Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:52, доклад
В современной социологии существует 5 основных парадигм (исходных концептуальных схем, объяснительных моделей), на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.
Основные парадигмы современной социологии
В современной социологии существует 5 основных парадигм (исходных концептуальных схем, объяснительных моделей), на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.
Парадигма “социальных факторов” сводит социальную реальность к двум группам этих факторов – социальным структурам и социальным институтам, которые отождествляются с понятиями реальных вещей. В рамках этой парадигмы выделяются 2 основных теоретических направления: структурно-функциональный анализ и концепции социального конфликта.
Структурный функционализм (Т.Тарсонс, Р.Мертон) берет начало от идей Спенсера об обществе как живом организме, в котором каждый орган имеет специфические функции, а связанные между собой внутри организма они образуют целостную систему. Основные положения этой теории: общество – система взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое, каждая часть специализируется на выполнении каких-либо определенных функций, удовлетворении каких-либо потребностей общества. Все части вместе направлены на поддержание устойчивости общественной системы, но в обществе должны быть и специальные внутренние механизмы контроля. Весь социальный контроль в обществе держится на страхе. “Страх перед живыми” создает государство в лице политических, правовых органов, армии и др. “Страх перед мертвыми” – поддерживает церковь. Но, прежде всего, социальная интеграция формируется на основе единой системы ценностей. Ценности – самый устойчивый остов общественной системы. Дисфункции в обществе существуют, но они преодолеваются сами по себе и, в конечном итоге, укореняются в обществе с пользой для него.
Слабые стороны функционализма: статичный, внеисторический подход к изучению общества. Идеологически ориентирован на стабильность, в то время как в современном обществе происходит масса конфликтов, постоянное наличие которых он не способен объяснить.
Теории социального конфликта сформировались главным образом на основе идей Маркса, полагавшего, что в основе развития общества – конфликт антогонистических классов рабочих и капиталистов. У них нет общих ценностей, поэтому они обречены на конфликт, революцию.
Современные конфликтологи в основе развития общества также видят, прежде всего, противоречия, но для них главные причины конфликтов не экономические, а политические – борьба за власть. Отличительная черта любого общества – господство, конфликт, подавление. Вся общественная структура основана на власти одних групп над другими (мать – ребенок, хозяин – раб, офицер – солдат). У различных социальных групп в обществе различные интересы, когда люди осознают общие интересы, они объединяются в общественные классы (профсоюзы, партии и т.д.). Конфликты обостряются, если власть сосредоточена в одних руках и нет механизма ее распределения.
Большинство представителей этого направления подчеркивают, что конфликты в обществе – естественное и нормальное явление, они – основа развития, т.е. они функциональны и позитивны. Конфликтами можно и нужно управлять, их можно даже сознательно использовать как инструмент управления и развития.
У истоков парадигмы “социальных дефиниций” лежат работы немецкого социолога Макса Вебера (1864 – 1920). Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных факторов. Само социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. Здесь существуют следующие теоретические направления: символические интеракционализм, феноменология, этнометодология. Наиболее видными представителями данной школы являются Т. Парсонс, Г. Мед, Г. Гарфинкель.
Парадигма “социального поведения” опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является Б. Скиннер, второй – Д. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблемах ожидаемого вознаграждения и наказания нежелательного социального поведения.
Парадигма
“психологического
В России наиболее известна марксистская парадигма “социально-исторического детерменизма”. В фокусе ее внимания – социальные структуры, которые взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам, сегодня дает основание определить эту парадигму как “экономический детерменизм”.
Информация о работе Основные парадигмы современной социологии