Особенности реализации государственных программ по социальной поддержке военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как реализуются государственные программы для военнослужащих.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе, поставлены и раскрыты следующие задачи;
- изучить государственные программы по социальной поддержке военнослужащих;
- изучить социальные проблемы военнослужащих;
- рассмотреть реализацию государственных программ по социальной поддержке военнослужащих.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 6
1.1. Государственные программы для военнослужащих в России 6
1.2. Военнослужащие и их социальные проблемы 17
1.3. Особенности государственных программ для военнослужащих Балтийского флота 22
ГЛАВА 2. 27
ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ Г. БАЛТИЙСКА 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Обработка и интерпретация результатов 29
2.3. Выводы по исследованию 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.50 Кб (Скачать)

Для участия в программе  по переподготовке на конкурсной основе были отобраны самые достойные офицеры. Кроме того, вся их предыдущая деятельность была связана с управлением воинскими  коллективами [16].

Об актуальности подбора  управленческих кадров говорил губернатор Калининградской области Николай  Цуканов: «Подготовка кадрового  резерва - очень важная, принципиальная работа. А программа переподготовки даёт возможность для так называемого  «социального лифта» людям, которые  чувствуют в себе силы и желание  выполнять управленческие функции  в государственной и муниципальной  власти. Не хотелось бы, чтобы опыт военнослужащих, их умение управлять людьми были потеряны для общества. Часто человеку, который  расстаётся с армией, сложно найти  себя в гражданской жизни. Эта  программа дает возможность военнослужащим получить новые знания, которые бывшие офицеры смогут использовать в интересах  региона. Мы открыты и готовы принять  в правительственные и муниципальные  властные структуры уволенных в  запас военных».

Кстати, совместный проект по переподготовке военнослужащих Балтийского  флота не завершился. Уже в нынешнем году будет подписано новое четырёхстороннее соглашение, и ещё 20 офицеров смогут приобрести богатый интеллектуальный капитал, который поможет им найти достойное место в новой гражданской жизни [17].

Сейчас активно работают над внедрением методов дистанционного обучения, что как раз и позволит большему числу военнослужащих готовиться к поступлению в ВУЗ, обучаться  в нём, не покидая на продолжительный  период места прохождения службы. Есть основание полагать, что такая  форма обучения получит поддержку  командования воинских частей и соединений. Да и как это может не найти  поддержки, если внедрение подобных инновационных программ, причем не только в МГГУ, но и в других ВУЗах, поможет решить несколько важнейших  государственных задач. Во-первых, это, безусловно, повысит престиж и  привлекательность военной службы по контракту, так как контрактнику предлагается не только денежное содержание, но и возможность бесплатно получить высшее гражданское образование  в одном из ведущих вузов страны. Во-вторых, это будет способствовать решению государственных социальных программ для военнослужащих и членов их семей. В-третьих, ВУЗы, которые возьмут  на вооружение эту программу (разработают  свою), станут участниками государственной  программы социальной адаптации  военнослужащих, увольняемых с военной  службы, и членов их семей. В-четвертых (по перечислению, но не по значению), как  в горное дело, так и в другие важные отрасли экономики и науки  России будут приходить квалифицированные  кадры с хорошей морально-психологической  подготовкой, организованные, исполнительные, дисциплинированные и инициативные.

Это по-настоящему ответственный  государственный подход к важнейшим  вопросам обеспечения интеллектуальной и экономической мощи России, её национальной безопасности. Такая деятельность заслуживает безусловной поддержки  и распространения.

 

 

ГЛАВА 2.

ЭМПЕРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ Г. БАЛТИЙСКА

2.1. Методы исследования

 

В исследовании приняло участие 40 человек (20 – военнослужащих по контракту, 20 – военнослужащих по призыву). Провадилось исследование в городе Балтийск в Военной части №258. Возраст респондентов от 19 до 32 лет. Исследование производилось на основании качественных и количественных методов, позволяющих не только уловить и описать реальности индивидуальной позиции, но и выразить эти качественные характеристики количественно.

Методика исследования. Анкетирование. Анкета - размноженный на машине, компьютере, или типографическим способом документ, объединённый единым исследовательским замыслом, направленный на выявление количественно – качественных характеристик и предмета анализа, содержащий в среднем от 10 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Вопросы располагаются в логической последовательности, объединяются единой тематикой. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Анкетирование бывает очным и заочным (Приложение№1).

Методика опроса такова: у респондентов выяснялось согласие заполнить анкету, указывалось ориентировочное  время на её заполнение (15-20 минут), пояснялось, что время заполнения анкеты может  быть сокращено или увеличено  по желанию опрашиваемого, акцентировалась просьба ответить на вопросы, необходимые для исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Обработка и интерпретация результатов

 

По проведённому анкетированию, мы получили следующие результаты:

 

Обработка результатов  анкетирования военнослужащих по призыву (возраст респондентов от 19 до 26 лет):

 

2. Образование: 12 респондентов имеют основное общее образование, 6 респондентов имеют среднее специальное образование, 2 респондента имеют высшее образование.

 

3. Семейный статус: 10 респондентов не состоят в браке, 8 состоят в браке, 2 респондента разведены.

 

4. Есть ли у  Вас дети? 14 респондентов имеют одного ребёнка, у 6 – нет детей.

 

5. Ваш уровень  дохода? У всех респондентов уровень дохода составляет 2000 рублей.

 

6. Все респонденты на время службы проживают на корабле (В Военной части №258).

У 3 респондентов имеется  собственное жильё, 6 проживают в  съёмной квартире, 10 проживают с  родителями и 1 респондент проживает  в общежитии.

 

7. 13 респондентов заинтересованы в приобретении собственного жилья (ипотека), 7 - никаких государственных программ не знают.

 

8. Главным недостатком респонденты считают – задержку выплаты заработной платы и недостаток её.

9. Респонденты знакомы со следующими льготами: бесплатный проезд к месту отпуска, увольнения; пенсия в 40 лет по истечению 20 лет службы; военно-перевозачные документы (ВПД); санитарно-курортное лечение; отпуск по учёбе.

 

10. Распределите  проблемы, в зависимости от их  значимости для Вас, поставив  напротив варианта ответа бал  от 1 до 6. Таким образом, на первом месте стоит проблема низкой заработной платы, по словам респондентов, решение этой проблемы будет означать решение иных проблем (6 балов). На втором месте отсутствие жилья (4 балла) и лишь на третьем уже отдать детей в детский сад.

Вариант Е не заинтересовал  респондентов.

 

11. Все респонденты на вопрос ответили – нет.

 

14. К какому уровню жизни Вы себя соотнесёте? Предложенные респондентам варианты ответов:

А) Достаток (потребление благ, которые обеспечивают полное формирование человека);

Б) Нормальный уровень (целесообразное потребление по научно доказанным нормам, дающее возможность человеку восстановить его физические и интеллектуальные силы);

В) Бедность (крайне недостаточное потребление благ для нормальной жизнедеятельности);

Г) Нищета (минимальное потребление благ, не позволяющее удовлетворить самые элементарные физиологические и социальные потребности и дающее возможность только лишь поддержать жизнеспособность человека).

11 респондентов соотнесли  себя к нормальному уровню  жизни; 6 респондентов соотнесли  себя к бедности; 2 – к достаточному  уровню жизни; 1 – к нищете.

Обработка результатов  анкетирования военнослужащих по контракту (возраст респондентов от 20 до 32 лет):

 

2. Образование: 7 респондентов имеют основное общее образование, 11 респондентов имеют среднее специальное образование, 1 респондента имеют высшее образование и 1 – неполное высшее.

 

3. Семейный статус: 12 респондентов не состоят в браке, 7 состоят в браке, 1 респондента имеют статус - разведён.

 

4. Есть ли у  Вас дети? 4 респондента имеют одного ребёнка, у 14 – нет детей и у 2 – есть два ребёнка.

 

5. Ваш уровень  дохода? Уровень дохода колеблется в рамках от 20000 до 47000 рублей и зависит от того, сколько лет они прослужили и звания. Средняя заработная плата – 29000-30000 рублей.

 

6. 5 респондентов проживают на корабле (В Военной части №258), 9 – на съёмной квартире, по 2 респондента проживают в служебных квартирах, общежитии, у 1 – имеется собственная квартира и 1 проживает в квартире родителей.

 

7. 14 респондентов заинтересованы в приобретении собственного жилья (ипотека), 6 - никаких государственных программ не знают.

 

8. Главным недостатком респонденты считают – задержку выплаты заработной платы, отсутствие собственного жилья.

 

9. Респонденты знакомы со следующими льготами: бесплатный проезд к месту отпуска, увольнения; пенсия в 40 лет по истечению 20 лет службы; военно-перевозачные документы (ВПД); санитарно-курортное лечение; отпуск по учёбе.

 

10. Распределите  проблемы, в зависимости от их  значимости для Вас, поставив  напротив варианта ответа бал  от 1 до 6. Результат: почти все респонденты на первое месте ставят проблему отсутствие жилья (6 балов). На второе место, - низкую заработную плату (5-4 балов). На третьем уже отдать детей в детский сад.

Вариант Е не заинтересовал  респондентов.

 

11. Только респондент обратился за помощью в государственные службы социальной поддержки населения.

 

12. Его проблемой является – отсутствие жилья.

 

13. Помощь не была оказана.

 

14. К какому  уровню жизни Вы себя соотнесёте?

5 респондентов соотнесли  себя к достаточному уровню  жизни; 13 респондентов соотнесли  себя к нормальному уровню  жизни; 4 – к бедности.

 

Данные анкет можно  представить в виде следующей  таблице:

Военнослужащие  по призыву          (19 – 26 лет)

Вопрос

Военнослужащие  по контракту   (20 – 32 года)

Основное общее: 60%

Среднее специальное: 30%

Высшее: 10%

 

Образование

Основное общее: 35%

Среднее специальное: 55%

Высшее: 5%

Неполное высшее: 5%

Холост: 50%

Женат: 40%

Разведён: 10%

 

Семейный статус

Холост: 60%

Женат: 35%

Разведён: 5%

1 ребёнок: 70%

Нет детей: 30%

 

Дети

1 ребёнок: 20%

2 ребёнка:10%

Нет детей: 70%

2000 руб.

Уровень дохода

29000 – 30000 руб.

Собственное: 15%

Съёмное: 30%

Квартира родителей: 50%

Общежитие: 5%

 

Наличие жилья

Собственное: 30%

Съёмное: 45%

Квартира родителей: 5%

Служебное: 20%

Жильё военнослужащим: 65%

Никаких не знают: 35%

Осведомлённость о соц. программах

Жильё военнослужащим: 70%

Никаких не знают: 30%

Задержка выплаты з/п: 100%

Недостаток з/п: 100%

Отсутствие своего жилья: 0%

 

Недостатки в  соц. программах

Задержка выплаты з/п: 100%

Отсутствие своего жилья: 70%

Бесплатный проезд к месту  отпуска, увольнения; пенсия в 40 лет  по истечении 20 лет службы; ВПД*; санитарно-курортное  лечение; отпуск по учёбе.

 

 

Осведомлённость о льготах

Бесплатный проезд к месту  отпуска, увольнения; пенсия в 40 лет  по истечении 20 лет службы; ВПД*; санитарно-курортное  лечение; отпуск по учёбе.

1 место: низкая з/п

2 место: отсутствие жилья

3 место: отдать детей  в детский сад

 

Значимость проблем

1 место: отсутствие жилья

2 место: низкая з/п

3 место: отдать детей  в детский сад

Да: 0%

Нет: 100%

Обращение за помощью

Да: 5%

Нет: 95%

             -

Проблема обращения

Отсутствие жилья

 

             -

Степень оказанной  помощи

Не оказана 

Достаток: 10%

Нормальный: 55%

Бедность: 30%

Нищета: 5%

 

Уровень жизни

Достаток: 25%

Нормальный: 65%

Бедность: 10%

Нищета: 0%


 

Проведя сравнение по таблице  и проанализировав обобщённые результаты имеем:

 

- Образование: более качественное и квалифицированное образование имеют военнослужащие по контракту, нежели военнослужащие по призыву. Скорее всего дело в том, военнослужащие по контракту как правило старше своих коллег служащих по призыву.

 

- Семейный статус: соотношение примерно одинаково.

 

- Дети: так получилось, что у военнослужащих по призыву их оказалось больше (особенность взятой выборки).

 

- Уровень дохода: Зависит напрямую от вида службы (срочная/контракт), звания, образования, занимаемой должности, выслуги.

 

- Наличие жилья: военнослужащие по контракту по сравнению с призывниками, имеют конечно более стабильное положение. Но их положение не далеко ушло от военнослужащих призывников, хотя и возраст у них более зрелый.

Это свидетельствует о  том, что эффективность государственных  программ связанных с получением собственного жилья остаётся на зачаточном уровне.

 

- Осведомлённость  о социальных программах: соотношение показателей по этому критерию примерно одинаково. Большая часть заинтересована в получении жилья. Выше сказано с чем это связано. И если посмотреть на 70% - 30% то сразу становится понятно, что даже 30% это очень большое количество военнослужащих, которые вообще ничего не знают о социальных программах поддержки военнослужащих. И не думаю, что этот показатель сильно изменится в меньшую сторону, если взять в расчёт всю Россию. Это опять же говорит о неэффективности этих программ, а также о незаинтересованности государственных органов в пропаганде и реализации этих программ.

 

- Недостатки в  социальных программах поддержки  и помощи для военнослужащих: главной проблемой у военнослужащих является – задержка заработной платы. Такая проблема как недостаток заработной платы является актуальной для военнослужащих по призыву (2000 рублей), квартирный вопрос не является для них приоритетным на данном этапе жизни. А для военнослужащих по контракту является одним из главных вопросов.

 

- Осведомлённость  о льготах: все военнослужащие знают те льготы, которыми пользуются.

 

- Значимость проблем: для военнослужащих по призыву является проблема низкой заработной платы. Отсутствие жилья является проблемой семейных военнослужащих и имеющих детей. Призывники, которые имеют детей, столкнулись с проблемой - отдать ребёнка в детский сад.

Для военнослужащих по контракту, как уже говорилось выше, главной  проблемой является – приобретение собственного жилья. Не смотря на то, что  государство заработную плату военнослужащим повысило, многие считают, что она  не достаточно высока. Многим военнослужащим по контракту, имеющие семью, приходится снимать квартиры, а ведь это не малые затраты, которые нигде  не усчитаны. Отдать ребёнка в детский  сад для них также является проблемой, думаю, что из-за того, что  не все знают о программе, с  помощью которой дети военнослужащих поступают в детские сады без  очереди.

Информация о работе Особенности реализации государственных программ по социальной поддержке военнослужащих