Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:28, реферат
Цель данной работы – исследовать социальную типологию личности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить типологию личности
рассмотреть социализации личности и взаимодействия личности и общества как основы социально-культурной саморегуляции.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Типология личности……………………………………………………………4
2. Социальная типология личности…………………………………………….11
3. Общественные отношения и личностные качества………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Типология личности…………………………………………………………
2. Социальная типология личности…………………………………………….11
3. Общественные отношения и личностные качества………………………...14
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. В своём первоначальном значении личность - это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них - образ человека как совокупность социальных ролей.
Цель данной работы – исследовать социальную типологию личности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Еще в начале нашего века немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека:
Каждый из них он связал с особым типом характера. Тип строения тела, как было отчасти и подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом связан со склонностью к психическим заболеваниям. Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений.
Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.
Атлетическому типу свойствен
сильно развитый скелет и
Пикнический
тип отличается сильно развитыми
внутренними полостями тела (головы,
груди, живота), склонностью к ожирению
при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном
аппарате. Такой человек среднего
роста с короткой шеей, сидящей
между плечами.
Вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.
Из краткого обзора классификаций темперамента и характера видно, при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.
Одна из таких попыток была осуществлена Гиппократом, который объяснил темперамент четырьмя типами:
Сангвиника
можно охарактеризовать как живого,
подвижного, быстро отзывающегося на
окружающие события, сравнительно легко
переживающего неудачи и
Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность.
Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются.
Меланхолика можно
Также Иван Петрович Павлов, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности:
В основе павловской типологии лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.
По Павлову, представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению.
Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.
У
людей художественного типа преобладает
активность первой сигнальной системы
правого полушария головного
мозга и наблюдается развитое
образное мышление, на которое накладывают
отпечаток высокая
В
противоположность скептицизму
мыслительного типа, личности художественного
склада нередко оказываются «
Большинство
людей (до 80%) относятся к «золотой
середине», среднему типу. В их характере
незначительно преобладает
Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами:
В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии:
Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.
Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий.
При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.
Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются. Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отмечу, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).
Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся:
Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.
По данному критерию выделяются следующие типы:
Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.
Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.
К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера. В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций.
Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.
Информация о работе Общественные отношения и личностные качества