Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:28, реферат
Цель данной работы – исследовать социальную типологию личности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить типологию личности
рассмотреть социализации личности и взаимодействия личности и общества как основы социально-культурной саморегуляции.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Типология личности……………………………………………………………4
2. Социальная типология личности…………………………………………….11
3. Общественные отношения и личностные качества………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон (Уиллард) Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.
Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.
Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек - жизненный путь».
В
этом направлении создаются качественно
новые типологии: инициативы, ответственности,
семантического интеграла активности
личности, личностной способности к организации
времени, социального мышления и ряд
других.
2. Социальная типология личности
Каждое
общество заинтересовано в определенном,
наилучшим образом
Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.
Социальное поведение можно оценивать:
И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества; во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть; в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.
Социальный тип личности - продукт сложного переплетения историко - культурных и социально - экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность.
Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».
Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера:
Типы личности
В
современной социологии получило широкое
распространение выделение
В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности.
Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе.
Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый Человек Э. Фромма.
Базисный
тип личности - тот, который наилучшим
образом отвечает потребностям современного
этапа общественного развития. Иными словами,
социальный тип личности - это отражение
того, как общественная система влияет
на ценностные ориентации человека и через
них - на его реальное поведение.
Исследования
западных социологов показали, что
специфика отношений в
В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа.
М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.
Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный инфантилизм», двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, «паразитическая новация»
Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности - закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика.
Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности.
Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся вне подконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли.
Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько его восприятие этой ситуации.
Большинство
людей недооценивают те, пусть
и небольшие, возможности изменения
собственной жизни или ситуации
вокруг них, которые у них реально
имеются. Человек уже сам стремится
избежать жизненных перемен, так
как перемены связаны с неизвестностью,
вынуждают брать
Заключение
Социология личности - отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.
В своей работе я рассмотрела такой вопрос как "социализация личности". Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Социализация
личности начинается с первых лет
жизни и заканчивается к
Список использованной литературы
1. Материалы
"Международной научно-
2. Социология, под ред. Лавриненко В.Н., Юнити - Москва, 2002 г.
3. Социология, Кравченко С.А., Экзамен - Москва, 2002 г.
4. Социология социальных изменений, Штомпка П., Москва, 2006 г.
5. Что такое личность, Ильенков И.В., Москва 2006 г.
Информация о работе Общественные отношения и личностные качества