнует ученых на рубеже тысячелетий: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным?

Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда, временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.

Подходы в исследовании социальной дискриминации женщин

1.                        Правовой подход

В российской науке сложилось традиционное отношение к изучению социальной дискриминации женщин, ее рассматривали как проблему исключительно юридическую. Однако известно, что права, закрепленные юридическими нормами, нередко отличаются от реального их осуществления.

2.                        Психологический подход

Анализ социальной дискриминации женщин на уровне микросоциума: анализа семьи. Он ограничивается изучением межличностных отношений в микрогруппе, исходя из разных сексуальных ролей двух полов. При этом в основу анализа кладутся как биологические различия между полами ("биологический пол"), так и разные социо-культурные представления о ролевом поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерная идентичность и гендерные идеалы: мужественность - женственность.

3.                        Социологический подход(основные особенности).

1.                         Первая особенность.

Необходимость анализа степени дискриминации женщин, т. е. масштабов и форм ограничения их прав в любой сфере общественной жизни: прежде всего производственной, но также семейно-бытовой, социальной, политической, духовной.

2.                         Вторая особенность

Социологический анализ предполагает использование на определенных стадиях исследования процесса социальной дискриминации женщин психологического подхода. Для социолога необходим анализ общественной психологии как сферы жизнедеятельности общества в целом и женского социума в особенности с позиций больших социальных общностей.

3.                         Третья особенность

Социальную дискриминацию женщин наиболее целесообразно исследовать в двуедином плане. С одной стороны - это массовидное, социальное явление, охватывающее большую демографическую общность, состоящую из разных социально-профессиональных, возрастных, статусно-должностных групп. С другой - это социальный процесс с последовательной сменой состояния объекта.

4.                         Четвертая особенность

Дискриминация женщин меняет их социальный статус и социальные установки в конкретной ситуации (как семейно-бытовой, так и общественной) и влечет за собой перемены в ролевых функциях женщины. Социологический анализ учитывает эти обстоятельства.

5.                         Пятая особенность

Социологический подход к исследованию процесс социальной дискриминации женщин предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, которая находится "на перекрестке" нескольких наук: юридической, исторической, философской, психологической и собственно социологической.

6.                         Шестая особенность

Социологический подход исходит из того, что субъектами социальной дискриминации женщин являются: а) мужчины (если анализ ведется на уровне семейно-бытовых отношений), обладающие конкретными демографическими характеристиками, своей социальной ролью и гендерной идентичностью; б) общество при исследовании социальных отношений; в) государство в лице его социальных институтов, регулирующих отношения полов, способствующее или, напротив, нарушающее принципы гендерного равновесия в составе властных институтов в вопросах распределения рабочей силы в различных сферах занятости.

4.                        Социогендерный подход

В настоящее время это наиболее перспективный подход, эмпирическую базу которого составляют результаты конкретных социологических исследований. В России они непрерывно проводятся различными исследовательскими группами и поддерживаются грантами зарубежных фондов(центр "ГАЛСИ" Международной ассоциации "Женщины и развитие" под руководством Г. Силласте провел в 90-х годах : "Женщины и демократизация", "Женщины - рынок - конверсия"; "Женщины в российском обществе", "Труд, Занятость, Безработица".

5.                        Причины современного неблагоприятного положения женщин в социуме:

Во-первых, свойственная любой экономике тенденция привлекать женскую рабочую силу в период экономического роста и вытеснять ее с рынка рабочей силы в периоды спада. Во-вторых, дискриминация женщин по причине предубеждений. В-третьих, объективная неконкурентоспособность женщин на рынке труда.

6.                        Реальные возможности и механизмы устранения причин неблагоприятного положения женщин или смягчения их последствий.

Понимание проблем женщин, сложности их взаимоотношений определяет и стратегии, и реальные возможности улучшения их положения. Любая государственная политика в отношении женщин может складываться только из двух компонентов, в том или ином сочетании:

1.                        компенсация их объективно сложного положения на рынке труда (с учетом огромной важности для общества других функций, выполняемых женщиной за пределами этого рынка, прежде всего заботы о детях и обеспечения нормальной ситуации в семье, позволяющей мужчине трудиться с полной отдачей)

2.                        борьба с дискриминацией женщин и меры по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда.

7.                        Феминизм как следствие дискриминации

Естественно, что в такой ситуации женщины стали объединяться в единое течение, которое пыталось бороться с массовой дискриминацией и продолжает это делать до сих пор. Это течение получило название "феминизм". Существует множество инструментов, с помощью которых феминизм заявляет о себе. Но, пожалуй, наиболее глобальным средством массовой информации является Интернет, который дает практически неограниченные возможности для осуществления исследований, проведения тестов, общения. Существует множество электронных клубов феминисток, специальные электронные газеты, посвященные этому течению.[5]

 

4.Феминизм как политическая сила

 После периода отмежевания молодых, честолюбивых женщин от феминизма и провозглашения прихода эры постфеминизма в США и Великобритании в 90-х гг. появилось новое молодое поколение женщин, настроенных очень критически по отношению к господствующему радикальному феминизму, однако отождествляющих себя снова с феминистками.

Феминизм они рассматривают как политическую силу, способную помочь им добиться успехов в сфере политики и как источник творческого вдохновения. Новая ориентация феминизма получила название "феминизм силы" (power feminism). Это название предложила Naomi Wolf, которая противопоставляет его "страдальческому феминизму" (victim feminism) – так она характеризует радикальный феминизм. Последний рассматривает женщину как безоружную жертву мужчины и, в частности, его вампирической сексуальности. Naomi Wolf считает, что пора покончить с фразеологией войны между полами, ибо на самом деле женщины не являются жертвами и слабыми по своей природе, хотя и бывают и жертвами, и слабыми.

Учитывая, что слово "сила" имеет два противоположных значения – "способность" и "господство", следует подчеркнуть, что Naomi Wolf использует первое значение слова "сила", хотя целью феминизма силы является завоевание политической власти – не влияния на власть, а именно власти. Однако, как будет показано ниже, речь идет не об установлении матриархата, а о равноправном партнерском взаимодействии между полами во всех сферах жизни.

Феминистки силы поддерживают политические устремления женщин. Их интересует реальное участие женщин в структурах власти и вообще в социальной жизни (а не только формальное равенство). Они исследуют феномен маскулинности, изменения в стереотипах мужественности, а также изменения в отношениях между полами.

Феминизм силы признает, что мир в значительной мере изменился с тех пор, как в середине 60-х гг. родился феминизм. Под влиянием борьбы феминисток объём свободы для женщин в странах Запада существенно увеличился, и явная дискриминация женщин стала затруднительной и реже проявляется. Изменилась частная жизнь, так как под давлением феминисток наступили изменения в нравах. Растет не только уровень трудоустройства женщин и их участие в публичной сфере жизни, но также возросла степень вовлеченности мужчин в домашнюю работу и воспитание детей. Сломаны барьеры в сексуальной жизни, ограничивающие женщин и поддерживающие двойные стандарты. Возросла толерантность в отношении гомосексуализма. Никто не препятствует женщине получить образование в любой сфере знания. Появилась сеть центров оказания помощи женщинам, подвергшимся сексуальному домогательству, преследованию, изнасилованию. Женщины чувствуют себя в большей безопасности. Все более результативной становится борьба с сексуальными домогательствами на работе, а в последнее время отмечаются успехи в преодолении насилия в браке и семье. Средства массовой информации, хотя и в собственных интересах, начинают отходить от прежних сексистских реклам, фильмов и вообще высказываний. Рынок публикаций и фильмов не сторонится феминистских произведений, более свободно развиваются также женское искусство и феминистская критика искусства и науки. Женщины представляют особый контингент электората, с взглядами которого считаются претенденты на власть.

Может быть, действительно феминизм утратил смысл своего существования? Может быть, правы те, кто провозгласил приход эры постфеминизма? Это было бы большим преувеличением, утверждают феминистки силы. Женщины по-прежнему опутаны стереотипами – только модифицированными, не используют и не умеют использовать сполна отвоеванные свободы. Те из них, кто эти свободы использует, убеждаются, что по-прежнему существуют скрытые барьеры и неявная дискриминация. В настоящее время в новых профессиях и сферах жизни обнаруживаются прежние отношения, хотя преимущественно в более завуалированном виде. В Интернете процветает порнография и агрессия в отношении женщин. Время от времени оживляются попытки отобрать у женщин отвоёванные свободы. Правые группировки и церковь объединяют свои усилия с этой целью. В прочности завоеваний феминизма всё ещё нет уверенности. Угрожают этим завоеваниям также и сами женщины, активно участвующие в традиционалистских движениях. А также – и это становится в настоящее время важной проблемой для феминизма – завоеваниям феминизма угрожают сами феминистки. Конечно же, не все феминистки, а феминистки радикально-сепаратистской и культурной ориентации.

Информация о работе Понятие и причины появления феминизма