Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 03:23, курсовая работа
Целью исследования является выявление и анализ основных социально-психологических проявлений стихийных групп.
Достижение поставленной цели связано с решением таких задач как раскрытие понятия стихийных групп, анализ и обобщение деятельности стихийных групп в различных условиях, рассмотреть влияние стихийных групп в его наиболее опасных формах на стабильность и целостность общества.
Введение
1. Общая характеристика стихийных групп
1.1 Типы и виды стихийных групп
1.2 Характеристики толпы
1.3 Социальные движения
2. Социально-психологические аспекты стихийного массового поведения
2.1 Особенности функционирования стихийных групп
2.2 Стихийные формы общения
2.3 Лидерство в стихийных группах
3. Методы управления стихийными группами
Заключение
Список использованных материалов
Послали за техникой необходимой для того, чтобы снять тяжелый памятник, и толпа, в предвкушении грандиозного события, забыла об уже созревавшем намерении штурма. Сорванный с пьедестала памятник оказался не только не золотым, но и вообще не литым, а полым внутри. Но толпа получила незабываемое зрелище. И то, что доминирующее эмоциональное состояние удалось своевременно переключить с ярости на любопытство, спасло не одну человеческую жизнь.
Еще один комплекс приемов воздействия на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению.
В конце 70-х годов советская газета под иронической рубрикой «Их нравы» сообщила о том, что в Южно-Африканской республике изобретен «музыкальный танк». У слушателей из ЮАР я выяснил, что это, действительно, танк, преобразованный специально для борьбы с уличными беспорядками. Вместо пушки у него на вооружении брандспойты, «стреляющие» мощной струей холодной воды, а вместо пулемета – сильные динамики, «стреляющие» во все стороны громкой ритмической музыкой. Под воздействием звуков люди невольно начинают двигаться в такт, и толпа из агрессивной превращается в экстатическую. Энергия ярости уходит в танец, и это помогает избежать худшего.
Уже с 60-х годов американские посольства во многих странах «Третьего мира» имели «на вооружении» мощные динамики и музыкальные записи в стиле рока. Это средство используется в тех случаях, когда проходящая около посольства антиамериканская демонстрация превращается в агрессивную толпу. Встречать приближающуюся толпу рекомендуется заранее заготовленными транспарантами с лозунгами, которые резонируют с ее настроением («Свои!», «Не трогать!») и приятной успокаивающей музыкой. Правда, следует добавить, что противодействие различным видам толпы требует различных ритмов.
В толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий. Это условие нарушается приемами деанонимшации.
Некоторые американские авторы предлагали даже такой прием: в толпе снуют хмурые личности с фотоаппаратами или блокнотами, откровенно фиксирующие самых активных индивидов. На раннем этапе формирования толпы этот прием, вероятно, может кого-то отрезвить и предотвратить экстремистские действия. Но это является опасным для здоровья и жизни агентов.
Но сегодня деанонимизация достигается более безопасными средствами. На крышах окружающих зданий размещаются хорошо заметные камеры и (или) высылаются мобильные группы телерепортеров. Демонстративные действия последних способствуют возвращению идентичности индивидам в толпе и снижению коллективного эффекта.
Прием слухов-желаний, который чреват разрушительными последствиями был с особой тщательностью отработан специалистами Вермахта и весьма успешно применялся в военных и политических операциях XX века.
В период «странной войны» (1939–1940 годы, когда немецкие и англо-французские войска месяцами прозябали в окопах, не предпринимая никаких действий) немецкие лазутчики активно распространяли среди солдат противника сведения такого рода: «До нового года в Германии произойдет революция»; «скоро начнутся переговоры с немцами». Зимой 1942 года, когда японские бомбардировщики стали достигать Калифорнии, среди ее жителей распространялся слух: «Японцам не хватит бензина даже на 6 месяцев». Цель состояла в том, чтобы вызвать разочарование по поводу несбывшихся надежд, связанные с ней фрустрацию и деморализацию.
Образцом эффективного применения слухов-желаний стала подготовка к захвату Варшавы в сентябре 1939 года. С началом военных действий в польской столице нарушилась регулярность выхода газет и радиопередач. Напряженный интерес и дефицит информации создали идеальную почву для слухов, и противнику оставалось только придать им нужную направленность. «Наши (польские) войска давят на всех фронтах, уже приближаются к Кенигсбергу; немцы не готовы к войне, им не хватает боеприпасов, вместо авиационных бомб они используют стальные рельсы», – с энтузиазмом рассказывали друг другу горожане. Для подпитки этих слухов бомбардировщики, действительно, в ряде случаев сбрасывали фрагменты рельс: стальной предмет громко, как бомба, свистит при падении, пугает, но не взрывается.
Охваченные эйфорией варшавяне не заботились о том, чтобы организовать помощь фронту или оборону города. Наконец, на таком фоне появление фашистских войск произвело шок и деморализовало возможное сопротивление.
При необычайно суровой зиме 1978–1979 годов Москва была наводнена не только слухами-пугалами (в машинах замерзает антифриз, в домах лопаются батареи, ожидается понижение температуры за -50 °С, но бюро прогнозов запретили об этом сообщать.), но и разговорами о том, что небывалый мороз – следствие применения американцами нового «климатического оружия».
Значительно различаются средства и способы воздействия на подсознание используемые, например, сто лет назад, и современные. С массовым распространение телевидения, интернета, и печатных СМИ – это стало делать намного легче. В частности речь идет именно о большом охвате территории. Так сказать, воздействие на массовое сознание в значительно больших объемах.
В 1980 году в Польше произошел очередной всплеск антиправительственных настроений. Страну захлестнули рабочие забастовки, бурлила интеллигенция, общество наполнилось агрессивными слухами о воровстве и роскошной жизни руководителей государства и Польской объединенной рабочей партии (а также их родственников). Журналисты, не сочувствовавшие руководящей партии, но работавшие в условиях жесткой цензуры, придумали остроумный прием. СМИ концентрированно пересказывали самые захватывающие сюжеты (у кого где имеются виллы, чья жена сколько проигрывает по субботам в Монте-Карло и т.д.), сопровождая их комментариями в том духе, что все это, разумеется, «возмутительные слухи» и «бесстыдная ложь». Неуклюжая коммунистическая цензура пропускала подобные тексты, принимая их за агитацию в поддержку правительства. А ехидные авторы, рядясь под дурачков, прекрасно понимали, что интенсифицируют слухи и помогают расшатать коммунистический режим.
30 октября 1938 года в Калифорнии при передаче радиоспектакля по роману Г. Уэллса «Война миров», где, по сюжету, страшные марсиане-кровопийцы, прилетев на Землю, начинают истреблять человечество. Главные события, правда, были перенесены из Англии в Америку. Передача была оформлена таким образом, что у слушателя создавалось впечатление прямого репортажа. Мастерски было спланировано и нагнетание тревоги, упоминалось о том, что панику переживает правительство США, и т.д. В итоге многие приняли спектакль за чистую монету, побросали дома и имущество и выбежали на улицы, образовав многотысячную паническую толпу. Такого «успеха» авторы спектакля не ожидали.
Также к основными приемам управления общественным сознанием можно отнести преувеличение «прошлых побед», прежних успехов; убеждение собравшихся в успехе, подчеркивание единства, достижения победы (такие заявления как: «Нас собралось так много», «Мы собрались несмотря ни на что», «Ничто не помешает нам» и т.п.); простота, популизм людей, лозунгов, требований, решений.
Все обстоит так, что современная власть в стране с каждым годом все больше и больше вынуждена затрачивать огромные усилия на поддержание в народе умиротворенных настроений. И чтобы регулировать настроения населения, необходимо знать его психологию.
Заключение
Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы – остается без ответа.
Самый разумный выход, не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. А для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной не удовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков (лучший предлог для этого – участие в переговорах с властями) и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.
Механизмом формирования социальной идентичности в массе является категоризация – процесс «отнесения» индивидом себя к определенной социальной группе. Социальные и этнические группы, обозначаемые определенными категориями, или размывают свои границы или просто «исчезают». Последствия этого драматичны для многих социальных групп: пожилые люди испытывают потерю идентичности, молодежь – затруднения с определением своей идентичности и т.п.
Индивид при определенном условии чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к челевеческой толпе, которая приобрела качество психологической массы. До сих пор остается важным и интересным вопрос об изменении поведения человека в толпе и об особенностях поведения толпы. Индивид в толпе совершает такие вещи, от которых он отвернулся бы в своих обычных жизненных условиях.
Массы можно создавать, контролировать и разрушать вполне целенаправленными действиями и тогда, когда это нужно. Знания, касающиеся массовой психологии, как и любые достаточно серьезные знания на свете таят в себе много возможностей и угроз их применения. И в зависимости от того, кто или что воспользуется этими знаниями, зависит стабильность и развитие всего общества, жизнь отдельных людей, из которых и состоит общество.
На протяжении всей истории человечества судьбы народов, племен и общин всегда были в руках тех, кто умел управлять массами, у кого это, пускай и бессознательно, но получалось благодаря своему характеру и другим природным способностям. Сейчас появилась возможность контролировать массы посредством чистого разума и холодного рассудка, имея в своем багаже лишь необходимые знания. Поэтому современные общественные деятели, которые действительно хотят блага своему народу и стране, будут обязаны пользоваться этими знаниями, чтобы не допустить «оболванивания» населения всякого рода аферистами, авантюристами, коих нередко удается встретить на экранах телевизоров и страницах газет и которые, надо сказать, без стеснения пользуются методами воздействия на массы.
Список использованных материалов
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.
2. Бехтерев В. М, Объективная психология. М., 1991.
3. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2004.
4. Лебон Г. Психология толп. М., 2000.
5. Майерс Д. Социальная психология. М., 2001.
6. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. М., 2004.
7. Ольшанский Д.В. Политическая психология. М., 2002.
8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М., 1999.
9. Семечкин Н.И. Социальная психология. М., 2004.
10. Социальная психология / Под. ред. Петровского А.В.М., 1987.
11. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. Минск. 1998.
12. Чалдини Р. Психология влияния. М., 2002.
13. Юнг К.Г. Психология биржевой толпы. М., 2000.
14. Гидденс Э. Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. №7. 2001.
15. Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998.
16. Московией С. Общество и теории социальной психологии. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
17. Прокопович С. Народ и народовластие. // Новое время. №27. 1992.
[1] Лебон Г. Психология толп. – М., 2000, С. 117.
[2] Лебон Г. Психология толп. - М., 2000, С. 132.
[3] Даль В. Толковый словарь русского языка. – М., 1955. – Т. 4. – С. 413.
[4] Семечкин Н. И. Социальная психолгия. – М., 2004, С. 13
[5] Лебон Г. Психология толп. – М., 2000, С. 220.
[6] Лебон Г. Психология народов и масс. - М., 1999. С. 208.
[7] Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.37.
[8] Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2004, С. 182.
[9] Бехтерев В. М. Объективная психология – М., 1991.
[10] Лебон Г. Психология толп. – М., 2000, С. 193.
[11] Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. - Минск. 1998. С.26.
[12] Лебон Г. Психология толп. – М., 2000.
ПЛАН:
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Общая характеристика понятий «социальная группа», «малая группа»,
«большая группа».
1.2. Характеристика и типы стихийных групп.
1.3. Способы воздействия в стихийных группах.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы группы – один из важнейших вопросов в социальной психологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается включенным в систему норм, взглядов, представлений различных групп. Поэтому важно изучать группы, законы их развития и функционирования, так как без понимания этих законов невозможно эффективное управление и функционирование группы.
Исследованием проблем социальных групп и, в частности, стихийных групп, занимались многие ученые. Среди зарубежных исследователей можно назвать.
Эти проблемы поднимались и в работах отечественных ученых А. В. Петровского, Л. И. Уманского, В. В. Новикова В.В. Шороховой. Вопросы группового взаимодействия поднимаются также в работах Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, Кричевского Р.Л., Дубовской Е.М. и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Общая характеристика понятий «социальная группа», «малая группа», «большая группа»
Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности [4]
Группы состоят из людей, общества – из групп. Индивиды, группы и общества – это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы специализированы в той или иной мере. Их специализация зависит от потребности людей. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию. В другие группы вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, «клуб по интересам»). Существуют первичные и вторичные группы. Например: баскетбольный клуб, в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.
В социальной психологии предпринимались многократные попытки выстроить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.
Одна из таких классификаций наглядно представлена в виде схемы, указанной в учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология»: [1]
| Группы |
|
|
|
|
Условные |
|
|
Реальные |
|
|
|
|
Лабораторные |
|
Естественные |
|
|
|
|
Большие |
|
Малые |
| Организованные |
|
|
|
|
|
| Не организованные |
| Становящиеся | Коллективы |
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные.
По мнению Новикова В.В., реальные группы – это прежде всего разнообразные по величине и назначению объединенные совместной деятельностью и оформленные по соглашениям исполнительские коллективы, а также неоформленные, часто случайные, объединения людей, не выполняющие совместной деятельности. Условные группы объединяют людей в целях их изучения по какому-либо одному признаку: профессиональному, социально-демографическому и т.п., то есть группы молодежи, студенчества, пенсионеров, научных работников и т.д. [7]
Социальная психология сосредоточивает свое исследование на реальных группах.
Основные признаки социальной группы:
1. наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;
2. существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;
3. способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;
4. действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.
По определению Платонова К.К., группа – социологическая категория, изучаемая социальной психологией как взаимодействующая общность, что соответствует социально-психологическому понятию «реальная группа» [9]
Наибольшее значение здесь имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы.
Малая группа – это та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.
Подчеркивая значение малой группы в формировании личности, Андреева Г.М. утверждает, что очевидным является тот факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность [1]
В свою очередь, В.Ф.Рубахин и А.В.Филиппов отмечают, что обычно группа объединяет небольшой контингент людей, стихийно установивших и сравнительно долго поддерживающих между собой непосредственные связи, объединенных взаимными интересами. Такую группу характеризует и определенная социально психологическая общность: чувство солидарности, взаимного доверия, общей судьбы и т.д. [11]
Итак, что же такое малая группа?
По мнению Андреевой Г.М., малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [1]
Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. полагают, что малая группа – это звено системы общественных отношений, преломляющих в специфике непосредственных межличностных контактов, развитие которых опосредовано фактором совместной деятельности и ведет к обретению группой социально-психологических характеристик [3]
По мнению Антипиной Г.С., малая группа – реальный социальный организм, изучение которого дает возможность выявить внутриколлективные отношения, взаимодействие коллектива и личности, коллектива и общества [2]
Несколько иной подход к этой проблеме существует в зарубежной психологии. Дж. Хоманс в работе «Человеческая группа» заявляет, что малая группа – это определенной число лиц, которые часто общаются друг с другом в течение длительного периода времени и количество которых достаточно мало для того, чтобы каждое лицо могло установить связь с каждым другим [2]
Итак, очевидно, что разными психологами по-разному понимается, что же такое малая группа. Но общее в этих определениях – это принадлежность группы к системе социальных отношений, совместная деятельность, межличностные контакты.
Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Г. М. Андреева подчеркивает, что большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования [1].
Чисто количественное определение этого понятия неправильно. Большие в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду отнесятся прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.) [1].
Существуют общие признаки, отличающие большие группы от малых. Так, в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи и традиции). Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Для социальной психологии недостаточно просто констатировать множество людей или наличие между ними каких-либо отношений. В фокусе анализа социальной психологии находятся содержательная характеристика групп, воздействие на личность данной социальной группы и личности на группу.
Авторы разнообразных исследований применяют различные подходы к исследованию группы. К примеру, Новиков В.В. отмечает, что исследовать группу можно посредством анализа феномена давления группы на индивида. Можно сделать это и через изучение феномена групповой сплоченности или исследование конформизма [7]
1.2. Характеристика и типы стихийных групп
Стихийные группы – это особая разновидность больших групп, которые в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, тем не менее, может быть весьма активной [1].
Типы стихийных групп: толпа, масса, публика.
С психологической точки зрения толпа – это собрание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания [5].
Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам [1].
По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют следующие виды толпы:
случайная (окказиональная) толпа возникает в связи с каким-либо неожиданным событием. Ее образуют «зеваки», лица, испытывающие потребность в новых впечатлениях. Основной эмоцией является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Обычно немногочисленна;
конвенциональная толпа – толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения – конвенциях. Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия;
экспрессивная толпа отличается особой силой массового проявления эмоций и чувств. Является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под действием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно. Экспрессивная толпа может трансформироваться в крайнюю форму – экстатическую толпу, т.е. вид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях [6].
Все три вида толпы относятся к пассивным. Кроме того, существует и понятие действующей (активной) толпы – наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.
Г. Лебон отмечает, что, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам [5].
Толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, вызываемых этими чувствами, она может быть лучше или хуже его, смотря по обстоятельствам. Все зависит от того, какому внушению повинуется толпа.
Толпа часто бывает преступна – это правда, но часто также она бывает героична. Толпа пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господен из рук неверных или же, как в 93-м году, защищать родную землю. Это героизм, несколько бессознательный, конечно, но именно при его-то помощи и делается история. Если бы на счет народам ставились только одни великие дела, хладнокровно обдуманные, то в мировых списках их значилось бы весьма немного [5].
Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.
Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п. [1].
1.3. Способы воздействия в стихийных группах
Способы воздействия в стихийных группах:
1. заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия;
2. внушение (сообщение, убеждение, внушение);
3. подражание как воспроизведение поведения других; виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.
Рассмотрим их подробнее.
Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.
В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенньм психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» [8].
Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения [1].
Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.
Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент рациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необходимо также и понимание психологического механизма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить [12].
Б. Ф. Поршнев замечает, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Справедливо отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения [10].
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика.
Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга» [1].
Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения.
Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция – центру, дворянство – королевскому двору) и т.д. [1].
Необходимо отметить, что в каждом случае осуществление воздействия при помощи указанных способов наталкивается на ту или иную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздействие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение – от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 6.1. Сила социального давления
1. Какую неявную социальную норму вы пытались нарушить? Опишите свои действия, которые были нарушением нормы, и обстановку, в которой они происходили.
2. Как люди реагировали на нарушение этой конкретной нормы? Опишите их вербальные и невербальные реакции, а также все замеченные вами закономерности.
3. Как реагировали вы сами, когда нарушали данную норму? Опишите свои мысли и чувства и укажите, изменялись ли они со временем или в зависимости от ситуации.
Социальные нормы – это некие образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны поведения с точки зрения не только общества в целом, но и конкретных социальных групп. Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Социальная норма выступает как общественное явление, не зависящее от индивидуальных вариаций.
Большинство социальных норм – это неписаные правила.
1. В ходе проведения эксперимента я решила поступить следующим образом: при выходе из дома в магазин и библиотеку вместо уличной привычной обуви надевала комнатные тапочки-шлепанцы. Причем, изменения в моем внешнем виде касались только обуви, т.е. и верхняя одежда, и прическа оставались обычными для меня.
Я не нарушала никаких других социальных норм, т.е. мое поведение в магазине и библиотеке было обычным.
2. Замечавшие меня люди реагировали на мой внешний вид по-разному. Наиболее характерные реакции я занесла в следующую таблицу:
№ п/п | Категория людей | Их реакции |
1 | Девушка | Прошла мимо, внимательно посмотрела на меня, улыбнулась |
2 | Пожилая женщина | Увидев меня, подошла и тихо произнесла: «Девушка, вы вышли на улицу в домашних тапочках» |
3 | Две девушки | Засмеялись |
4 | Три парня | Улыбаются: «Девушка, давайте мы вас проводим до дома и поможем найти туфли» |
5 | Ребенок 7 лет с мамой | Мальчик стал смеяться, показывать на меня пальцем, на что его мать отреагировала следующим образом: «Максим, некрасиво показывать на людей пальцем». Улыбнулась мне, извинилась за сына и спросила, почему я в тапочках |
6 | Парень | Посмотрел на меня и отвернулся |
7 | Супружеская пара преклонного возраста | Увидели меня, подошли и очень доброжелательно указали мне на мой внешний вид |
В ходе эксперимента я отметила следующее: все люди, которые замечали меня, вели себя очень доброжелательно, не грубили мне, не высмеивали, не унижали.
Кроме того, мною было замечено, что поведение отдельных людей зависело от их возраста, пола, а также от количества членов группы (если на мой внешний вид реагировала группа людей).
В основном пожилые люди старались мне помочь, указать на мой внешний вид; молодежь оставалась равнодушной или же улыбалась, а если это была группа молодых людей – по-доброму пытались заговорить со мной, пообщаться. Дети реагировали непосредственно: смеялись, указывали пальцем, веселились.
3. Я чувствовала себя вначале очень скованно и взволнованно. Однако в дальнейшем я почувствовала уверенность в себе и перестала стесняться. К концу эксперимента мне даже показалось, что ничего особенного я не совершаю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стихийные группы – это особая разновидность больших групп, которые в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.
Среди способов воздействия в стихийных группах отмечают следующие:
1. заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия;
2. внушение (сообщение, убеждение, внушение);
3. подражание как воспроизведение поведения других; виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.
Такое объединение никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. История социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа таких групп.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: МГУ, 1980. – 430 с.
2. Антипина, Г. С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии / Г. С. Антипина. – Л.: ЛГУ, 1967. – 360 с.
3. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М.: МГУ, 1991. – 160 с.
4. Крылов, А. А. Практикум по общей и экспериментальной психологии / А. А. Крылов. – Л.: ЛГУ, 1987. – 260 с.
5. Лебон Г. Психология народов и масс // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
6. Мельникова, Н. А. Шпаргалка по социальной психологии: Ответы на экзаменационные билеты / Н. А. Мельникова. – М.: Аллель-2000, 2005. – 64 с.
7. Новиков, В. В. Социальная психология: феномен и наука / В. В. Новиков. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 490 с.
8. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. – М.: Просвещение, 1971. – 296 с.
9. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятиий / К. К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1981. – 260 с.
10. Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. – М.: Прогресс, 1968. – 380 с.
11. Рубахин, В. Ф. Психологические аспекты управления / В. Ф. Рубахин, А. В. Филиппов. – М.: Знание, 1973. – 250 с.
12. Шерковин, Ю. А. Стихийные влияния и внеколлективное поведение / Ю. А. Шерковин. – М.: Просвещение, 1975. – 190 с.
9
9
Информация о работе Особенности функционирования стихийных групп