Общественные отношения и личностные качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:28, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать социальную типологию личности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить типологию личности
рассмотреть социализации личности и взаимодействия личности и общества как основы социально-культурной саморегуляции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Типология личности……………………………………………………………4
2. Социальная типология личности…………………………………………….11
3. Общественные отношения и личностные качества………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Социальная типология личности. - копия.docx

— 44.01 Кб (Скачать)

    Аналогичного  аксиологического (ценностного) подхода  придерживался и Гордон (Уиллард) Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

    Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли  личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

    Специфика современных разработок проблем  психологической  типологии  в  отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность  не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек - жизненный путь».

    В этом направлении создаются качественно новые  типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности  личности, личностной способности к организации времени,  социального мышления и ряд других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социальная типология личности

    Каждое  общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем  ему типе личности и потому предъявляет  свои требования к формированию социального  характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д.

    Процесс формирования личности труден и многократно  опосредован. На основе одинакового  объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения  к нему могут складываться различные типы личности.

    Социальное  поведение можно оценивать:

    • количественно - по уровню социальной активности людей;
    • качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр.

    И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества; во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть; в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

    Социальный  тип личности - продукт сложного переплетения историко - культурных и социально - экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность.

    Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».

    Значение  социального характера, считает  Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера:

  • рецептивный (пассивный);
  • эксплуататорский;
  • накопительский;
  • рыночный.

    Типы  личности

    В современной социологии получило широкое  распространение выделение типов  личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

  • традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая;
  • у идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало;
  • для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни;
  • реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
  • гедонистические материалисты  ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
 

    В социологии принято выделять также  модальный, идеальный и базисный типы личности.

    Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе.

    Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как  пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый Человек Э. Фромма.

    Базисный  тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общественные  отношения и личностные качества

    Исследования  западных социологов показали, что  специфика отношений в различных  сферах общественной жизни стимулирует  проявление определенных личностных качеств  и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости; отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее, кооперация»); а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

    В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа.

    М. Вебер в свое время убедительно  показал, что именно изменения в  сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

    Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный  инфантилизм», двоемыслие и широкая  практика двойных стандартов, «паразитическая  новация»

    Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности - закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика.

    Социальные  психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним  режимов, в строго контролируемом и  регламентируемом распорядке жизни  рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности.

    Суть  этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся вне подконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли.

    Опыт  психотерапевтической работы у нас  в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует на самом  деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько его восприятие этой ситуации.

    Большинство людей недооценивают те, пусть  и небольшие, возможности изменения  собственной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально  имеются. Человек уже сам стремится  избежать жизненных перемен, так  как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность  на себя, требуют поиска. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Социология  личности - отрасль социологии, изучающая  личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными  группами и обществом.

    В своей работе я рассмотрела такой  вопрос как "социализация личности". Социализация представляет собой процесс  становления личности, постепенное  усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик  сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

    Социализация  личности начинается с первых лет  жизни и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и  обязанности, приобретенные им, не говорят  о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым  аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле говорим о  необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком  ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Материалы  "Международной научно-практической  конференции xxi век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека"

2. Социология, под  ред. Лавриненко В.Н., Юнити - Москва, 2002 г.

3. Социология, Кравченко  С.А., Экзамен - Москва, 2002 г.

4. Социология  социальных изменений, Штомпка П., Москва, 2006 г.

5. Что такое  личность, Ильенков И.В., Москва 2006 г.

Информация о работе Общественные отношения и личностные качества