Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный социальный
университет»
Филиал г. Люберцы
Социальный факультет
Кафедра Экономики и финансового права
Трипольская Светлана Витальевна
«Организация адаптации работника на
новом месте»
КУРСОВАЯ РАБОТА
(студента курса заочной формы
обучения)
Рецензент:
к.э.н., доцент
Голутвина Т.В.
____________________
Допущена к защите
«___» __________ 2014 г.
Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Горшкова Л.В.
_____________________
Люберцы 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..
3
Глава 1.Общие принципы подбора
персонала
- Принципы профессиональной пригодности…………………………….6
- Роль индивидуально-психологических
особенностей личности в профессиональной
пригодности…………………………………………10
Глава 2. Адаптация на рабочем
месте
2.1.Специфические особенности
адаптации …………………………………14
2.2.Введение в курс дела новых
сотрудников. Наставничество……………..21
2.3.Система адаптации персонала…..………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..
31
Список использованной литературы………………………………………….
34
Введение
Актуальность темы
исследования. Актуальность адаптационных
процессов в целом, а также внимание к
проблеме адаптации работника на новом
рабочем месте связаны, прежде всего, с
возрастанием роли субъективного фактора
в современных социальных процессах, в
формировании и деятельности социальных
институтов и структур. Особенно очевидно
это стало на фоне тех глубоких социальных
трансформаций в России, которые проходили
в течение 90-х годов и не закончены по сей
день. Социальная практика постсоветской
России показала, что политические, экономические,
социальные, культурные механизмы, задействованные
в процессе трансформаций, действительно
приводят к позитивным для социума изменениям
тогда, когда члены этого социума вырабатывают
и реализуют модели своего поведения,
продуктивные в новых условиях. По мере
реализации российских реформ, все более
очевидным становился тот социальный
факт, что адаптационные возможности населения
в целом и отдельных социальных общностей
ставят достаточно жесткие рамки при проектировании
и реализации управленческих воздействий
как на макро-, так и на микроуровне.
Использование персонала организации
является комплексной функцией и предполагает,
что при ее реализации происходит обмен
купленной работодателем стоимости
труда на определенные блага, которые
получает работник за свой целенаправленный
труд. Использование персонала – это
следующий этап в управлении им. Итогом
функции формирования персонала организации
является получение определенного качества
персонала, в определенном количестве,
на конкретные рабочие места на заданный
период времени. Задача использования
персонала организации – это не только
обеспечение условий для выполнения производственных
функций на конкретных рабочих местах,
но и репродуцирование организационного
поведения для создания благоприятного
социально-психологического климата,
развития организационной культуры, создания
позитивного имиджа организации. Поэтому
процесс использования персонала организации
должен быть интегрирован в общий процесс
эффективной деятельности организации.
Использование персонала организации
отвечает на следующие ключевые вопросы:
· как адаптировать принятых
новых работников к организации;
· какого организационного
поведения организация должна добиться
от своих работников и их групп;
· с помощью чего можно достичь
в организации необходимого заданного
поведения;
· как избежать конфликтов с
работниками и их группами?
Таким образом, использование
персонала организации состоит из следующих
комплексных подфункций управления:
· управление адаптацией персонала
организации;
· управление организационным
поведением персонала.
Теорию адаптации в ее психологическом
аспекте развивали такие авторы как
Г.Айзенк, Ж.Пиаже, Л. Филипс, Т.Шибутани,
Э.Эриксон, А.Маслоу . Из советских психологов
значительный вклад в исследование проблемы
адаптации внесли А.В.Петровский, Ф.Б.Берзин,
А.А.Налчаджян.
Поскольку предметом данного
исследования были вопросы социальной
адаптации, автор особое внимание уделил
интерпретации системы социальных взаимодействий,
в рамках которой реализуется процесс
адаптации, в терминах социального пространства,
социального поля, социального обмена.
Проблема исследования — обоснование
необходимости и механизма «мягкого»
управления процессом социальной адаптации
работника в организации посредством
введения его в сетевые организационные
взаимодействия.
Объектом настоящего исследования является
социальная адаптация работников в организации.
Предметом исследования является адаптация
работников к системе социальных взаимодействий
в организации, и прежде всего — сетевых
взаимодействий.
Цель исследования - на основе изучения специфики
социальных взаимодействий в современной
организации, выявить эффективные механизмы
социальной адаптации работников к организационным
социальным сетям. Реализация поставленной
цели потребовала решения целого ряда
исследовательских задач, а именно:
1. рассмотреть общие принципы
подбора персонала, в том числе принципы
профессиональной пригодности;
2. проанализировать роль
индивидуально-психологических особенностей
личности в профессиональной пригодности
3. Обратиться к общим понятиям
адаптации на рабочем месте, обосновать
процесс социальной адаптации в организации
как процесс введения адаптанта в сети
социального взаимодействия;
4. Выявить специфические особенности
адаптации;
5. Определить порядок введения
в курс дела новых сотрудников. Рассмотреть
такое социальное явление как наставничество.
Отдельно остановиться на системе адаптации
персонала.
6.В заключительной части
работы сделать выводы и вынести
на обсуждение ряд положений,
являющихся итогом проделанного
исследования.
Глава 1. Общие принципы
подбора персонала.
1.1. Принципы профессиональной
пригодности.
В социологических науках адаптация
понимается не просто как приспособительное
действие или, тем более, как приспособительная
реакция, а как социальное действие, предполагающее
взаимодействие сторон и постепенное
согласование их ожиданий. В основе такого
подхода лежит теория социального действия
М.Вебера. Теорию социальной адаптации
М.Вебер специально не разрабатывал, но
в некоторых своих работах он фрагментарно
рассматривал этот социальный феномен.
Значительный вклад в разработку социологического
подхода к адаптации внесли Т. Парсонс,
Р.Мертон, Х.Ортега-и-Гассет, Л.Козер, П.
Сорокин, Дж. Ландберг. Последний, в
частности, особо подчеркивал значимость
коммуникативного аспекта в достижении
состояния адаптированности.
Технический прогресс, непрерывное
развитие средств производства, изменение
общества в целом ставят перед человеком
огромное количество задач, которые ему
приходится решать. Однако темпы совершенствования
самого человека существенно ниже, что
создает постоянные проблемы для его адаптации
к изменяющимся условиям окружающей среды.
Немаловажную роль в снижении
давления со стороны постоянно изменяющегося
мира играет правильный выбор будущей
профессии, которая наиболее точно соответствует
способности конкретного человека к осуществлению
определенных видов деятельности, степени
его профессиональной пригодности. Чем
ближе требования рабочего места, которые
предъявляются к исполнителю, к его способностям
и возможностям, тем проще и интереснее
ему работается.
Профессиональная пригодность
определяется совокупностью индивидуальных
особенностей человека, влияющих на успешность
освоения какой-либо трудовой деятельности
и эффективность ее выполнения. Профессиональная
пригодность человека зависит от следующих
факторов:
1) наличие профессионально
важных качеств для конкретной
деятельности;
2) уровень подготовленности
(общей и специальной);
3) состояние здоровья;
4) функциональные (психические,
физиологические и др.) возможности
человека;
5) уровень удовлетворенности
человека процессами и результатами
своего труда;
6) идейный и моральный
облик человека, нравственные качества.
Профессиональная пригодность
формируется в течение всей жизни человека
и может меняться под влиянием различных
обстоятельств. В. А. Бодров выделяет
следующие ключевые этапы формирования
профессиональной пригодности:
1) трудовое воспитание
и обучение – воспитание у
ребенка любви к труду, овладение
простейшими орудиями и способами
труда, формирование готовности
к труду, потребности и понимания
его необходимости, развитие общетрудовых
навыков;
2) профессиональная ориентация
– помощь в выборе профессии
на основе профессионального
просвещения, консультации, коррекции
профессиональней планов;
3) профессиональный отбор –
определение степени пригодности человека
к определенному виду деятельности на
основе сопоставления его индивидуальных
особенностей с требованиями профессии;
4) профессиональная подготовка
– обоснование рекомендаций
к программам, методикам, средствам
обучения и тренировки, к объективным
методам и критериям оценки
уровня профессиональной подготовленности;
5) профессиональная адаптация
– разработка средств, методов
к критериев оценки особенностей
приспособления субъекта труда
к содержанию и условиям конкретной
деятельности и обоснование рекомендаций
по ускорению этого процесса;
6) профессиональная деятельность
– обеспечение рациональной
организации (регламентации), условий
и процесса (содержания) трудовой
деятельности, высокой эффективности,
качества, безопасности труда, профессионального
совершенствования, охраны здоровья,
удовлетворенности трудом;
7) профессиональная аттестация
– периодическая оценка профессиональной
квалификации в целях определения
соответствия занимаемой должности
и обоснование рекомендаций по
должностным назначениям, перемещениям,
а также по направлению на
учебу, переподготовку;
8) профессиональная реабилитация
– восстановление функционального
состояния организма и психики
после напряженной работы и
перенесенных заболеваний, при развитии
стойких доминантных состояний
в результате частых профессиональных
неудач.1
Для того чтобы определить пригодность
человека к той или иной профессии, необходимо
учитывать: индивидуально-психологические
особенности личности и требования, предъявляемые
профессией к идеальному исполнителю.
Индивидуально-психологические особенности
складываются как из врожденных характеристик
человека, так и из тех, которые сформировались
в процессе его развития и которые следует
рассматривать как постоянные факторы
его деятельности.
Индивидуально-психологические
особенности личности включает три основных
компонента: 1) типологические особенности;
2) личностные особенности; 3) познавательные
функции.
К типологическим особенностям
относят свойства нервной системы человека.
Эти свойства являются врожденными, неизменными
и поэтому выступают в качестве постоянных
параметров надежности и работоспособности.
Наиболее известное представление о
свойствах нервной системы человека отражено
в учении о темпераменте.
Под темпераментом понимают
динамические характеристики психической
деятельности. Выделяют три сферы проявления
темперамента: общую активность, особенности
моторной (двигательной) сферы и свойства
эмоциональности.2
Общая активность определяется
интенсивностью и объемом взаимодействия
человека с окружающей средой — физической
и социальной. Проявления темперамента
в двигательной сфере I можно рассматривать
как частные выражения общей активности,
но только выраженные во внешних двигательных
актах. Когда говорят об эмоциональности
как проявлении темперамента, то имеют
в виду впечатлительность, чувствительность,
импульсивность.
Личностные особенности являются
базисными характеристиками человека,
которые влияют на его поведение, деятельность
и т. д. Они формируются в течение жизни
под влиянием окружающей среды, воспитания,
типологических особенностей личности.
Например, наличие у пилотов таких качеств,
как недисциплинированность, легкомыслие,
чрезмерная гордость, жажда восхищения,
предрасполагает к возникновению летных
происшествий.
Завершают перечень индивидуально-психологических
особенностей личности познавательные
функции. К познавательным функциям относят
прежде всего мышление и его высшую форму
– интеллект. Своевременная и правильная
ориентация в трудовой ситуации, а также
адекватная оценка личной роли в ней достигаются
путем сложной интеллектуальной деятельности.
Чем эффективнее познавательная деятельность
у человека, тем адекватнее его поведение
условиям окружающей среды. Помимо адекватности
реакции учитывается также скорость в
принятии решений, наличие готовых алгоритмов
действий в повторяющихся ситуациях, а
также достаточный творческий потенциал
для создания новых моделей поведения.
Многочисленные исследования
показали, что оценка свойств личности
является одним из эффективных путей выявления
индивидов, которые являются наиболее
пригодными и надежными в определенных
профессиях.
Другой аспект выявления профессиональной
пригодности тесно связан с изучением
и классификацией видов трудовой деятельности
– профессий. Изучение профессий проводится
с целью выявления ключевых требований,
которые предъявляет та или иная профессия
к исполнителю. Эти требования вытекают
из преобладающего вида трудовой деятельности,
условий труда, уровня ответственности
и других параметров.