Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 22:35, курсовая работа
Основная цель работы: выяснить, необходимые основания множественности определений образования, полученных при научном познании его сущности.
Задачи определены следующие: дать обзор и анализ многообразных точек зрения на образование среди ученых-педагогов; рассмотреть представления ученых-педагогов на научно-педагогическое исследование; проанализировать эти представления; выяснить гносеологические принципы, на которых строится учеными-педагогами их научно-педагогическое исследование ; определить является ли множественность определений образования необходимой для научно-педагогического исследования, выполняемого учеными-педагогами с позиции определенной теории познания.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Образование как предмет педагогической науки……………………..5
1.1. Современная российская педагогика об образовании………………5
1.2. Российские педагоги о научном исследовании……………….……..8
1.3. Субъективный момент научно-педагогических исследований…...11
Глава 2. Философия образования - служанка педагогики и экспансия
филосфии…………………………………………………………..……………19
2.1. Возникновение философии образования как самостоятельной научной дисципли-ны………………………………………………………..19
2.2. Философия образования в представлении российских философов и педагогов…………………………………………………………………..22
3. Философия образования - экспансия философии…………………... 27
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………35
Излагая процесс познания с точки зрения диалектического материализма, было обнаружено, что данный подход к процессу познания не предполагает множественности безразличных друг другу определений сущности, познаваемого явления, т.е. один из путей преодоления субъективизма в научно-педагогическом исследовании, осуществляемом в современной российской педагогической науке заключается в преодолении эмпиризма диалектическим материализмом, в изменении философского основания методологи научно-педагогического познания.
Был обнаружен еще один предлагаемый учеными путь преодолеть кризис образования. На этом пути полагалось, что методология педагогики не в состоянии сама развить свои методы исследования до подлинного познания сущности образования, а потому предлагается решать проблемы педагогики силами новой дисциплины - философии образования.
В главе 2-ой рассмотрена критика философии образования как со стороны ученых-педагогов (В.В. Краевский), так и со стороны философов (Ф.Т. Михайлов). Общий вывод такой: непонимание предмета и методов специалистами внутри наук (педагогики, психологии, философии и т.д.), а также непонимание предмета и методов какой-либо науки представителями из другой науки порождает: 1) психологизм, философизм, сциентизм и т.д. в среде самих педагогов; и 2) становление психологии образования, философии образования и т.д. в среде специалистов не педагогов.
Итог работы таков: насущно-необходимой для современной российской педагогики является разработка собственно философского подхода к образованию.
Некоторые
причины обуславливающие
"Как следствие, - замечает В.С. Шубинский, - не использование в научном исследовании некоторыми педагогами всеобщих и общенаучных методов исследования, не умение определять объект, предмет, проблему, цель, задачи исследования и т.д., эклектизм и случайность в выборе философских положений как методологических. В результате можно сделать вывод о том, что диалектика и философия в целом не стали до сих пор ведущим методом теоретического познания в области педагогики" (163, с. 16).
Список литературы
Информация о работе Образование как предмет педагогической науки