Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:49, реферат
1. Цель семьи
2. Значение воспитания детей в семье
3. Типы семейного воспитания
4. Функции семьи
5. Структура семьи
6. Динамика семьи
7. Психология семьи как система
2. Значение воспитания детей в семье
3. Типы семейного воспитания
4. Функции семьи
5. Структура семьи
6. Динамика семьи
7. Психология семьи как система
Заключение
Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.
Концепции семейной педагогики,
т. е. научные теории и основные направления,
включают:
1) формирование общечеловеческих ценностей
и таких качеств, как честность и честь,
достоинство и благородство, любовь к
людям и трудолюбие;
2) бережное отношение к личности ребенка
в семье, ответственность за него.
Целью семейного воспитания
являются:
1) формирование таких
качеств и свойств личности, которые помогут
достойно преодолевать трудности и преграды,
встречающиеся на жизненном пути;
2) развитие интеллекта
и творческих способностей, познавательных
сил и первичного опыта трудовой деятельности,
нравственных и эстетических начал, эмоциональной
культуры и физического здоровья детей
– все это зависит от семьи, от родителей
и составляет главную цель воспитания.
Для эффективного семейного
воспитания необходимо формировать
у самих родителей
Значение воспитания
детей в семье:
1) семья создает для ребенка
ту модель жизни, в которую он включается;
2) влияние родителей на
собственных детей должно обеспечивать
их физическое совершенство и моральную
чистоту;
3) часто семейные обстоятельства
и условия, в которых родились и выросли
дети, накладывают отпечаток на всю их
жизнь и даже предопределяют судьбу.
В
современных условиях
дети нуждаются в
воспитании:
1) разумной практичности;
2) делового расчета;
3) честной предприимчивости.
Вначале всем этим должны
овладеть родители.
Педагогически
целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во
имя его будущего в отличие от любви во
имя удовлетворения собственных сиюминутных
родительских чувств. Слепая, неразумная
родительская любовь приводит к негативным
последствиям:
1) смещает в сознании
детей систему нравственных ценностей,
порождает потребительство;
2) формирует у детей пренебрежение
к труду, притупляется чувство благодарности
и бескорыстной любви к родителям и другим
родственникам.
Родители для детей
– это жизненный идеал.
В педагогике существует классификация
семей не только по составу, но и по характеру
взаимоотношений в них.
Тип семейного воспитания,
как интегративная
Выделены следующие параметры типов семейного воспитания:
В зависимости от различного
сочетания указанных выше параметров,
выделено шесть типов семейного
воспитания: отвержение,
безразличие, гиперопека,
требовательность, устойчивость,
любовь. При этом только два последние
типа семейного воспитания обеспечивают
возможности оптимального развития гармонической
личности.
Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:
Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.
Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.
Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.
Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.
Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
Повышенная моральная
ответственность как стиль
Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания.
Воспитание вне семьи – экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.
Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.
Успешность коррекционной работы во многом определяется особенностями родительской позиции. Можно выделить три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребенка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность определяется мерой подвижности родительских позиций, изменчивостью форм и способов общения и взаимодействия с ребенком (восприятие ребенка как личности, степень гибкости общения с ребенком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребенка в зависимости от возраста). Прогностичность отражает способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ребенком.
Функции семьи
Под функцией семьи
понимается сфера жизнедеятельности,
которая связана с
Классификация потребностей по Маслоу - 6 уровней. Более простая - потребность в безопасности, привязанности и достижений.
Функции семьи по потребности:
1. Воспитательная функция
Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.
Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной - от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.
2. Хозяйственно - бытовая