Человек так устроен, что всегда
стремится к идеалу, но не всегда может
его достичь. Так же и с новым сотрудником,
как бы мы не старались, все равно будет
существовать период адаптации, когда
он привыкает к новым людям, новым условиям
и требованиям существующей в новой Компании.
Но именно в Ваших руках и силах сократить
этот период более чем в два раза с 3 –
4 месяцев, до 1 – 2 месяцев.
Для наиболее эффективного
решения данной задачи понадобится внедрение
нескольких постоянно проводимых мероприятий.
Так называемая система адаптации, направленная
на вхождение нового сотрудника в компанию
и должность.
Система адаптации разрабатывается
индивидуально для каждой компании и включает
в себя несколько мероприятий, которые
дополняют друг друга и помогают сотруднику:
• подробнее ознакомиться с
деятельностью предприятия;
• понять организационную и
структуру принятия решений принятую
в компании;
• понять суть работы, и что
от него требуется;
• быстрее обучится не обходимым
для работы дополнительным навыкам;
• быстрее установить отношения
с коллегами;
• найти своё место в команде.
В систему адаптации персонала
может входить:
•welcome-тренинг для новых сотрудников;
• система наставничества;
• программа адаптации;
• план адаптации для разных
категорий должностей;
• книга сотрудника;
• система оценки по результатам
адаптационных мероприятий.
Система наставничества – обеспечивает
быструю и технологичную передачу стандартов
работы, знаний и навыков от опытных сотрудников
к новичкам без отрыва от производства.
Хорошо зарекомендовала себя в крупных
розничных сетях, производственных компаниях.
Порядок работы наставников закрепляется
в Положении о наставничестве. Программа
адаптации – описывает цели, задачи, сроки,
обозначает ответственных за адаптацию
сотрудников лиц. Устанавливает последовательность
действий для достижения поставленных
целей и указывает, какими знаниями, умениями,
компетенциями, навыками должен обладать
новый сотрудник и какие результаты он
должен показывать по окончании периода
адаптации.
Планы адаптации для разных категорий
должностей – как правило, разрабатываются
для топ-менеджеров, руководителей, ключевых
специалистов. Индивидуальный план адаптации
может включать специализированные мероприятия,
стажировки и другие мероприятия, позволяющие
новому сотруднику быстро и наилучшим
образом войти в курс дел и освоить информацию,
необходимую ему для принятия решений.
Индивидуальный план адаптации может
быть разработан с точностью до 1 дня. Книга
сотрудника - содержит информацию о компании,
необходимую при выходе на работу: история
компании, руководство, месторасположение
офисов, правила работы компании, основные
положения кадровой и социальной политики.
Система оценки по результатам
адаптационных мероприятий. Как правило,
окончание адаптационных мероприятий
совпадает с окончанием испытательного
срока нового сотрудника. Результатом
внедрения системы оценки станет возможность
обоснованного принятия решения о продолжении
работы с новым сотрудником, понимание,
насколько полно новый сотрудник владеет
требуемыми на данном месте работы компетенциями,
знаниями, умениями, навыками, какие он
демонстрирует личностно-деловые качества,
каков его потенциал развития.
Внедрение системы адаптации персонала
в организации помогает новым сотрудникам
быстро влиться в коллектив, понять требования,
которые к ним предъявляет компания, и
быстрее выйти на требуемый уровень продуктивности.
Для Компании система адаптации значительно
снижает текучесть персонала на испытательном
сроке, что приводит к сокращению затрат
на подбор персонала.
Заключение
Управление эффективностью
работы сотрудников организации невозможно
без учета объективных факторов, которые
помогают или мешают работе персонала.
К одному из важнейших факторов, который
существенно увеличивает производственную
отдачу сотрудников на рабочих местах,
относится профессиональная пригодность.
Она определяет степень предрасположенности
и готовности человека к особым видам
профессиональной деятельности и складывается
из индивидуально-психологичес ких характеристик
личности и степени совпадения качеств
человека и требований, предъявляемых
рабочим местом к идеальному исполнителю.
Индивидуально-психологические
особенности личности частично закладываются
от рождения, а частично формируются в
процессе жизнедеятельности человека.
Когда психологические особенности исполнителя
максимально приближены к специфическим
требованиям профессии, он имеет больше
объективных предпосылок к качественному
и успешному труду.
Другим набором факторов, который
влияет на эффективность работы сотрудника,
является специально организованное его
сопровождение в процессе вхождения в
новую организацию или в новую должность
(адаптация и введение в курс дела). Адаптация
помогает сотруднику при смене работы
быстрее сориентироваться на новом рабочем
месте, найти варианты наиболее успешного
производственного поведения, сформировать
позитивные отношения с коллегами. Это
снижает уровень внутренней напряженности,
что позволяет высвобождать значительные
психологические и энергетические ресурсы
работника и направлять их на профессиональную
деятельность. Молодые специалисты, как
специфическая категория рабочей силы
на рынке труда, требуют особого отношения
и внимания со стороны работодателя.
Подводя итог вышесказанному,
автор делает определенные выводы
1. Социальная адаптация
представляет собой двусторонний
процесс, в котором задействованы
управляющая и управляемая системы
организации и целью которого
является достижение оптимального
взаимодействия адаптантов с
другими факторами организации.
2. Адаптированный фактор
так организует свои социальные практики
и представления, чтобы задействовать
существующую в социальном пространстве
организации систему связей и взаимодействий
для реализации своих интересов и целей.
В современных условиях эти интересы и
цели все чаще носят внеэкономический
характер и не связаны прямо с перспективами
работы в данной организации. В частности,
как значимая ценность рассматривается
наращивание своего человеческого капитала,
повышение своей конкурентоспособности
на рынке труда.
3. В условиях «текучей
современности», неразрывно связанной
с индивидуализацией различных
жизненных проявлений и практик,
в контексте социального управления
рационально говорить не об
адаптации кадров и даже не
об адаптации персонала, а об
адаптации работника" как индивидуума,
требующего индивидуального подхода
со стороны управленческой системы
организации.
4. Социальная адаптация
работника предполагает его вхождение
в формальные и неформальные
социальные сети организации. Создание
на базе персонала организации
социальной сети способно придать
персоналу характеристики, позволяющие
говорить о нем как о человеческом
капитале предприятия.
5. Помощь адаптантам в
их вхождении в социальные
сети организации, в том числе
в сеть по обмену знаниями,
необходимо рассматривать как
специфическую управленческую задачу,
направленную на становление
и развитие работника как первичного
элемента человеческого капитала
этой организации. Формой такой
помощи может стать ориентация
адаптантов в системе социальных
связей организации, в ее социальной
сети.
6. Особое значение при
управлении адаптацией должно
уделяться так называемым «слабым
связям». Мы социологически интерпретируем
рост числа и значимости слабых
социальных связей как отражение
долговременной и системной социальной
тенденции к замене «общины»
«обществом».
7. Важнейшим признаком
современной организации является
предоставление сотруднику широкой
возможности приобретать г необходимые
ему знания в процессе непрерывного
самообучения за счет присоединения
к когнитивной сети организации,
такая сеть должна предполагать
возможности обмена как явными,
так и неявными знаниями.
8.«Практические сообщества»
и другие сетевые объединения, осуществляющие
процесс обмена знаниями в организациях,
могут рассматриваться как нормативные
группы внутри организации, облегчающие
адаптацию индивида, способствующие расширению
им категории «мы» до уровня организации
в целом.
9. Современные подходы
к адаптации работника предполагают
ориентацию на самомотивацию
и самоменеджмент со стороны
работника. Внешние средства, предоставляемые
управляющей системой для адаптации,
должны лишь создать социальный
контекст для личностных действий
работника по адаптационному
самоменеджменту.
10. Важнейшим средством
адаптации работника к сети
социальных связей организации
является личное взаимодействие
с адаптером - другим членом организации,
являющимся полноценным членом
сети, обладающим доступом к ее
ресурсам и пользующимся социальным
доверием в организации. Мы предлагаем
классифицировать работников адаптеров
на наставников, коучей, спарринг-консультантов,
бадди, фасилитаторов, сторителлеров.
Список использованной
литературы:
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л.
(ред.) Управление персоналом. 2-е издание, переработанное
и дополненное — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с.
2. Бизюкова И. В. Кадры управления:
подбор и оценка: Учеб. пособие. - М: Экономика,
1998.
3.Бодров В.А. Психология профессиональной
пригодности. М.; ПЕР СЭ, 2001.-511с
4. Веснин В. Р. Практический
менеджмент персонала: Пособие по кадровой
работе. - М.: Юристъ, 1998.
5. Виханских О.С, Наумов А.И.
Менеджмент: Учебник - М.: Гардарики,2003-528
с.
6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный
менеджер: Для руководителя-практика:
Пер. с англ. - М.: Дело, 1991.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение
в общую психологию. 2-е изд.
- М.: 2008. - 352 с.
8. Десслер Г. Управление персоналом:
Пер. с англ. - М.: БИЦОМ, 1997.
9. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов.
- 4-ое изд., испр. - Н. Новгород, НИМБ: 2003 -
720 с.
10. Кнорринг В.И. Теория, практика
и искусство управления. Учебник - М : НОРМА,
2001.-528 с.
11. Кибанов А.Я. Управление
персоналом организации. - М: Инфра-М, 2002.
12. Комиссарова Т.А. Управление
человеческими ресурсами: Учебное пособие.
– М.: Дело, 2002. – 317 с.
13. Лукичева Л.И. Егорычев
Д.Н. Управленческие решения. Изд.4-е,Под ред. Ю. П. Анискина, М: Омега-Л,
2009.
14. ЛукичеваЛ.И. Управление
персоналом: Учебное пособие. -М.: МИЭТ,
2000.
15. Магура М.И., Курбатова М.Б.
Оценка работы персонала. Подготовка и
проведение аттестации. - М.: ЗАО Бизнес-школа
31.Интел-Синтез», 2002.
16. Маслов Е. В. Управление персоналом
предприятия: Учеб. пособие. М., 2008. 312с.
17. Мейган М. Работа с персоналом:
введение в должность / Пер. с англ. СПб.,
2002.-160с.
18. Мордовин С. К. Модульная программа
для менеджеров. Управление человеческими
ресурсами.— М.: ИНФРА-М, 2000. —
288 с.
19. Олегов Ю.Г., Журавлев П.В.
Управление персоналом, М.: Финстатинформ,
1997.
20. Основы менеджмента / Под
ред. Д. Д. Вачугова. М.: Высш. школа, 2001. Попов
С. А. Стратегическое управление. М.: ИНФРА-М,
2000.
21. Попов С.Г. Управление персоналом
: учебное пособие. М., 2004. – С. 123.
22. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения
в системе управления персоналом —
М.: ГАУ, Варяг, 2008. – 210 c.
23. Управление персоналом. /под ред. О.И.Марченко. М:Ось-89, 2008 – 562 с.
24. Федчук Ю. А. Программа набора
и адаптации персонала // Справочник по
управлению персоналом. 2002. № 9. С. 61.
25. Шекшня С. В. Управление персоналом
в современной организации: Учебно-практическое
пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. (Серии
"Библиотека журнала 'Управление персоналом")
— М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез",
2002. — 368 с.
1 Бодров В.А. Психология профессиональной
пригодности. М.; ПЕР СЭ, 2001.-511с
2 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение
в общую психологию. 2-е изд.
- М.: 2008. - 352 с.
3Шекшня С. В. Управление персоналом
в современной организации: Учебно-практическое
пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. (Серии
"Библиотека журнала 'Управление персоналом")
— М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез",
2002. — 368 с.
4 Федчук Ю. А. Программа набора
и адаптации персонала // Справочник по
управлению персоналом. 2002. № 9. С. 61.
5Бодров В.А. Психология профессиональной
пригодности. М.; ПЕР СЭ, 2001.-511с
6 Бодров В. А. Психология профессиональной
пригодности. М., 2001. С. 116
7Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. (ред.) Управление
персоналом. 2-е издание, переработанное
и дополненное — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с.
8 Лукичева Л.И. Егорычев Д.Н.
Управленческие решения. Изд.4-е,Под ред. Ю. П. Анискина,
М: Омега-Л, 2009.
9 Попов С.Г. Управление персоналом
: учебное пособие. М., 2004. – С. 123.
10 Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов.
- 4-ое изд., испр. - Н. Новгород, НИМБ: 2003 -
720 с.
11 Мордовин С. К. Модульная программа
для менеджеров. Управление человеческими
ресурсами. — М.: ИНФРА-М, 2000. —
288 с.
12Управление персоналом. /под ред. О.И.Марченко. М:Ось-89, 2008 – 562 с.
13 Маслов Е. В. Управление персоналом
предприятия: Учеб. пособие. М., 2008. 312с.
14Мейган М. Работа с персоналом:
введение в должность / Пер. с англ. СПб.,
2002.-160с.
15 Комиссарова Т.А. Управление
человеческими ресурсами: Учебное пособие.
– М.: Дело, 2002. – 317 с.
16Смирнов
Б.М. Кадровые нововведения в системе управления
персоналом — М.: ГАУ, Варяг, 2008. – 210
c.
17Олегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление
персоналом, М.: Финстатинформ, 1997. С.45