Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:26, контрольная работа
Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
1.Обьект и предмет социологии.
Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.
Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.
Объектами социологического познания могут являться:
глобальное мировое сообщество;
традиционное национальное общество;
микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
индивид.
Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, àктор - т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.
Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.
Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.
Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах (Рис. 1). Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.
Так, ошибочно было бы полагать, что люди сами выбирают занятие, которое им кажется интересным. Подвергая научному анализу общество и мир социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы.
Таким образом,
используя социологический
Рис. 1. Механическая модель структуры
Итак, предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.
Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:
групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);
становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);
социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).
Ключевое определение:
социология - это научное изучение общества
и общественных отношений. Она черпает
данные (факты) из реального мира и пытается
объяснить их на основе научного анализа
(Н. Смелзер).
2.Структура социологии.
Социология как наука в настоящее время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию, которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов (Рис. 2).
Рис. 2. Структура социологического знания
Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.
Другой уровень социологических исследований - эмпирическая социология (от греч. empeiria - опыт) - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина называется «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию также называют социографией, что подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Это направление социологии считается более близким к жизни, чем «высокие» теории.
И, наконец, уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории, как правило, именуют теориями среднего уровня. Этот термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Роберт Мертон. Каждая из «теорий среднего уровня» ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению. К числу теорий среднего уровня относятся:
Любое научное познание, в том числе и социологическое, выступает как единство двух взаимосвязанных уровней знания - теории и эмпирии, двух видов исследования - теоретических и эмпирических.
3.Методы социологии.
В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.
Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).
Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).
Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.
Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.
Принцип
объективизма означает изучение социальных
явлений во всех их противоречивости;
недопустимо изучение только положительных
либо только отрицательных фактов.
Принцип системности
К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
Собственно
социологические методы третьего уровня
основываются на применении сложного
математического аппарата (теории вероятности,
математической статистики).
4.Функции социологии.
Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.
Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.
Проект
социологии у Конта подразумевал,
что общество - особая сущность, отличная
от индивидов и государства и
подчиненная собственным
Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:
Термин функция в социологии подразумевает:
Функции социологии:
Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.