Основные функции семьи и их динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей частью семьи как социального института является регулирующее ее семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т.д.
Целью курсовой работы является определение роли семьи и ее функций в современном обществе:
• Ценность семьи в системе брачно-семейных отношений;
• Определение основных функций семьи;
• Исследование проблем и перспектив современной семьи;
Задачи курсовой работы:
• Изучение основных функций семьи и их динамики в современном Российском обществе.
• Исследование влияния социально-экономической системы на реализацию основных функции семьи;
• Анализ фактического состояния изучаемой проблемы с использованием эмпирических социологических исследований касающихся проблем функционирования семьи;
• Анализ проводимых мероприятий в области решения имеющихся проблем в изучаемой сфере.

Оглавление

Введение………………………………………………………………....

3
1.Основные представления о семье как о социальном институте…… 5
1.1 Ценность семьи в системе брачно-семейных отношений………... 5
1.2 Основные функции семьи…………………………………………… 8
1.3 Типы, структура и особенности функционирования современной семьи………………………………………………………………………..
16
2. Перспективы современной семьи и динамика ее функций…………. 22
2.1 Влияние социально-экономической ситуации на реализацию репродуктивной функции…………………………………………………..
22
2.2 Современная российская семья: основные тенденции…………….. 28
3. Проблемы современной семьи и семейной политики России……… 34
3.1. Проблемы современной семьи и пути их решения………………… 34
Заключение………………………………………………………………… 43
Список использованной литературы…………………………………… 45

Файлы: 1 файл

Курсовая по социологии.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

     

    1. Основные функции семьи
 

      Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. На каждом историческом этапе та или иная функция семьи обретала различную значимость – большую или меньшую. В то же время все функции постоянно находились во взаимосвязи, часто помогая одна другой, а иногда, и мешая, друг другу. Очень трудно разграничить одну семейную функцию от другой. Например, выполнение материальных функций оказывается в определённых условиях необходимым для осуществления семьей духовных функций (обучение, воспитание детей ), но реализация духовных функций является непременным условием осуществления материально-производственных функций.

      Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К важнейшим функциям семьи и брака относят следующие функции [15. c.76-77]:

Репродуктивная  функция или функция воспроизводства населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями. Целостность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода и любви, как высшего чувства, делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения и самим детям. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а с другой – это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами. Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.

Образовательно-воспитательная или (социализация) Воспитательная функция состоит  в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга, но в целом они неравнозначны, и не при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (А.И.Захаров). Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, моральные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

Регенеративная или функция социального самоопределения-  узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе,  этносу и религиозной группе, к которой принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе не обязательно понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность как альбом с фотографиями чужому человеку не передашь – только своему, родному).

Хозяйственно-экономическая. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые качества каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи. А также определяются возможные конфликтные области взаимоотношений, и представляется более удобная форма ухода от них. За годы экономических реформ наметилась тенденция к увеличению собственно экономической функции семьи: появились и множатся семейные предприятия в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.

Сфера первичного социального контроля. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут самостоятельно  позаботится о себе.

Социально-статусная – она обеспечивает предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусу членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего находится в семье этого человека. Семья обязательно должна обеспечить ребенку подготовку к статусам, близким к статусам его родителей, родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни.

Рекреативная – функция восстановления психологического здоровья, достижение психологического комфорта. Некоторые исследователи называют эту функцию психотерапевтической. В семье, как интимной первичной группе предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу – уважение, преданность, симпатия, что способствует доверительности в семейном общении, прочности семейных отношений. Выделяют две ее стороны: «поглаживающую» - каждый из супругов нуждается в нежности, психологической поддержке, эмоциональной ласке, участии со стороны другого, и вторая ее сторона; «генерирующая» - способность супруга вдохновлять другого, способность к интеллектуальному участию в решении проблем. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста социальных и психологических нагрузок, количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя психотерапевтическую роль. Она становится «оазисом» спокойствия и уверенности создает чувство безопасности и психологического комфорта. Рекреативная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха.

      Традиционная модель когда, жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражения своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее число женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости.

      Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, с детьми. Рекреативные аспекты семейной жизни тесно связаны с культурой семейных отношений, а это влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном итоге на само существование брачной пары.

Медицинская функция, или функция поддержание физического здоровья, она чаще носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медицинским работникам за советами и помощью, выполнять их назначения.

       По медико - социальным факторам  риска различают семьи:

  • дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, с детьми-инвалидами)
  • социопатические (семьи алкоголиком, наркоманов, а также такие, где родители и дети являются правонарушителями, с отклонением от нормального поведения)

      В этих семьях выше процент хронических заболеваний, особенно у детей до трехлетнего возраста. Несоблюдение правил гигиены, режима питания и досуга, неосведомленность в вопросах профилактики, позднее обращение за медицинской помощью при заболевании ребенка характерны для таких семей.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

      Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

      В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

      Досуг включает в себя: чтение и слушание, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска, посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу, занятия спортом, участие в соревнованиях в проведении праздников.

Эмоциональная получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. К многочисленным потребностям человека относятся, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и, прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повешенной смертности, отклоняющемуся поведению.

Сфера духовного общения. Она подразумевает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуально-эротическая функция существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

      Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций, называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному её члену. Все эти функции связаны друг с другом, и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции. Восстанавливать приходится сразу несколько функций.

Информация о работе Основные функции семьи и их динамика