Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:15, реферат
При выяснении сущности и содержания социологии как науки помимо определения ее объекта и предмета требуется, во-первых, характеристика ее структуры, уровней социологического знания и других дифференцирующих признаков, которые позволяют представить науку как определенную логически непротиворечивую систему, особенно если учесть, что структура может быть выстроена по различным основаниям, что нашло достаточно широкое отражение в имеющейся социологической литературе.
Введение……………………………………………………………………… 3
I. Логическая схема базовых знаний по предмету социология ………….. 4
1.1.Понятие социологии как науки
1.2.Функции социологии
1.3. Уровни социологического знания
1.4. Предмет и объект социологии
1.5. История социологии
1.6. Социологическое исследование
II. Терминологический словарь …………………………………………… 10
III. Сказка «Колобок» на новый лад………………………………………. 13
IV. О.Конт и Г.Спенсер – создатели социологии ………………………… 15
4.1. Огюст Конт
2.2. Герберт Спенсер
V. Концепция теории Питирима Сорокина……………………………….. 20
Оглавление
Введение…………………………………………………………
I. Логическая схема базовых знаний по предмету социология ………….. 4
1.1.Понятие социологии как
1.2.Функции социологии
1.3. Уровни социологического знания
1.4. Предмет и объект социологии
1.5. История социологии
1.6. Социологическое исследование
II. Терминологический словарь …………………………………………… 10
III. Сказка «Колобок» на новый лад………………………………………. 13
IV. О.Конт и Г.Спенсер – создатели социологии ………………………… 15
4.1. Огюст Конт
2.2. Герберт Спенсер
3
Введение
Сейчас довольно трудно найти человека, который бы не слышал слово «социология». Однако для большинства людей, далёких от этой науки, слово «социология» как правило, ассоциируется с опросами общественного мнения. Именно об их результатах мы часто слышим в средствах массовой информации. Безусловно, опросы общественного мнения имеют непосредственное отношение к социологической науке, но это далеко не вся социология.
В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом. Она составляет фундамент человеческого знания. Хотя социологии не исполнилось 200 лет, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания.
При выяснении сущности и содержания
социологии как науки помимо определения
ее объекта и предмета требуется,
во-первых, характеристика ее структуры,
уровней социологического знания и
других дифференцирующих признаков, которые
позволяют представить науку
как определенную логически непротиворечивую
систему, особенно если учесть, что
структура может быть выстроена
по различным основаниям, что нашло
достаточно широкое отражение в
имеющейся социологической
Во-вторых, невозможно представить науку без соответствующего понятийного аппарата, категорий, которые бы отражали степень и глубину познания социальной реальности. Категории должны отражать то, что их связывает с другими науками, быть отражением общенаучных теорий и в то же время характеризовать те специфические особенности, которые присущи именно социологии.
В-третьих, наука не имеет качественной определенности, если точно не вычленены ее функции, в том числе и те, которые характерны только для нее.
4
I. Логическая схема базовых знаний по предмету социология
1.1.Понятие социологии как науки
Развитие социологии как науки об обществе. Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны основные научные концепции, и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений.
Как любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определённое место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но отдельные его части, сферы, элементы. Общество - на столько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только привлекая ресурсы той или другой, только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество. В содружестве с другими, родственными ей, дисциплинами – психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией – она образует подсистемы научного знания – социальное знание.
В отличие от других наук социология мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для неё закрыт внутренний мир человека. В литературе ещё не сложилось окончательного мнения о том, куда именно зачислять социологию – в разряд социальных или гуманитарных наук. С одной стороны, социология, психология, социальная психология, экономика,
5
политология и этнография относятся к социальным наукам. С другой стороны, у социологии очень много общего с философией, культуролоией, историей. По всей видимости, социологию следует перечислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам.
Социология, возникла позже многих
других наук, вбирает в себя их понятия
и конкретные результаты статистики,
табличные данные, графики и понятийные
схемы, теоретические категории. Так
происходило с вновь
Социология изучает
1.2.Функции социологии
Общественное предназначение и роль социологии в современном обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она выполняет:
*теоретико-познавательная,
*прикладная,
*функция социального контроля,
*прогностическая,
*информационная,
*идеологическая,
*гуманистическая,
*мировоззренческая.
6
Теоретико-позновательная Управленческо-
Позно- Прогно- Управлен- Организационно-
вательная стическая ческая технологическая
Функция ценностного
1.3. Уровни социологического знания
Фундаменталь-, Изучение Изучение социального Изучение Изучение моделей,
ные общесоцио- оциальных развития, процессов развития методик и техники
логические
социальные процессы
Социологии семьи Социология малых групп Социология процессов
Теория Соц-гия образования Соц-гия организаций (преступности, наркомании)
среднего Соц-ия науки, религии Соц-гия страт, слоёв Соц-гия конфликтов
уровня Соц-гия искусства Соц-гия профессио- Соц-гия мобильности
Соц-гия армии Соц-ии толпы Соц-я урбанизации
Соц-гия труда Соц-гия общностей по Соц-гия процессов
признаку и т.д. и т.д.
Первичное
обобщение Проведение эмпирических исследований в социальных группах и институтах
эмпирических
данных
7
1.4. Предмет и объект социологии
Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты – живые люди, то при описании предмета науки та-
ковыми выступают понятия и категории – мёртвые абстракции, суще-ствующие в идеализированном пространстве.
Среди основных понятий социологии
следует выделить два главных, которые
выполняют функцию
Статусом называются позиции человека в группе или обществе. Он даёт статистическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие роли раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе. Любой статус состоит из ролей, а те – из совокупности прав и обя-занностей, которые по традиции общества закрепляет за данной позицией. Статус – это своеобразная ниша или место в социальной структуре общества. Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами.
Однако дать более конкретное и чёткое определение предмета социологии довольно сложно. Оно во многом, будет зависит от принадлежности учёного к той или иной социологической школе.
Объект
Общество как система социальных отношений |
Общности |
Законы
становления
развития и
функционирование
8
1.5. История социологии
Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427-347 до н.э) и Аристотель (384-322 до н.э). Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями, как усовершенствовать общество.
Платон. Он подчёркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.
Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существовали ещё два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат.
Николо Макиавелли (1469-1527) он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. В его работе социология и политология обрели новое измерение, они стали наукой о поведении людей в обществе.
Томас Гоббс (1588-1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе.
Огюст Конт (1798-1857), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Он совершил поистине коперниканский переворот в социологии, определил предмет и метод социологии. Его учение состояло из двух частей – социальной статистики, описывающий законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.
Карл Маркс (1818-1883). Его считают изобретателем теории социального конфликта.
9
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, обычаи, правила поведения, обряды. Немало заслуг перед научной теорией. Главным в человеческом обществе он считал социальную солидарность, силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, распределение людей по профессиям.
Макс Вебер (1864-1920) превыше всего ставил индивида, причины развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Ядром научного метода являлись – статистика и изучение мотивов.
Развитие социологических