"Смешные" детские слова и причины их появления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:16, реферат

Краткое описание

В период овладения системой родного языка, детям свойственно активное словотворчество. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали, как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями, лингвистами и психологами показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества и в то же время помогают установить некоторые принципы грамматической сочетаемости, что и обуславливает актуальность нашего исследования.
Цель работы заключается в психолингвистическом анализе "смешных" детских слов и выявлении причин их возникновения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Детское словотворчество………………………………………………………4
2. «Смешные» слова в речи ребенка……………………………………………..6
3. Поэтапное развитие речи……………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Psikholingvistika_Referat_Chistovik.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Детское словотворчество………………………………………………………4

2. «Смешные» слова в речи ребенка……………………………………………..6

3. Поэтапное развитие речи……………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В период овладения системой родного языка, детям свойственно активное словотворчество. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали, как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями, лингвистами и психологами показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества и в то же время помогают установить некоторые принципы грамматической сочетаемости, что и обуславливает актуальность нашего исследования. 

Научная новизна заключается в анализе новых слов в речи ребенка, учитывающем фонетический, словообразовательный, лексический уровни языка. 

Цель работы заключается в психолингвистическом анализе "смешных" детских слов и выявлении причин их возникновения. 

          Методологической основой написания работы послужили научные труды В.П. Глухова, И.Н. Горелова, С.Н. Цейтлин, Р.М. Фрумкиной, разрабатывающих психолингвистическую концепцию развития речи у детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Детское словотворчество

Детская речь рассматривается как репрезентация особой детской языковой системы, являющейся в известной степени автономной, отражающей достигнутый к данному моменту уровень когнитивного развития ребенка и способной удовлетворять его коммуникативные потребности. В этом случае становится абсурдной сама постановка вопроса о правильности или неправильности речи ребенка, ибо исчезает необходимость сопоставления со взрослым эталоном.

 Детское словотворчество рассматривается в психолингвистических исследованиях как один из этапов, который проходит каждый ребенок в освоении родного языка. В результате восприятия и использования в своей речи большого числа слов, имеющих общие корневые и аффиксальные элементы, ребенок «проводит» аналитические операции членения употребляемых слов на единицы, соответствующие тем, которые в лингвистике называется морфемами, а в психологии речи — слоговыми элементами.

Исследования Н. О. Рыбникова, А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, С. Н. Цейтлина и других исследователей детской речи показали, что период дошкольного возраста является для ребенка периодом усиленного словотворчества. При этом обращает на себя внимание тот факт, что некоторые «новые» слова наблюдаются в речи почти всех детей («всехний», «всамделишный»), а другие встречаются в «речевой продукции» только отдельных детей («топтун», «диктун» и др.).

 В качестве своего рода пускового устройства для начала освоения той или иной языковой категории выступает момент осознания содержания той или иной семантической категории, обусловленного достигнутым ребенком уровнем когнитивного развития.

 

Итак, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Усваивая речевые шаблоны, дети пытаются понять правила использования приставок, суффиксов, окончаний. При этом они словно непреднамеренно создают новые слова — такие, которых в языке нет, но которые в принципе возможны. Детские неологизмы почти всегда строго соответствуют законам языка и грамматически почти всегда правильны — только сочетания неожиданны.

Таким образом, словотворчество — один из этапов, который проходит каждый ребёнок в освоении грамматики родного языка. В результате восприятия и использования множества слов, имеющих общие корневые и аффиксальные элементы, в мозгу ребёнка происходят аналитические процессы членения употребляемых слов на единицы, соответствующие тому, что в лингвистике называется морфемами.

С возрастом детское словотворчество начинает угасать: к пяти годам ребёнок уже прочно усваивает обороты речи, используемые взрослыми.

В психолингвистической литературе последних лет появляются работы, затрагивающие тему индивидуальных различий в речи и стратегий овладения языком. В частности, отмечается наличие как минимум двух стилей овладения языком. Одни дети изучают язык прежде всего для целей указания на предметы (referential purposes), другие для целей выражения своих эмоций (expressive purposes). Первые чаще используют существительные, вторые — местоимения. Описываются так же случаи необычного использования языка некоторыми детьми. Так, один англоговорящий ребёнок в течение трёх месяцев выражал отрицание с помощью фонологических трансформаций, заключающихся в удвоении части слова.

Подобные факты свидетельствуют о том, что речевое развитие от дельных детей может обладать своими особенностями.

2. «Смешные» слова в речи ребенка

Психологический статус значения слова заключается в том, что оно находится между мыслью и формой слова. Психологическая структура значения определяется не столько тем, что означает слово по словарю, сколько тем, какова система соотношения слов в процессе их употребления, в речевой деятельности. В силу этого структура значения слова определяется и тем окружением, в которое оно. попадает в речи, и тем, какое свойство объекта оно отражает.

Сначала ребёнок овладевает словом неосознанно и, конечно же, не может дать на первых порах определение слову, хотя уже и в состоянии выделить слово из потока речи. Но всякий раз, именуя какой-либо предмет или действие, ребёнок относит его к определенному классу предметов или действий и тем самым создаёт образ предмета.

 

Известно, что есть слова с преобладающим наглядным компонентом и абстрактным компонентом. Для ребёнка во всех словах преобладает наглядный компонент.

Завод — это где большая труба.

Завод — место, где работает папа.

На основе лингвистического анализа было выделено несколько «словообразовательных моделей», по которым дети с трех до шести лет образуют новые слова: 
1. Часть какого-нибудь слова используется как целое слово. Возникают «слова-осколки» («пах» — «запах», «прыг» — «прыжок», «лепь» — то, что было слеплено из пластилина). 
2. Присоединение к корню слова «чужого» аффикса или флексии («пахнота», «умность», «иметель», «пургинки» (снежинки) и т. п.). 
3. Одно слово составляется из двух («синтетические слова»). При образовании таких «синтетических» слов происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно («вкуски» = «вкусные» + «куски»; «колоток» = «колотить» + «молоток»; «улиционер» — «улица» + «милиционер» и т. д.). 
При исследовании «слов-осколков» было обнаружено, что ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Вместо слова «молоко» ребенок произносит только «ко», позднее — «моко» и, наконец, «молоко». Таким же образом соединяются разные слова и словосочетания («бабезьяна» — «бабушка обезьяны», «мапина дочка» — т. е. «мамина и папина» дочь и т. п.).

Одной из проблем для правильного освоения значения слова является его многозначность — способность обозначать несколько разных предметов одновременно. Так, европеец, изучающий язык племени банту, может оказаться в такой ситуации, когда говорящий, показывая пальцем на небо, произносит неизвестное ему слово. Относится ли это слово к птице, самолету или хорошей погоде, можно узнать толь ко, если оказаться в других ситуациях (и, соответственно, прослушать другие контексты употребления этого же слова). Проблема в том, что в реальности существует достаточно большое количество возможных интерпретаций одного и того же слова. И ребёнок оказывается именно в такой ситуации. Он слышит какие-то звуки и видит, что взрослые указывают на какие-то предметы. Но к чему конкретно относится то или иное слово, понять непросто.

Из сказанного ранее следует, что ребёнок с трудом определяет слова с абстрактным компонентом. Понять их значение из чисто статистического сравнения их употребления в контексте практически невозможно. Не менее сложно овладеть сравнительными прилагательными и наречиями, поскольку для этого необходимо обладать некоторыми ментальными эталонами сравнения. У ребёнка же имеются определённые умственные ограничения (mental constraints), обусловленные и его физическим развитием, и отсутствием опыта, и его физиологией. Поэтому, несмотря на прогресс в языковом развитии, слово для трёхлетнего ребёнка продолжает оставаться конкретным. Если взрослый может дать достаточно развернутое определение любого слова, то «определение» ребёнка будет очень конкретным и ситуативным:

Собака — это домашнее животное, которое относится к классу млекопитающих, живет вместе с человеком и...

Собака — она меня вот сюда укусила.

Дети также с трудом осваивают метафоричность и в целом переносные значения слов, задавая «несуразные» вопросы. Недаром так рада была Алиса (из Страны чудес), когда увидела, как «на самом деле» происходит выдворение из пределов. 

У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. К тому же к этому времени клетки мозга и мускулы речевого аппарата уже в достаточной мере развиты, чтобы ребенок начал выражать себя с помощью слов. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Этому может быть несколько причин.

1. Неразвитые мускулы рта или  слабый мышечный тонус лица. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно, или у него повышенное слюноотделение – это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда малыша рано отнимают от груди.

2. Недостаточная концентрация слухового внимания. Такой ребенок плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана).

3. Проблемы со слухом. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения. К несчастью, большинство проблем со слухом обнаруживается довольно поздно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Поэтапное  развитие речи

В формировании детской речи довольно часто повторяются этапы развития речи в истории человечества: жестикуляция, затем жестикуляция в соединении с возгласами, появление отдельных слов и, наконец, словесная речь с очень незначительными остатками жестикуляции.

Повторяются не только этапы развития речи; движущие силы этого процесса оказываются те же: труд, деятельность. Конечно, формы этой деятельности соответствуют возможностям ребенка, но сам факт зависимости развития речи от деятельности малыша проходит красной нитью через все фазы выработки понимания речи окружающих людей и становления собственной речи. Все богатство представлений, понятий, которые дети получают от нас, зиждется на его собственной деятельности с предметами. Мало того, как только ограничивается деятельность ребенка, так накопленные им речевые богатства утрачиваются: объем понятий сужается, словарь беднеет, становится совсем скудным. Нигде выводы ученых о роли труда в происхождении человека не находят такого яркого и убедительного подтверждения, как в развитии детской речи!

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи.

Что же такое «слово» и чем оно отличается от любых, даже самых похожих лепетных вокализаций? Прежде всего, слово - это знак, т. е. заместитель, представитель другого предмета или явления. Значит, за каждым словом должно обязательно стоять то, что оно обозначает, и поэтому, чтобы появилось слово, необходим предмет, который ребенку нужно обозначить или назвать. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до конца первого года вполне удовлетворены друг другом и ограничиваются лишь выражением взаимной любви, первое слово может задержаться, как бы много не разговаривала с малышом мать. Понятно, что абсолютно беспредметной ситуации общения быть не может.

Ребенок может долго и с интересом заниматься с кубиками, не зная, как они называются, потому что в этом нет необходимости. Цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый. Именно потребность в общении с ним заставляет малыша принять эту цель и сказать нужное слово.

Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово.

Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым. Однако не все дети овладевают первыми словами легко и непринужденно.

Появление речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым, который существенно отличается от предыдущих. Теперь общение зависит не только от наглядной ситуации. Его содержанием могут стать такие предметы, явления и события, которые нельзя увидеть в данный момент.

Такое общение становится возможным благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью - единственным и универсальным средством, позволяющим человеку создавать устойчивые образы и представления о различных предметах и явлениях. Общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным. Оно может осуществляться только в речевой форме, как разговор ребенка и взрослого. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого.

 

 

Существуют две формы внеситуативного общения - познавательная и личностная.

Познавательное общение происходит только тогда, когда ребенок хорошо владеет речью, разговаривает со взрослым о вещах, не находящихся в поле зрения.

Информация о работе "Смешные" детские слова и причины их появления