Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:05, доклад
Это влиятельное течение социологической мысли восходит к работам О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Оно рассматривает общество как большой организм, отдельные части которого выполняют определенные функции. Поэтому социальная структура, общественные институты возникают и действуют ради удовлетворения общественных функций. Всевозможные социальные конфликты и противоречия рассматриваются в структурном функционализме как дисфункции, подлежащие устранению.
Карл Манхейм (1893-1947), выдвинувший тезис о том, что любое мышление определяется обшей духовной атмосферой эпохи.
В своей емкой теории Бергер и Лукман обосновали такие явления, как институционализапия, легитимация и становление социального порядка. Как отмечают Бергер и Лукман, «всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации. Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно может быть воспроизведено с экономией усилий ipso facto осознано как образец его исполнителем. Кроме того, хабитуализация означает, что рассматриваемое действие может быть снова совершено в будущем тем же самым образом и с тем же практическим усилием». Именно такие устойчивые привычки и называются социальными институтами. Институционализация облегчает социальное взаимодействие, переводя большие классы повседневных операций в разряд рутинных, не требующих специальных мыслительных усилий.
Однако для своей практической реализации социальные институты нуждаются в легитимации. Легитимация имеет иерархическую структуру и включает: уровень первичного знания, рудиментарные теоретические знания, явные теории легитимации, символические универсумы. Последние выступают в качестве «защитных механизмов как для институционального порядка, так и для индивидуальной биографии. Кроме того, они предусматривают определение социальной реальности, т. е. устанавливают границы того, что относится к сфере асоциального взаимодействия».
Социальный порядок, по Бергеру и Лукману, возникает в силу институционализации поведенческих схем и закрепляется в ходе социализации с помощью механизмов легитимации. Важнейшая функция социального порядка заключается в поддержании идентичности личности: «Чтобы он мог сохранить доверие к тому, что он думает о самом себе, каков он есть, индивиду требуется не только имплицитное подтверждение этой идентичности, приносимое даже случайными ежедневными контактами, но эксплицитным и эмоционально заряженным подтверждением от значимых других».
Этнометодология и социология повседиевиости
Эти направления также являются течениями в общем русле «понимающей социологии». Понятие «этномстодо- логии» было введено последователем А. Шюца американским социологом Гарольдом Гарфинкелем (род. в 1917). Этнометодология изучает правила, на основе которых осуществляется повседневное общение людей (по аналогии с этнографией, изучающей обряды и нравы различных народов). Рассматриваемые правила принимаются людьми на веру и реализуются как бы автоматически. Этнометодология вообще подходит к описанию повседневных действий формально, уделяя внимание не тому, почему они совершаются, а тому, как действуют индивиды. Это связывает этнометодологию с бихевиоризмом, а также прагматизмом как его философской основой и символическим интеракционизмом. Надо отмстить, что основные течения «понимающей социологии»: символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология, социология повседневности — очень близки и зачастую трудно разделимы.
Спецификой этнометодологи и является гораздо более практический, чем в других течениях, характер применяемых ею методов исследования. Широко известны этнометодологические эксперименты, в ходе которых социологи специально ставили неподготовленных людей в неожиданную ситуацию. Например, молодые люди вели себя дома как вежливые гости, спрашивая разрешения взять тот или иной предмет, позволения закурить и т. п.; в других случаях экспериментатор в ходе беседы постепенно приближал лицо к лицу объекта эксперимента, и т. п. Эти эксперименты обнаружили стандартную реакцию испытуемых: сначала растерянность, потом поиск разумного объяснения непривычного поведения (рационализация) и после этого — успокоение. Такая реакция показывает, что большинство людей склонно к поиску стандартного, рутинного объяснения непривычного поведения, даже если эти объяснения носят явно натянутый характер.
Крупнейшим исследователем повседневного поведения был канадско-американский социолог Ирвинг Гофман (1922-1982). На основе многолетних наблюдений он разработал теорию управления впечатлениями, вскрывающую методы и приемы, с помощью которых люди производят желательное для них впечатление на других. Эта теория была обобщена в работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни».
Гофман охарактеризовал свою позицию как «подход театрального представления, а следующие из него принципы суть принципы драматургические. В ней рассматриваются способы, какими индивид в самых обычных рабочих ситуациях представляет себя и свою деятельность другим людям, способы, какими он направляет и контролирует формирование у них впечатлений о себе, а также образцы того, что ему можно и что нельзя делать во время представления себя перед ними».
Хотя Гофман в конце жизни был избран президентом Американского социологического общества, его трудно назвать теоретиком социологии. Работы Гофмана с полным правом можно отнести к художественной литературе благодаря их блестящему стилю и множеству тонких жизненных наблюдений. И все же Гофман занимает видное место среди «понимающих социологов», а его идеи были использованы такими «чистыми» теоретиками, как Н. Луман и Ю. Хабермас.
Информация о работе Основные течения и направления современной и зарубежной социологии