Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:29, курсовая работа
Образ жизни - устойчивые формы социального бытия, совместной деятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных отношений, формирующиеся в соответствии с генерализованными нормами и ценностями, отражающими эти отношения. Он возникает в результате реализации и последующей объективации тех или иных многообразных способов и стилей жизни, появления модальной личности, воспроизводящей определенное отношение к миру, характерное для доминирующих моделей жизнедеятельности и консолидирующее основные сегменты социального пространства. Наиболее общие черты образа жизни являются типичными чертами общества в целом. Именно они, несмотря на значительную дифференциацию по способам и стилям жизни маркируют отличие одной цивилизации от другой. И именно в этом смысле мы говорили и говорим о социалистическом и буржуазном, христианском и мусульманском, американском и советском образе жизни.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Образ жизни как социологическая категория…....................................5
1.1 Сущность понятия……………………………………………………….…..5
1.2 Операциональная модель понятия «образ жизни»……………………...14
Глава 2. Программа эмпирического исследования «Образ жизни
студенческой молодежи»…………………………………………………….….24
2.1 Методологический раздел............................................................................24
2.2 Процедурный раздел.………………………………………………………27
Заключение.............................................................................................................29
Список литературы................................................................................................31
Приложение………...…………………………………………………………….33
Приведенные данные демонстрируют возможность применения тестов самоактуализации личности для мониторинга образа жизни по вектору «активность-пассивность». Соотношение между лицами с активной и пассивной стратегией адаптации может служить интегральным показателем успешности адаптации анализируемой выборки к реальным условиям окружающей среды, а сами тесты могут быть использованы как инструмент мониторинга социализации и адаптации студенчества.
Выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операциональным уточнениям включает какими конкретными методами и техническими приемами следует зафиксировать выделенные свойства (удовлетворенность образом жизни и отдельными его составляющими): деятельность в быту; показатели брака и семьи; образование; национальные отношения и антиобщественные явления. Была расширена система показателей условий жизни (блоки материального благосостояния, социального обеспечения, транспорта и связи, окружающей среды) и введен блок показателей стиля жизни (жизненная ориентация). Серия экспертных опросов в разных исследованиях позволила выявить основные социальные показатели, характеристики образа жизни и упорядочить их по степени значимости.
Глава 2. Программа эмпирического исследования «Образ жизни студенческой молодежи»
2.1 Методологический раздел
Экспериментальная часть работы должна быть направлена на исследование особенностей образа жизни студентов Школы педагогики Дальневосточного федерального университета.
Задачи исследования:
Для проверки сформулированной гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Дать операциональное определение следующим понятиям: «образ жижни», «ценностные ориентации», «ценностные установки», «жизненная активность».
2. Создать программу эмпирического исследования.
3. Построить стратифицированную выборку объекта исследования.
4. Провести опрос студентов первых и пятых курсов педагогических специальностей в формате формализованного интервью.
5. Осуществить анализ первичной социологической информации при помощи программы SPSS
6. Подготовить отчет и сделать выводы.
Конкретизация задач экспериментальной части работы будет заключаться в том, чтобы определить:
- уровень образовательной составляющей в образе жизни студенческой молодежи;
- особенности оценок своей удовлетворенности структурой времяпровождения;
- особенности жизненных ценностей и установок.
Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы: социологический (использование данных социологического опроса); статистические (обработка данных, составление таблиц).
В социологическом опросе респондентов вопрос - это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследователем акт взаимной коммуникации с респондентом в письменной (анкетирование) или устной (интервью) форме. А инструментальная функция вопроса в обоих случаях состоит в том, чтобы получить информацию, необходимую для решения исследовательской проблемы.
Разработать анкету.
Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно качественных характеристик объекта и предмета анализа. Во введении анкеты указывается, кто проводит исследование, его цель, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании.
Определим следующую систему индикаторов:
1. Отношение к своему времяпровождению.
2. Мотивация на профессиональное самообразование.
3.Общественная активность.
2.2 Процедурный раздел
Определение выборочной совокупности. Статистические данные, имеющиеся в распоряжении исследователя, позволяют реализовать стратифицированную модель выборки. Изучение мнения студентов о политике у студентов педагогического ВУЗа будет проходить на базе Школы педагогики Дальневосточного федерального университета во время прохождения преддипломной практики. Основную совокупность исследуемых составляют студенты 1 и 5 курсов педагогических специальностей, отобранные случайным образом.
Из общего объема данных имеющихся у исследовательской группы будет произведена выборка. Выборочное исследование основано на определении необходимой части изучаемой совокупности. В данном исследовании используется стратифицированный метод отбора возможных респондентов. При проведении стратифицированного отбора, генеральная совокупность должна быть разбита на группы (по факультетам). Далее уже в этих выделенных группах извлекаются при помощи методов случайного отбора такое количество элементов, чтобы оно было пропорционально доле соответствующей категории в генеральной совокупности. Стратифицированная выборка оказывается точнее собственно-случайной, поскольку генеральная совокупность неоднородна.
Выборочная совокупность составит примерно 200 человек.
Методы сбора информации.
Для проведения исследования будет использоваться метод опроса, а инструментарием послужит анкета, разработанная с целью изучить мнение студентов первого и пятого курсов об их образе жизни.
Методы исследования.
Используется группа методов теоретического уровня: анализ специальной литературы по теме исследования, метод абстрагирования, синтез полученных знаний при использовании методов типологии и классификации.
Среди методов эмпирического уровня:
- методы получения первичной информации об исследуемых объектах (опрос и измерение);
- методы обработки и систематизации первичной социологической информации.
Методы получения первичной информации об исследуемых объектах включают использование данных социологического опроса.
В социологическом опросе респондентов вопрос - это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследователем акт взаимной коммуникации с респондентом в письменной (анкетирование) или устной (интервью) форме. А инструментальная функция вопроса в обоих случаях состоит в том, чтобы получить информацию, необходимую для решения исследовательской проблемы.
Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно качественных характеристик объекта и предмета анализа. Во введении анкеты указывается, кто проводит исследование, его цель, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании.
К вводной части примыкает и инструкции по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, курса и образования. Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкет.
Методы обработки и систематизации первичной социологической информации включают внесение полученных данных в результате опроса в ЭВМ и обработку в Программе SPSS.
Использовались следующие методы: анализ частотных распределений, визуализация и построение табличных форм. Анализ частотных распределений предполагает выделение модальных групп (показатель не менее 10 %), который позволяет с точностью определить гендерные различия. Анализ нормированных остатков (статистика хи-квадрат) - показывает, насколько сильна взаимосвязь между переменными. Основным же инструментарием для исследования стала социологическая анкета, с помощью которой и были достигнуты цели исследовательской программы.
Индикаторы: предпочтения студентов к разным элементам времяпровождения, ориентация на дополнительное профессиональное самообразование, ценность здорового образа жизни.
Шкалы измерения: интервальная, номинальная, ранговая.
Заключение
Социализация и адаптация студентов к социальной среде связана с формированием профессиональных ориентиров и ценностей, а также гражданской позиции. Было бы интересно определить и структуру времяпровожения студентов, чтобы ориентироваться в содержательной составляющей их основной трудовой деятельности – обучения, и его соотношения с другими структурными элементами «образа жизни».
Необходимо проведение исследования по иерархии ценностей студентов, чтобы понять насколько значимыми для молодых являются профессиональные ценности, которыми они овладевают в процессе обучения. Такие знания могут помочь оптимально включать воспитательные мероприятия, направленные на формирование культуры рационального и здорового образа жизни у студентов, в текущий учебный процесс.
Очень важно рассмотреть досуг студентов, который может отличаться в зависимости от курса обучения.
Понятие «образа жизни» позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации. Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов образ жизни, накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества. Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации.
Жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей. Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах:
1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность;
2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией.
В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым образ жизни индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне образ жизни, позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом. Поэтому образ жизни очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов.
Список литературы
1. Авраамова, Е.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания / Е.А. Авраамова Е. М., Шабунова А. А., Логинов // СоцИс. № 9. 2005. С.36 – 39.
2. Возьмитель, А.А. Образ жизни: Концепция, сущность, динамика: Автореф. дис. д-ра социол. наук : 22.00.04 / Ин-т социологии Рос. акад. наук. М.: 2006 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ndi.ru/library.htm
3. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности студента / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2006. С.256-269.
4. Лавриненко, В.Н. Социология: учебник / В.Н. Лавриненко. М: ЮНИТИДАНА, 2007. 412 с.
5. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления / Г.М. Мкртчян // СоцИс. № 2. 2005. С. 51 – 56.
6. Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях / Ред. Т. М. Караханова. М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002. 544 с.
7. Соколов А. В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества № 9. 2005.