Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:49, реферат
1. Цель семьи
2. Значение воспитания детей в семье
3. Типы семейного воспитания
4. Функции семьи
5. Структура семьи
6. Динамика семьи
7. Психология семьи как система
Постулаты этой теории систем:
1. Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система - нечто большее.
2. Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.
С точки зрения теории
системы семья представляет собой
открытую систему. Закрытые системы - те,
которые функционируют
Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.
Семья также является и первичной системой по отношению к каждому входящему в неё элементу. Это значит что закономерность, по которым существует семья могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы - члены семьи. То что происходит в семье часто не зависит от намерений людей а регулируется свойствами системы как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются правилу функционирования систем. Семья первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.
Если окружающая среда пытается воздействовать на семью, он должен учитывать её функционирование как системы. Главный принцип - опосредованное воздействие. Это значит, что семья как система больше элементов из которых она состоит, также она больше и психолога, хотящего что-то изменить в ней (психолог). Воздействие на один из элементов получит противодействие, направленное чтобы снивелировать действие психолога. Наркомания - проблема системы а не индивидуума. Не наркоман для семьи - аномалия и система пытается восстановить старый статус.
Поэтому все интервенции, которые используют люди для помощи, носят опосредованный характер. Фрейд (случай маленького Ганса) описал первым. Общение с одним членом семьи чтобы помочь другому. Агрессивность ребёнка может исчезнуть не путём прямого воздействия на ребёнка, но путём воздействия на родителей. Работа с детьми до 4-х лет мало целесообразна. Поэтому родители более подходящая среда для воздействия - опосредованный способ воздействия.
Семья является системой связанной с другими также и в продольном разрезе. Системы семьи жены взаимодействуют с системой семьи мужа, поэтому многие закономерности в новой семье не изобретены заново, но приходят к нам из прошлых систем. Поэтому важно владеть техникой генограмм. Напоминает гениологическое древо. С помощью генограмм удаётся записать и описать характер взаимоотношений людей в поколениях и выявить основные стереотипы в отношениях, которые передаются и воспроизводятся в поколениях. Носят характер передачи стереотипов путём воспроизведения семьёй стереотипов родительских семей. Например, передача стереотипа алкоголизма. Какие-то нерешенные проблемы в родительской семье, в качестве какой-то формы поведения воспроизведутся в следующей семье. Например, у матери и сына был хронический конфликт. Мать сына недолюбливала. Сын чего-то недополучил от матери. Их отношения стали сложными и он ушел из семьи, чтобы создать новую семью. Он её создаёт, но в отношениях с женой он воспроизводит тот же конфликт, который был с матерью.
Теория дифференциации:
если есть дисфункция по вертикали (между
поколениями), она обязательно
Во многих семьях структура взаимоотношений нарушена так, что одни элементы систем находятся близко, а другие дальше. Тактика сближения и воссоздание супружеской коалиции.
Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется:
1. Закон гомеостаза
2. Закон развития
Оба эти закона существуют и действуют одновременно:
Закон гомеостаза - любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.
Закон развития - любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.
Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития:
1 - стадия монады - добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.
2 стадия - стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.
Здесь важно помнить,
что есть правила лёгкие - внешние
правила жизни и трудные
Дистанция между двумя в диаде очень близкая.
3-я стадия - триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов - дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка - это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.
4-я стадия - квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации - младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё а мне ничего. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.
5-я стадия - выход детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.
Выход в школу оказывается
проверкой для
6-я стадия - взрослеющие дети подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себё, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья - реанимобиль - это функциональная модель. Семья где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.
Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.
7-я стадия - пожилой диады - все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)
8-я
стадия - пожилой
монады - после смерти одного из супругов.
Заключение
В данное время
тема семьи до конца не изучена
и полностью изучена быть не может,
так как взаимоотношения в семье, проблемы,
функции семьи изменяются с изменением
социальной обстановки в стране, с
изменением главных целей, стоящих перед
обществом. Но главный вывод, с которым
согласны социологи любого периода времени
это то, что семья является основным фундаментальным
институтом общества, придающим ему стабильность
и способность восполнять население в
каждом следующем поколении. Роль семьи
не исчерпывается только воспроизводством
населения, семья способствует развитию
общества и его прогрессу.
Создание
благополучной семейной обстановки
для каждого человека общества способствует
снижению негативных явлений в обществе,
таких как наркомания, преступность,
так как личностные качества человека
формируются семьёй.
Но в данный
период времени у молодых людей наблюдаются
огромные трудности в создании и сохранении
семьи. Так тяжёлая социальная и экономическая
обстановка в стране тормозит рост семей
и количество рождаемых детей. Особенно
эта проблема актуальна в России, где спад
рождаемости настолько велик, что не может
обеспечить воспроизводство населения.
Поэтому одним из путей выхода из сложившейся
ситуации является оказание материальной
помощи многодетным семьям, малоимущим
и молодым семьям, повышение уровня жизни
населения, финансирование государством
детских дошкольных учреждении и общеобразовательных,
так как материально-бытовые проблемы
семьи оказывают на неё дестабилизирующее
действие. Большое значение имеют в сохранении
семьи имеет культурный уровень её членов.
Грубость, нетерпимость, пьянство хотя
бы одного из супругов ведут к разрушению
семьи.
Мне кажется,
что проблемы распада семьи, негативной
семейной обстановки, а в результате
и отсутствие положительного воспитания
детей связаны с отсутствием
внимания и поддержки со стороны
государства, низким уровнем культуры
у современной молодёжи и порой не понимание
молодыми, что создание семьи, это задача
не из лёгких и требует от человека больших
эмоциональных затрат.