Особенности реализации государственных программ по социальной поддержке военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как реализуются государственные программы для военнослужащих.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе, поставлены и раскрыты следующие задачи;
- изучить государственные программы по социальной поддержке военнослужащих;
- изучить социальные проблемы военнослужащих;
- рассмотреть реализацию государственных программ по социальной поддержке военнослужащих.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 6
1.1. Государственные программы для военнослужащих в России 6
1.2. Военнослужащие и их социальные проблемы 17
1.3. Особенности государственных программ для военнослужащих Балтийского флота 22
ГЛАВА 2. 27
ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ Г. БАЛТИЙСКА 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Обработка и интерпретация результатов 29
2.3. Выводы по исследованию 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. 6

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 6

1.1.  Государственные программы для военнослужащих в России 6

1.2. Военнослужащие и их социальные проблемы 17

1.3. Особенности государственных программ для военнослужащих  Балтийского флота 22

ГЛАВА 2. 27

ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ Г. БАЛТИЙСКА 27

2.1. Методы исследования 27

2.2. Обработка и интерпретация результатов 29

2.3. Выводы по исследованию 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Военная служба - особый вид  государственной службы, заключающиеся  в исполнении гражданами установленной  законами воинской обязанности в  составе Вооруженных Сил РФ или  других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого  гражданина по защите Отечества.

Гражданин, проходящий военную  службу, является военнослужащим и  имеет правовое положение, определяемое законом.

Актуальность темы исследования обусловлена теми изменениями, которые  происходят сегодня в Российском обществе по отношению к проблемам  армии. Долгие годы вопросы социальной защиты военнослужащих оставались открытыми. О них много писали и говорили, принимали соответствующие законы, активно обсуждали. В результате, спустя десять лет после начала экономических реформ, армия России практически полностью деградировала. Низкий уровень денежного довольствия, жилищные проблемы, проблемы организации досуга в отдалённых воинских формированиях и другие социальные проблемы привели к тому, что из армии уволилось множество высококлассных специалистов, а те, кто остался, влился в систему военной коррупции.

Серьёзно обострился целый ряд проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности войск и непосредственно влияющих на отношение военнослужащих к выполнению своего воинского и служебного долга. Заметно снизилось их социальное самочувствие и моральный дух, растёт социальная напряжённость в воинских коллективах. Военнослужащие и члены их семей продолжают оставаться в зоне социального риска из-за непоследовательности государственной политики по обеспечению их достойной жизни.

Проведение военной реформы  и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекло за собой  пересмотр положений о статусе  военнослужащих, что привело к  нарушению их прав, сокращению льгот, гарантированных Конституцией РФ, соответствующим законодательством Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны и другими нормативно-правовыми актами.

В статье 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация  является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В  развитие данной конституционной нормы, Военной доктриной Российской Федерации (статья 14) одним из основных принципов  развития военной организации государства  рассматривается реализация прав и  свобод военнослужащих, обеспечение  их социальной защищённости, достойного социального статуса и уровня жизни.

Военнослужащие из категории  сравнительно высокооплачиваемой и  обеспеченной части населения превратились в социальную группу с низким материальным достатком. Реально по уровню совокупных ежемесячных доходов военнослужащие значительно отставали от среднего уровня доходов населения по стране.

Доходы семей военнослужащих не обеспечивали нормального уровня и качества жизни этой категории  российских граждан. Особенно в трудном социально-экономическом положении оказались семьи молодых офицеров. Покупательная способность военнослужащих была на низком уровне. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то, что создавать армию нового типа должны военные, труд которых должен вознаграждаться достойно. Фактически впервые за последнее десятилетие эта проблема решается кардинальным образом, путём создания новой системы стимулирования воинского труда, опирающейся на законы рыночной экономики и развитие социальной защиты военнослужащих и их семей.

«Современное положение России в мире, новая система вызовов и угроз ставят перед государством и обществом задачи укрепления военной организации страны, повышения престижа военной службы, усиления патриотического воспитания молодежи. Это напрямую связано с обеспечением национальной безопасности России» [1; с.3].

В этих условиях максимально  актуализируется проблема необходимости  комплексной системы социальной защиты военнослужащих, предусматривающей  устранение противопоставления организации  военной жизни конституционным  нормам, создание всеобъемлющей правовой базы по защите интересов «человека  в погонах» и способствующей выработке  действенных программ, гарантирующих  обеспечение экономических интересов  военнослужащих.

Сегодня проблема социальной защиты военнослужащих имеет не только декларированный характер, но и начинает активно решаться. В этих целях  проделана огромная работа не только со стороны законодательных и  исполнительных органов власти, но и со стороны специалистов в области  военно-социальной работы. Принимаемые  законы в данном направлении имеют  под собой реальную экономическую  и научно-обоснованную почву.

Тем не менее, до сих пор  ряд основных проблем социальной защиты военнослужащих не решено. Особенно это касается социальной защиты военнослужащих, которые проходят службу в отдалённых воинских формированиях (организация  нормального быта). Проблемы обеспечения жильём остаётся наиболее актуальной и на сегодняшний день в воинских формированиях, расположенных в крупных городах России. Военнослужащие нуждаются в защите своих прав. Не решены до конца и другие социальные проблемы военнослужащих.

Недостаточное внимание к  этим вопросам и непринятие в течение  длительного периода времени  надлежащих мер по повышению материального  благосостояния военнослужащих привело к падению престижа военной службы, снижению заинтересованности офицерского состава в результатах служебной деятельности, явилось основной причиной увольнения из Вооруженных Сил квалифицированных, перспективных молодых офицеров, прапорщиков и мичманов. Именно поэтому тема исследования является актуальной.

Гипотеза: государственные программы для военнослужащих, реализуются не в полной мере.

Объектом исследования данной курсовой работы являются государственные  программы социальной поддержки  военнослужащих.

Предметом  исследования  являются особенности реализации государственных  программ социальной поддержки военнослужащих.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как реализуются  государственные программы для  военнослужащих.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе, поставлены и  раскрыты следующие задачи;

- изучить государственные  программы по социальной поддержке  военнослужащих;

- изучить социальные проблемы  военнослужащих;

- рассмотреть реализацию  государственных программ по  социальной поддержке военнослужащих.

Методом исследования является – анкетирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1.1.  Государственные программы для военнослужащих в России

 

Государством в рамках военной реформы в Российской Федерации и реформирования всей социальной сферы принимаются меры по совершенствованию социального  обеспечения, пенсинного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, налоговой  системы, упорядочения льгот.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством  и гарантированных государством. Особенности правового статуса  военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями  по вооружённой защите государства, связанными с необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, с риском для жизни [2].

Перечень государственных  мер по усилению социальной защищенности военнослужащих состоит из разделов:

- меры по повышению  престижности военной службы  и подготовки к ней молодежи;

- медицинское обслуживание  военнослужащих, ветеранов боевых  действий и военной службы;

- жилищное обеспечение  военнослужащих, лиц, уволенных с  военной службы;

- обеспечение занятости  и переподготовки граждан, уволенных  с военной службы, на гражданские  специальности;

- социальное обслуживание  и медико-социальная реабилитация  ветеранов боевых действий, военной  службы, инвалидов военной травмы, ветеранов подразделений особого  риска.

Приняты основополагающие федеральные  законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной  службе», «Об обязательном государственном  страховании жизни здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего  состава внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных  органов налоговой полиции».

При этом принципиальная позиция  Правительства Российской Федерации  состоит в сохранении исторически  сложившейся обязанности государства  компенсировать этим категориям граждан  трудности, налагаемые особым характером военной службы.

Система социальной защиты военнослужащих должна выполнять специфические  в правовой системе современной  российской государственности. Основные из них:

- регулятивная – правовое  разрешение всех коллизий по  поводу осуществления  военнослужащими  своих прав для урегулирования  правового и социального статуса  военнослужащих в обществе;

- воспитательная – регламентация  конкретного поведения военнослужащих, деятельности органов государственного  управления в сфере социальной  защиты военнослужащих;

- охранительная – недопущение  ведомственных покушений на права  военнослужащих и их льготы, которая  носит, как правило, компенсаторный  характер, вытекающий из принципа  эквивалентности относительно более  низкого уровня социальной безопасности  военной службы и компенсаций за ее выполнение [3].

Указанные функции должны отражать специфические принципы:

- принцип юридического  равенства субъектов отношений  по поводу военной службы и  социальной защиты;

- принцип свободы выбора  военной службы в рамках, установленных  законом;

- принцип всемирной охраны прав  и интересов, как военнослужащих, так и граждан, уволенных с  военной службы, и членов их  семей [3].

Семья военнослужащего закономерно  находится в центре внимания военного специалиста по социальной работе, а её проблемы составляют одну из важнейших  сфер его деятельности.

Основные направления  социальной работы с семьями военнослужащих изложены в директиве МО РФ от 23 июня 1998 года № - Д-№6 «Об организации  работы с семьями военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных  Сил Российской Федерации».

 

Проблема обеспечения  жильём военнослужащих - одна из острых проблем нашей страны, проблема государственная. Существуют государственные программы  обеспечения жильём военнослужащих. Однако, к сожалению, ситуация не улучшается.

Действительно, ситуация с  обеспечением жильём военнослужащих очень сложная. Фонд служебного жилья, жилья в котором должны проживать военнослужащие, проходящие военную службу, и члены их семей, растерян. И причиной тому, с одной стороны, несовершенство законодательства в переломный для страны период - 90-е годы прошлого века, с другой стороны - большой отток людей из Вооруженных Сил в тот период. Увольняясь с военной службы, люди оставались жить в служебном жилье, которое зачастую расположено на территориях военных городков, оставались лишь потому, что им некуда было уезжать, у них не было другого жилья.

Справедливости ради необходимо сказать, что жилищная проблема - это  вечная проблема всего нашего общества.

В 1998 году была принята Президентская  программа "Государственные Жилищные Сертификаты", которая в последующем  стала лишь подпрограммой Федеральной  целевой программы "Жилище".

С первого января 2005 года вступила в действие еще одна программа - "Накопительно-ипотечная система  жилищного обеспечения военнослужащих". Приказ Главного управления специальных  программ Президента Российской Федерации (ГУСП) от 12 января 2012 г. N 1 г. Москва «О мерах  по реализации Правил использования  накоплений для жилищного обеспечения  военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 7 ноября 2005 г. N 655″

Существует масштабная Президентская  программа "15 плюс 15", рассчитанная на три года, в соответствии с  которой в пяти регионах России (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Калининградская  область) строится и покупается жильё для военнослужащих [4].

Ипотека для военнослужащих успешно развивается и 2011 год  стал рекордным по объёму выданных целевых жилищных займов: ожидается 13 тысяч на конец года. Всего с начала работы системы из 190 тысяч участников НИС квартиры по военной ипотеке приобрели более 20 тысяч военнослужащих. Для НИС 2011 год также был ознаменован значительным расширением количества банков, работающих по самостоятельным программам кредитования военнослужащих. В настоящее время, помимо программы Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), действуют 4 программы кредитования на вторичном рынке: Газпромбанк, Связь-банк, Банк Зенит, Форштадт и их доля в общем объеме сделок по военной ипотеке уже превысила 20%. В ближайшее время будут предложены программы других крупных российских банков.

2011 год, кроме того, был  отмечен внесением ряда изменений  в законодательство, что значительно  расширило возможности военнослужащих  по приобретению жилья по военной  ипотеке, в частности, появилась  возможность покупки жилья на стадии строительства. В настоящее время банки дорабатывают действующие программы с учетом принятых изменений.

Информация о работе Особенности реализации государственных программ по социальной поддержке военнослужащих