Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как реализуются государственные программы для военнослужащих.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе, поставлены и раскрыты следующие задачи;
- изучить государственные программы по социальной поддержке военнослужащих;
- изучить социальные проблемы военнослужащих;
- рассмотреть реализацию государственных программ по социальной поддержке военнослужащих.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 6
1.1. Государственные программы для военнослужащих в России 6
1.2. Военнослужащие и их социальные проблемы 17
1.3. Особенности государственных программ для военнослужащих Балтийского флота 22
ГЛАВА 2. 27
ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ Г. БАЛТИЙСКА 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Обработка и интерпретация результатов 29
2.3. Выводы по исследованию 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Для участия в программе
по переподготовке на конкурсной основе
были отобраны самые достойные офицеры.
Кроме того, вся их предыдущая деятельность
была связана с управлением
Об актуальности подбора
управленческих кадров говорил губернатор
Калининградской области
Кстати, совместный проект по
переподготовке военнослужащих Балтийского
флота не завершился. Уже в нынешнем
году будет подписано новое
Сейчас активно работают
над внедрением методов дистанционного
обучения, что как раз и позволит
большему числу военнослужащих готовиться
к поступлению в ВУЗ, обучаться
в нём, не покидая на продолжительный
период места прохождения службы.
Есть основание полагать, что такая
форма обучения получит поддержку
командования воинских частей и соединений.
Да и как это может не найти
поддержки, если внедрение подобных
инновационных программ, причем не
только в МГГУ, но и в других ВУЗах,
поможет решить несколько важнейших
государственных задач. Во-первых, это,
безусловно, повысит престиж и
привлекательность военной
Это по-настоящему ответственный
государственный подход к важнейшим
вопросам обеспечения интеллектуальной
и экономической мощи России, её
национальной безопасности. Такая деятельность
заслуживает безусловной
В исследовании приняло участие 40 человек (20 – военнослужащих по контракту, 20 – военнослужащих по призыву). Провадилось исследование в городе Балтийск в Военной части №258. Возраст респондентов от 19 до 32 лет. Исследование производилось на основании качественных и количественных методов, позволяющих не только уловить и описать реальности индивидуальной позиции, но и выразить эти качественные характеристики количественно.
Методика исследования. Анкетирование. Анкета - размноженный на машине, компьютере, или типографическим способом документ, объединённый единым исследовательским замыслом, направленный на выявление количественно – качественных характеристик и предмета анализа, содержащий в среднем от 10 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Вопросы располагаются в логической последовательности, объединяются единой тематикой. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Анкетирование бывает очным и заочным (Приложение№1).
Методика опроса такова: у респондентов выяснялось согласие заполнить анкету, указывалось ориентировочное время на её заполнение (15-20 минут), пояснялось, что время заполнения анкеты может быть сокращено или увеличено по желанию опрашиваемого, акцентировалась просьба ответить на вопросы, необходимые для исследования.
По проведённому анкетированию, мы получили следующие результаты:
Обработка результатов анкетирования военнослужащих по призыву (возраст респондентов от 19 до 26 лет):
2. Образование: 12 респондентов имеют основное общее образование, 6 респондентов имеют среднее специальное образование, 2 респондента имеют высшее образование.
3. Семейный статус: 10 респондентов не состоят в браке, 8 состоят в браке, 2 респондента разведены.
4. Есть ли у Вас дети? 14 респондентов имеют одного ребёнка, у 6 – нет детей.
5. Ваш уровень дохода? У всех респондентов уровень дохода составляет 2000 рублей.
6. Все респонденты на время службы проживают на корабле (В Военной части №258).
У 3 респондентов имеется собственное жильё, 6 проживают в съёмной квартире, 10 проживают с родителями и 1 респондент проживает в общежитии.
7. 13 респондентов заинтересованы в приобретении собственного жилья (ипотека), 7 - никаких государственных программ не знают.
8. Главным недостатком респонденты считают – задержку выплаты заработной платы и недостаток её.
9. Респонденты знакомы со следующими льготами: бесплатный проезд к месту отпуска, увольнения; пенсия в 40 лет по истечению 20 лет службы; военно-перевозачные документы (ВПД); санитарно-курортное лечение; отпуск по учёбе.
10. Распределите проблемы, в зависимости от их значимости для Вас, поставив напротив варианта ответа бал от 1 до 6. Таким образом, на первом месте стоит проблема низкой заработной платы, по словам респондентов, решение этой проблемы будет означать решение иных проблем (6 балов). На втором месте отсутствие жилья (4 балла) и лишь на третьем уже отдать детей в детский сад.
Вариант Е не заинтересовал респондентов.
11. Все респонденты на вопрос ответили – нет.
14. К какому уровню жизни Вы себя соотнесёте? Предложенные респондентам варианты ответов:
А) Достаток (потребление благ, которые обеспечивают полное формирование человека);
Б) Нормальный уровень (целесообразное потребление по научно доказанным нормам, дающее возможность человеку восстановить его физические и интеллектуальные силы);
В) Бедность (крайне недостаточное потребление благ для нормальной жизнедеятельности);
Г) Нищета (минимальное потребление благ, не позволяющее удовлетворить самые элементарные физиологические и социальные потребности и дающее возможность только лишь поддержать жизнеспособность человека).
11 респондентов соотнесли себя к нормальному уровню жизни; 6 респондентов соотнесли себя к бедности; 2 – к достаточному уровню жизни; 1 – к нищете.
Обработка результатов анкетирования военнослужащих по контракту (возраст респондентов от 20 до 32 лет):
2. Образование: 7 респондентов имеют основное общее образование, 11 респондентов имеют среднее специальное образование, 1 респондента имеют высшее образование и 1 – неполное высшее.
3. Семейный статус: 12 респондентов не состоят в браке, 7 состоят в браке, 1 респондента имеют статус - разведён.
4. Есть ли у Вас дети? 4 респондента имеют одного ребёнка, у 14 – нет детей и у 2 – есть два ребёнка.
5. Ваш уровень дохода? Уровень дохода колеблется в рамках от 20000 до 47000 рублей и зависит от того, сколько лет они прослужили и звания. Средняя заработная плата – 29000-30000 рублей.
6. 5 респондентов проживают на корабле (В Военной части №258), 9 – на съёмной квартире, по 2 респондента проживают в служебных квартирах, общежитии, у 1 – имеется собственная квартира и 1 проживает в квартире родителей.
7. 14 респондентов заинтересованы в приобретении собственного жилья (ипотека), 6 - никаких государственных программ не знают.
8. Главным недостатком респонденты считают – задержку выплаты заработной платы, отсутствие собственного жилья.
9. Респонденты знакомы со следующими льготами: бесплатный проезд к месту отпуска, увольнения; пенсия в 40 лет по истечению 20 лет службы; военно-перевозачные документы (ВПД); санитарно-курортное лечение; отпуск по учёбе.
10. Распределите проблемы, в зависимости от их значимости для Вас, поставив напротив варианта ответа бал от 1 до 6. Результат: почти все респонденты на первое месте ставят проблему отсутствие жилья (6 балов). На второе место, - низкую заработную плату (5-4 балов). На третьем уже отдать детей в детский сад.
Вариант Е не заинтересовал респондентов.
11. Только респондент обратился за помощью в государственные службы социальной поддержки населения.
12. Его проблемой является – отсутствие жилья.
13. Помощь не была оказана.
14. К какому
уровню жизни Вы себя
5 респондентов соотнесли себя к достаточному уровню жизни; 13 респондентов соотнесли себя к нормальному уровню жизни; 4 – к бедности.
Данные анкет можно представить в виде следующей таблице:
Военнослужащие по призыву (19 – 26 лет) |
Вопрос |
Военнослужащие по контракту (20 – 32 года) |
Основное общее: 60% Среднее специальное: 30% Высшее: 10% |
Образование |
Основное общее: 35% Среднее специальное: 55% Высшее: 5% Неполное высшее: 5% |
Холост: 50% Женат: 40% Разведён: 10% |
Семейный статус |
Холост: 60% Женат: 35% Разведён: 5% |
1 ребёнок: 70% Нет детей: 30% |
Дети |
1 ребёнок: 20% 2 ребёнка:10% Нет детей: 70% |
2000 руб. |
Уровень дохода |
29000 – 30000 руб. |
Собственное: 15% Съёмное: 30% Квартира родителей: 50% Общежитие: 5% |
Наличие жилья |
Собственное: 30% Съёмное: 45% Квартира родителей: 5% Служебное: 20% |
Жильё военнослужащим: 65% Никаких не знают: 35% |
Осведомлённость о соц. программах |
Жильё военнослужащим: 70% Никаких не знают: 30% |
Задержка выплаты з/п: 100% Недостаток з/п: 100% Отсутствие своего жилья: 0% |
Недостатки в соц. программах |
Задержка выплаты з/п: 100% Отсутствие своего жилья: 70% |
Бесплатный проезд к месту отпуска, увольнения; пенсия в 40 лет по истечении 20 лет службы; ВПД*; санитарно-курортное лечение; отпуск по учёбе. |
Осведомлённость о льготах |
Бесплатный проезд к месту отпуска, увольнения; пенсия в 40 лет по истечении 20 лет службы; ВПД*; санитарно-курортное лечение; отпуск по учёбе. |
1 место: низкая з/п 2 место: отсутствие жилья 3 место: отдать детей в детский сад |
Значимость проблем |
1 место: отсутствие жилья 2 место: низкая з/п 3 место: отдать детей в детский сад |
Да: 0% Нет: 100% |
Обращение за помощью |
Да: 5% Нет: 95% |
- |
Проблема обращения |
Отсутствие жилья |
- |
Степень оказанной помощи |
Не оказана |
Достаток: 10% Нормальный: 55% Бедность: 30% Нищета: 5% |
Уровень жизни |
Достаток: 25% Нормальный: 65% Бедность: 10% Нищета: 0% |
Проведя сравнение по таблице и проанализировав обобщённые результаты имеем:
- Образование: более качественное и квалифицированное образование имеют военнослужащие по контракту, нежели военнослужащие по призыву. Скорее всего дело в том, военнослужащие по контракту как правило старше своих коллег служащих по призыву.
- Семейный статус: соотношение примерно одинаково.
- Дети: так получилось, что у военнослужащих по призыву их оказалось больше (особенность взятой выборки).
- Уровень дохода: Зависит напрямую от вида службы (срочная/контракт), звания, образования, занимаемой должности, выслуги.
- Наличие жилья: военнослужащие по контракту по сравнению с призывниками, имеют конечно более стабильное положение. Но их положение не далеко ушло от военнослужащих призывников, хотя и возраст у них более зрелый.
Это свидетельствует о
том, что эффективность
- Осведомлённость о социальных программах: соотношение показателей по этому критерию примерно одинаково. Большая часть заинтересована в получении жилья. Выше сказано с чем это связано. И если посмотреть на 70% - 30% то сразу становится понятно, что даже 30% это очень большое количество военнослужащих, которые вообще ничего не знают о социальных программах поддержки военнослужащих. И не думаю, что этот показатель сильно изменится в меньшую сторону, если взять в расчёт всю Россию. Это опять же говорит о неэффективности этих программ, а также о незаинтересованности государственных органов в пропаганде и реализации этих программ.
- Недостатки в
социальных программах
- Осведомлённость о льготах: все военнослужащие знают те льготы, которыми пользуются.
- Значимость проблем: для военнослужащих по призыву является проблема низкой заработной платы. Отсутствие жилья является проблемой семейных военнослужащих и имеющих детей. Призывники, которые имеют детей, столкнулись с проблемой - отдать ребёнка в детский сад.
Для военнослужащих по контракту, как уже говорилось выше, главной проблемой является – приобретение собственного жилья. Не смотря на то, что государство заработную плату военнослужащим повысило, многие считают, что она не достаточно высока. Многим военнослужащим по контракту, имеющие семью, приходится снимать квартиры, а ведь это не малые затраты, которые нигде не усчитаны. Отдать ребёнка в детский сад для них также является проблемой, думаю, что из-за того, что не все знают о программе, с помощью которой дети военнослужащих поступают в детские сады без очереди.