Образование как предмет педагогической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы: выяснить, необходимые основания множественности определений образования, полученных при научном познании его сущности.
Задачи определены следующие: дать обзор и анализ многообразных точек зрения на образование среди ученых-педагогов; рассмотреть представления ученых-педагогов на научно-педагогическое исследование; проанализировать эти представления; выяснить гносеологические принципы, на которых строится учеными-педагогами их научно-педагогическое исследование ; определить является ли множественность определений образования необходимой для научно-педагогического исследования, выполняемого учеными-педагогами с позиции определенной теории познания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Образование как предмет педагогической науки……………………..5
1.1. Современная российская педагогика об образовании………………5
1.2. Российские педагоги о научном исследовании……………….……..8
1.3. Субъективный момент научно-педагогических исследований…...11
Глава 2. Философия образования - служанка педагогики и экспансия
филосфии…………………………………………………………..……………19
2.1. Возникновение философии образования как самостоятельной научной дисципли-ны………………………………………………………..19
2.2. Философия образования в представлении российских философов и педагогов…………………………………………………………………..22
3. Философия образования - экспансия философии…………………... 27
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

образование как предмет познания.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    Далее Я. Скалкова характеризует индуктивный  и дедуктивный методы. Индукция - обобщение на основе эмпирически  полученных фактов (наблюдение, эксперимент, практика), ведет эмпирическое познание к теоретическому - это выведение гипотетических общих заключений из известных частных утверждений, полученных на основе эмпирического материала. Множественность индуктивно полученного содержания здесь в прямую зависит от многообразия обобщаемых эмпирических фактов выбираемых самим исследователем. Новые эмпирические факты - новые индуктивные выводы. Дедукция - выведение утверждения из одного или нескольких других утверждений, принимаемых как правдивые, на основании законов и правил логики, "это есть процесс логического вывода, перехода о предпосылок к следствиям" ( 1 33, с. 148). Здесь множественность содержания обуславливается, с чего именно начинается дедукция - это выбирает сам исследователь.

    Далее Я. Скалкова переходит к рассмотрению моделирования - "воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения" (133, с. 149). Модель создается путем абстрагирования существенного и необходимого от несущественного и случайного.

    Наличие многообразия определений понятия "образование", о чем шла  речь в 1 данной главы с необходимостью есть результат только что изложенного, такого научного исследования производимого учеными-педагогами. Ответ на вопрос, что это за научное исследование, какова его природа и единственно ли оно? - в рамках самой педагогической науки, можно получить только, рассмотрев методологию педагогики, изучающую и описывающую логику и методы научного педагогического исследования. Поэтому и приступим теперь к рассмотрению методологии педагогики.

 

Глава 2. Философия  образования - служанка педагогики и экспансия  философии? 

2.1. Возникновение философии образования как самостоятельной научной дисциплины 

    Хронологический отсчет об исследованиях педагогических проблем философами и о размышлении педагогов над философскими вопросами можно вполне правомерно вести, начиная уже с Древней Греции. Но речь о философии образования как самостоятельной научной дисциплины, представленной в сфере общественного знания, имеющей собственное поле исследования, начинает вестись среди ученых только во второй половине ХХ века.

    В России первым употребил термин "философии  воспитания и образования" В.В. Розанов ("Сумерки просвещения", 1899 г.). Первая же фундаментальная работа, посвященная философии образования на русском языке принадлежит С.И. Гессену "Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику", написанная в эмиграции в 1923 году. Один из самых подробных обзоров развития отечественной философии образования дают в своей коллективной работе "Философия образования: концептуально-методологические средства анализа" Н.Алексеев (кандидат психологических наук, Институт педагогических инноваций РАО), И.Семенов (доктор психологических наук, Академия государственной службы), В.Швырев (доктор философских наук, Институт философии РАН). Они пишут, что с точки зрения взаимосвязи с теоретической рефлексией в нарождающейся отечественной философии образования можно выделить следующие основные этапы.

    На  первом этапе, на рубеже 1940-50-х годов, хотя проблематика философии образования еще не выделилась в самостоятельную область, все же отдельные элементы ее содержались внутри теоретических работ по философии, психологии, педагогике.

    На  втором этапе, на рубеже 1950-60-х годов  начинают осознанно ставиться задачи философско-образовательного содержания, например, в работах А.Н.Леонтьева, Э.В.Ильенкова, С.Л.Рубинштейна, Г.П.Щедровицкого и др.

    На  третьем этапе, на рубеже 1960-70-х годов  разрабатываются образовательные программы, имеющие философское обоснование и улавливающие различные аспекты философско-образовательной проблематики в трудах Г.С.Батищева, В.С.Библера, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, П.П.Занкова, А.В.Запорожца, Н.И.Непомнящей, А.В.Петровского, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина, Г.П.Щедровицкого, Э.Г.Юдина и др.

    На  четвертом этапе, на рубеже 1980-90-х  годов осознанно формулируется философско-образовательная проблематика, происходит рефлексия и смена парадигм в ее разработке, обсуждаются типы методологической работы как концептуальные схемы проектирования образовательной практики в работах Н.Г.Алексеева, А.В.Арсеньева, В.С.Библера, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, И.Я.Лернера, И.С.Ладенко, Ф.Т.Михайлова, Н.Д.Никандрова, Н.Н.Нечаева, В..М.Розина, В.В.Рубцова, И.Н.Семенова, К.А.Славской, В.И.Слободчикова, В.С.Швырева, П.Г.Щедровицкого, Б.Г.Юдина и др.

    На  пятом - современном - этапе в 1990-е  годы философия образования выделяется в особую область знания, ведется  систематическое изучение ее методологических, теоретических и проектных проблем в работах Н.Г.Алексеева, О.С.Анисимова, М.Н.Берулава, Б.С.Гершунского, Ю.В.Громыко, М.Н.Кларина, П.П.Корнетова, И.С.Ладенко, В.Я.Ляудис, В.М.Розина, В.В.Рубцова, И.Н.Семенова, В.И.Слободчикова, С.А.Смирнова, А.И.Субетто, П.Г.Щедровицкого и многих других.

    Становление философии образования происходит не только в России. В начале 40-х  годов в Колумбийском университете (США) создается общество, цели которого - исследование философских проблем  образования, налаживание плодотворного сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности, философская экспертиза образовательных программ и др. (см. об этом: Educational theory. Summer 1991. Vol. 41. N 3). В 1965 году такое же общество появилось в Великобритании, а в августе 1990 года на международной конференции по вопросам демократизации образования была организована ассоциация под названием "Международная сеть философов образования".

    Ежегодно  в мире проходит множество семинаров, конференций посвященных проблемам философии образования, издаются отдельные журналы или создаются рубрики в уже существующих. А, прошедший в Бостоне 10-16 августа 1998 г. всемирный философский конгресс, был посвящен проблеме образования. "Словом-символом конгресса была "пайдейа" (с гр. гармоническое развитие): конгресс проходил под лозунгом философии как средства образования человечества. Четыре пленарных заседания и пять симпозиумов и коллоквиумов непосредственно были связаны с философией образования" (М. Эпштейн "Размышления после Всемирного философского конгресса").

    Надо  заметить, что для США возникновение  философии образования является необходимым событием. Дело в том, что там, в отличии от России, исторически  не сложилась специальная наука педагогика, занимающаяся своим специфическим предметом. Там есть науки об образовании, т.е. есть разные науки, которые наряду с собственным предметом занимаются еще и исследованием образования. Эклектизм официально провозглашен ведущим принципом мышления и построения теоретических моделей в сфере образования США. Отсюда потребность для США в психологии образования, социологии образования, а теперь и в философии образования как теоретическом осмыслении предельных оснований теории образования.

    Но  в России, хотя и идет речь у многих авторов о философии образования как о чем-то уже существующем, как видно некоторые ученые даже выделяют этапы ее возникновения, но становление философии образования как особой самостоятельной научной дисциплины вступает в противоречие с исторически сложившейся в России педагогической наукой, имеющей собственным предметом образование во всей его целостности. Поэтому в России в 90-х гг. ХХ века, наряду со становлением философии образования, набирает силу обратная тенденция - критика правомерности выделения философии образования в самостоятельную научную дисциплину. Эта критика идет как со стороны философов, так и со стороны педагогов.

    Здесь может возникнуть вопрос, а кто, собственно, тогда составляет ряды, поддерживающих философию образования? Это, как ни странно, тоже, как и философы, так и педагоги. Т.е. полемика среди поддерживающих и отрицающих становление философии образования как самостоятельной научной дисциплины - это не противостояние педагогов философам, а противостояние, так сказать, "чистых" философов и педагогов тем, кто с одной стороны есть философы, занимающиеся педагогическими проблемами, а с другой есть философствующие педагоги. Поэтому заглавие "Философия образования: служанка педагогики и экспансия философии?" обозначает не проблему выяснения что истинней: философия образования - это "служанка педагогики", либо это "экспансия философии". Оно обозначает, что предметом является критика, как со стороны философов, так и со стороны педагогов, того общего основания точек зрения у других философов и педагогов, полагающих, что философия образования необходима из-за бессилия самой педагогики в деле познания предельных теоретических оснований собственного предмета, а потому и нуждающейся в помощи философии именно для осуществления такого познания.

2.2. Философия образования в представлении российских философов и педагогов 

    На  данный момент существуют следующие  точки зрения на философию образования  у педагогов и философов.

    На  сегодняшний момент, считает Н.Я. Лернер, статус философии образования проблематичен: "Категория "философия образования" получит обоснованное право на гражданство в том случае, если будет содержательно раскрыта, т.е. если будут обозначены те проблемы, которые только ей и подвластны, в отличие от проблем, решаемых теорией образования и ее методологией. Пока еще не время для признания целостной философии образования, речь идет всего лишь о философских вопросах образования" (146, с. 17 ).

    Об  условности пока этого термина "философия  образования" с Лернером согласен Н.Д. Никандров, говоря, что на данном историческом этапе под философией образования возможно принять общее обозначение для общих, философских вопросов образования. "Этот термин можно принять на данном этапе, пока у нас не будет четких критериев отнесения этих вопросов к другим областям (методологии педагогики, общей педагогики, антропологии образования, социологии образования)" (146, с. 6).

    О такой трактовке философии образования  говорит и Б.Л. Вульфонсон (член-корреспондент  РАО) определяя таким образом один из четырех возможных вариантов философии образования. "По предмету научного исследования, - говорит Б.Л. Вульфонсон, - можно выделить четыре определения философии". Проведенную им классификацию возьмем за основу, чтобы представить многообразие мнений о философии образования (146, см. с. 14).

    Первая  трактовка философии образования, которую отмечает Б.Л. Вульфонсон, следующая: под философией образования понимается раздел философии (предмет - общие вопросы  образования, изучаемые с философских позиций). Мнение по этому вопросу самого Вульфонсона находится в русле этой трактовки. Он говорит, что разработка целей образования и воспитания, нравственных и эстетических идеалов всегда производится осознанно или нет в рамках какой-либо философии, что эти вопросы по сути мировоззренческие, общефилософские - это и может быть предметом философии образования. "Это особенно актуально, - отмечает Б.Л. Вульфонсон, - для России в новых условиях плюрализма мировоззрений" (146, с. 14). В этих новых условиях необходимо осмыслить марксизм как философское течение методологии педагогики, выявив его отрицательные и положительные стороны. Он также отмечает, что в современных условиях философским уровнем методологии вряд ли может быть какое-либо одно философское учение. "Видимо, желателен и возможен "благотворный" эклектизм" (146, с. 14).

    О том, что философия образования  должна заниматься выявлением исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям и задачам, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества, отмечает Швырев В.С. (доктор философских наук, профессор, гл. науч. сотрудник Института Философии РАН) (147, с.6).

    Розин В.М. (доктор философских наук, зав. сектором Института Философии РАН) определяет философию образования вообще широко: "Философия образования - это вообще рефлексия над образованием и педагогикой" (147, с.7).

    А.П. Огурцов (доктор философских наук, чл. Редколлегии журнала "Вопросы философии") также говорит, что задачи философии образования есть общие проблемы образования. Предмет философии образования: "сопоставление различных концепций образования, рефлектируя над их основаниями, выявляя основания каждой из них и подвергая их критическому анализу, находить предельные основания образовательной системы и педагогической мысли, которые могут служить почвой для консенсуса столь разноречивых позиций" (147, с.22). Задачей философия образования также является выдвижение ориентиров для реорганизации системы образования, выдвижение определенных ценностных оснований для новых проектов образовательных систем и педагогической мысли.

    А.В. Барабанщиков отметил, что "на Западе с философией образования связывают  надежды на создание новой парадигмы  процесса образования, исходя из которой "можно было бы "формировать гуманных людей" для цивилизации XXI века" (146, с. 24).

    Н.Г. Алексеев (кандидат психологических  наук, зав. сектором Института педагогических инноваций РАО, член-корреспондент  РАО): "Философия образования - это философия повернутая к образованию" (146, с. 7). Он обосновывает это обращением к ситуации актуализации философии для осуществления прорыва по трем магистральным осям: понимание мира, общества и человека. Эта актуализация, говорит Н.Г. Алексеев, происходит в преддверии крупных сдвигов, затрагивающих все сферы и аспекты общественного бытия. Он также отмечает, что в основе прорыва лежат новые онтологические представления. Онтологические прорывы в педагогике, по мнению Н.Г. Алексеева, осуществлены в работах В. В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, Г.П. Щедровицкого, В.С. Библера.

    Вторая  трактовка философии образования, которую отмечает Б.Л. Вульфонсон, следующая: философия образования как синоним  общей педагогики (предмет - уклон в методологию). Здесь можно отметить ярко выраженную позицию В.В. Кумарина: "Научная педагогика была, есть и останется философией образования" (146, с. 17). Философия образования, научная педагогика и теория образования - синонимы.

Информация о работе Образование как предмет педагогической науки