Нищенство в современной России: причины, особенности проявления и условия преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Социологическое исследование нищенства -явление не новое. Так, одна из первых работ по социологии нищенства принадлежит Чарльзу Буту, который вызвал бурную общественную реакцию. В 1889 году Чарльз Бут, исследовав социальные слои Лондона, показал, что 1/3 его жителей живет в условиях нищеты. Как же могло случиться, что в одной из самых богатых по тем временам стране, центре мощной империи нищета стала уделом столь многих?

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Не смотря на разнообразие подходов, используемых западными мыслителями при анализе проблемы нищенства, не достаточно внимания уделяется, на мой взгляд, таким факторам, порождающим нищету, как невежество народа, низкий уровень его образования, нарушение внутрисемейных связей и отношений. Идеи российских мыслителей дореволюционного периода проникнуты болью за отечество, для которого нищенство стало неотъемлемой чертой. Здесь выделяются такие подходы к обозначенной нами проблеме, как теологический, разделяемый представителями русского «духовного ренессанса»; гуманистический, анализирующий проблему нищенства через категорию смысла жизни; критический, построенный на идее рационализма; социально-психологический и структурный. В целом, труды российских исследователей по проблеме нищенства носят более этический, культурный характер и, в большей степени, отражают внутренние, психологические причины обнищания народа. [35;31]

Современные российские исследователи в области  изучаемой проблемы разделились  на два полярных лагеря: на тех, кто  характеризует нищенство как болезнь общества, вставшего на путь рыночных отношений и тех, кто определяет нищенство как индивидуальный процесс, отражающий социально-психологическую несостоятельность отдельных личностей. Бахтияров указывает, что нищие занимают последние ступеньки социальной лестницы, дальше которых в  социальном  пространстве  опускаться  некуда.  В экономическом  отношении  нищие  в  своей  массе  –   безнадежные   бедняки, обреченные на прозябание. Важно даже  не  только,  что  их  денежные  доходы низкие, а то, что они нерегулярные. В отношении политического показателя данные однозначно гласили:  нищие–социальные изгои с абсолютно атрофированными политическими интересами  с инстинктивной враждой к непонятному и враждебному им  устройству  общества, пассивные и апатичные,  в неожиданных потрясениях и беспорядках могут принять участие только   как погромная сила.  Их  глубокое  равнодушие  к политическим ценностям объективно  поддерживалось  те,  что их  собственные правовые  гарантии   и  защита  были  поставлены   в   России,   по   мнению специалистов,   всегда   «очень   слабо».   Более   того,   с   давних   пор государственная власть в России практиковала в  отношении  нищенства  только репрессивные (иногда очень  жестокие) меры социального контроля. Итак, по трем основным стратификационным критериям  –  экономическому, политическому  и  профессиональному,  которые  упомянуты  выше,  слой  нищих характеризуется отрицательно, он просто паразитируют на том, что  у  других, верхних слоев, по этим же  критериям  есть  тот  или  иной  социальный  вес. Остановившись внизу на долгое время,  нищие  практически  делались  жертвами личностной деградации. [15;111]

Крупный исследователь бедности и нищих  Д.  А.  Дриль внес в этом отношении суровый приговор: «Они еще  достаточно  стойки,  чтобы влачить жалкое физическое и нравственное  существование подонков  и  отребья общества,  но  уже  не  имеют  достаточных  сил   для   борьбы   за   лучшее существование». [22;24] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. «Нищенство в современной России: причины, особенности проявления и условия преодоления»

Во второй главе «Нищенство в современной  России: причины, особенности проявления и условия преодоления» исследуется  специфика современного российского  нищенства. В этой части работы  рассмотрим различные причины, порождающие феномен нищенства, построим типологию нищих на основе выработанных нами индикаторов, проанализируем место нищих в социальной структуре общества, покажем особенности субкультуры андеркласса как обособившейся группы, а также сгруппируем различные способы преодоления нищенства в единую концепцию.

§ 1. Причины нищенства. Особенности проявления нищенства.

Причинный анализ позволил разделить все порождающие  данное явление факторы на социальные, правовые и политико-экономические при  
главенствующей роли социальных причин (социальная дезадаптация, дезориентация личности, потеря социальной поддержки семьи в критической ситуации). Все названные выше причины, срабатывая одновременно, превращаются в своеобразный социальный механизм втягивания людей на «дно общества». Причинно-следственные связи позволяют выделить наиболее важные индикаторы, в соответствие с которыми можно выстроить типологию современных нищих. К таким индикаторам относятся, во-первых, демографические характеристики нищих: возраст и пол; которые позволяют различать вынужденных и добровольных нищих; во-вторых, тип поведения: демонстративный и недемонстративный (скрытый), в зависимости от степени демонстрации своего нищенского положения; в-третьих, степень социальной опасности данной категории людей, которая определена нами как высокая, угрожающая жизни и здоровью окружающих людей, нейтральная (на грани между социально-приемлемой и социально-наказуемой) и низкая. [31,34]

В соответствии с представленными индикаторами можно выделить 9 типов современных российских нищих:

1. «малолетние  нищие», которые в большинстве  случаев являются нищими «во  втором поколении», копирующие поведение  своих родителей, не способных  дать им другой социальный  опыт; 2. «беспризорники», главной особенностью которых является отсутствие четких ценностных ориентаций в обществе, что делает их максимально доступными для криминальной среды; 3. «малолетние проститутки», которые, в отличие от профессиональных проституток, оказываются на панели неосознанно, под давлением обстоятельств или по требованию родителей алкоголиков. Возврат таких детей в социум требует длительной социально-психологической реабилитации, включая серьезное медицинское лечение; 4. «иждивенцы», представленные зрелыми людьми, деморализованными в результате хронического алкоголизма, наркомании и прочих социально-психологических болезней и вынужденные прибегать к попрошайничеству как основному источнику существования; 5. «бомжи» - наиболее опасный тип нищих, агрессивность которых обусловлена, прежде всего, безысходностью их положения в обществе и продолжительным по времени ущемлением базовых социальных потребностей (в еде, тепле и пр.); 6. «изолянты», прикованные к постели или к инвалидной коляске, полностью оторванные от внешнего мира в лице общества и вынужденные терпеливо ждать «своего конца» в спецприемниках или домах-интернатах, находясь полностью на иждивении государства. Принадлежность этих людей к группе нищих обусловлена, прежде всего, их социальной изоляцией от общества, разрывом устойчивых связей с внешним миром; 7. «маргиналы», случайно оказавшиеся в нищенской среде и вынужденные приспосабливаться к новой социальной реальности. Они еще имеют объективные предпосылки к возвращению в социум; 8. «вынужденные нищие», представленные преимущественно пожилыми людьми, не имеющими поддержки от семьи и государства и, на этом основании, вынужденные прибегать к сбору милостыни, как источнику выживания; 9. «приличные нищие», которые, в отличие от «маргиналов», не имеют уже достаточного запаса физической прочности и надежды самим выбраться из подобной ситуации, однако, не потерявшие пока надежду на государство, т.к. обращаются за поддержкой в государственные благотворительные центры. Не смотря на внешнее сходство с нищими (попрошайничество, демонстрация безысходного положения), в отдельную группу нами выделены псевдо-нищие, занимающиеся попрошайничеством с целью наживы. Здесь прослеживается более тесная связь с преступной группой. [24;65]

А. Бахтияров  описал несколько устойчивых  примеров  столичных нищих,  но  они, конечно, имели общероссийское  хождение  и применялись как действительно убогие, так и прохиндеями.  Каждый  способ  имел  на  жаргоне нищих свое обозначение: «На паперти». Это был самый невинный  и безопасный  способ,  т.к. обычно полиция не трогала нищих  у церквей и  на  кладбищах.  Места эти всегда занимались самыми отпетыми старыми  нищими,  безжалостно изгонявшими конкурентов. «Стойка» – пребывание на постоянном месте в  городе  при  скоплении людей,  но  вдали  от  полицейских  глаз.  Прием  требовал   знания человеческой психологии и наблюдательности, т.к. в  зависимости  от пола,   возраста   и   внешнего    вида    прохожего    приходилось импровизировать, прося то на ночлег, то на  хлеб,  то  на  лечение. Кроме того приходилось следить за перемещением городового. В  ответ столичная полиция стала переодевать своих патрульных в  гражданскую одежду. «Ход» – движение по городу или железнодорожным пригородным вагонам. Приближаясь к полицейскому, нищий замолкал. «Ходоки»  делились  на «сухих», презиравших брать не деньгами, и  «савотейщиков»,  берущих только хлебом. В последнем случае была тонкость. Скромность просьбы – «кусок хлеба,  Христа  ради»  –  внешне  опрятный  вид  просящего приносили желаемый  успех. «Савотейщик» не имел облика  ординарного нищего – убогого, в рубище и благоухающего давно  не  мытым  телом. Это подкупало. Видно было, что вполне порядочный  человек  временно попал в затруднение и нуждается в поддержке. Хитрость заключалась в длинном пальто «савотейщика», имевшем огромные внутренние  карманы, куда помещалось полтора пуда обрезков и  кусочков  хлеба.  По  мере сбора он раздувался, как пузырь, но «своя ноша плеч не  тянет».  На улице его трудно было заподозрить  в  побирушестве.  А  это  ему  и нужно. Собранную  «пошлину»  продавали  в  ночлежные  столовые  или хозяевам скота в  пригородах. «Сесть на якорь» – просить милостыню, сидя на голой земле, зимой на снегу,  часто  притворяясь  калекой.   Это   требовало   известного артистизма. Способ доходный, но опасный можно легко попасть в  руки городового. «Круговая» – сбор милостыни в  субботу,  когда  нищие  без  разбору обходят все лавки. «Суббота – праздник нищих», говорили они сами. И если в этот день лавочники по старорусскому обычаю не отказывали  в подаянии, то в другие дни нищие могли услышать: «Бог подаст! У  нас по субботам подают!» «Стрелять по знакомым местам» - совершать планомерный  обход  домов состоятельных граждан, уже  известных  своей  благотворительностью. «Стреляли» вдвоем. Один в «спецодежде»  -  без рубашки,  пиджак  в заплатках на голое тело, рваные ботинки (обычная одежда оставалась в ночлежке). Он входит в контакт с хозяином дома.  Затрепанный вид вызывает  жалость,  и ему дают  старую,  но  прочную одежду   из хозяйского гардероба. Напарник ждет где-нибудь за  углом с мешком, в который набивается добыча. Вечером она продается старьевщикам, специально для этой цели собиравшимся у дверей ночлежек.    

[25;2]

 Анализ социального положения нищих в структуре современного российского общества, однозначно указывает на то, что нищие - социальные изгои, не имеющие веса ни по одному из возможных стратификационных показателей (материальному, культурно-нормативному, политическому и профессиональному), следовательно, выступают в качестве паразитирующих слоев общества. Однако  была учтена и альтернативная позиция в отношении нищих и их места в структуре общества - это позиция российского социолога В. Ильина, полагающего, что все, так называемые, объективные критерии социальной стратификации субъективны с точки зрения придаваемой им роли. Принятые в социологии критерии ранжирования, на его взгляд, не всегда разделяются большинством, хотя составляют ядро господствующей идеологии. В силу этого набор критериев может быть существенно дополнен, что, вероятно, позволит, наконец, определить истинное место нищих в социальной структуре общества. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает субкультура нищих, которая, по мнению социологов, всегда выделялась своей относительной герметичностью и отгороженностью от общепринятых культурных ценностей и норм. Данная субкультура имеет основание в виде особой коллективной психологии, которая характеризуется противоречивыми, внутренне несогласованными установками: внешний кураж, удаль, завышенные амбиции среди своих и нереализованные надежды, страх жизни, глубокая скорбь наедине с самим собой; жажда свободы, независимости (самооценка: «мы вольные птицы», «сами по себе живем») и фактическая униженность, беспомощность; ощущение социальной несправедливости и нежелание изменить ситуацию, склонность к паразитизму и иждивенчеству. На основе всех, выделенных признаков нищих и их типологических характеристик, следует  ввести следующее определение нищенства: это крайне тяжелое социальное положение определенной группы людей, характеризующееся их предельно низким материальным положением, изоляцией от общества, лишенностью социальных ресурсов, устойчивых связей, утратой элементарных социальных навыков и доминантных ценностей социума. [28;25]

В качестве критериев отнесения людей к группе нищих можно выделить следующие особенности: 1. Уровень жизни нищих ниже уровня бедности. Согласно расчетам, сделанным специалистами ООН, этот уровень исчисляется в 1 доллар США на одного человека в день. 2. Жизнь на подаяние. Следует отметить, что под подаянием мы подразумеваем не только милостыню добрых сограждан, но и любые другие благотворительные средства, которые являются единственным источником существования человека: будь то благотворительность государства или других общественных структур. 3. Образ жизни нищих, который выражается в добровольном или вынужденном разрыве с семьей, в отсутствии родственных связей, отчужденности человека от основных социальных институтов. 4. Изоляция от общества как признак андеркласса. 5. Маргинальное положение нищих, которое приводит их к состоянию дезадаптации, дезориентации в социуме, и значительно снижает жизненные шансы этих людей. [10,33] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Социальная реабилитация и профилактика нищенства.

Вопросу социальной реабилитации и профилактики нищенства в стране  посвящен данный параграф работы, который начинается с рассмотрения зарубежного и отечественного опыта борьбы с данным социальным явлением. Особый интерес в этом плане представил для меня опыт реформ в послевоенной Германии, инициатором которых был Л. Эрхард, который верно отметил, что никому и никогда не удается защитить людей лучше, чем это могут сделать они сами, будучи свободными от регламентирующих предписаний. [21;10]

Анализируя  отечественный опыт борьбы с нищенством, мы так же отметили, что наиболее эффективный способ реабилитации бродяг и нищих в конце XIX в. российские благотворители видели именно в трудовой помощи:  
честный труд как «единственный залог счастливой и на христианских началах основанной жизни». Притом, не только центральные города, такие как Москва и С.-Петербург, но и малые, в том числе сибирские города внесли весомый вклад в развитие благотворительности и меценатства в России. Именно в конце XIX начале ХХ вв. Россия пережила пик развития благотворительных обществ и учреждений: ночлежных домов, приютов, домов трудолюбия, дешевых чайных и столовых, опыт которых для нас сегодня является особо ценным, учитывая семидесятилетний перерыв в практике благотворительности. Рассмотрен также современный опыт проводимой социальной политики в отношении неимущих во многих российских городах, таких как С.-Петербург, Орел и Орловская область, Калининград, Хабаровск, Ярославль и другие. Каждый город накопил свой опыт работы с социальными изгоями, положительные результаты которого можно перенять и другим городам. Хочется отметить, что во многом успех благотворительной деятельности зависит от степени толерантности людей к слою нищих, от их желания оказать посильную помощь тем, кто оказался на «дне». [32;71]

Однако, опрос населения, проведенный мною по г. Липецку выявил остатки патерналистской идеологии в сознании людей; некоторые респонденты так и отмечали, что «государство породило эту проблему, оно пусть и решает ее». Подобная ситуация позволяет нам сделать вывод, что особых подвижек в плане решения проблемы нищенства в ближайшие годы не предвидится. На основе представленных данных и с учетом исторического опыта России были сгруппированы все мероприятия по профилактике и устранению нищенства в единую концепцию. Основными положениями данной концепции явились следующие:

1.Определение статуса нищего на государственном уровне; 2. Духовное возрождение нищих - людей с минимальным запасом нравственной прочности; 3. Привлечение нищих к обустройству Домов Благотворительности, с целью создания для них рабочих мест; 4. Обеспечение государством гарантии социальной безопасности человека; 5. Всестороннее укрепление положения семьи посредством различных программ поддержки, повышение ее статуса в общественном сознании; 6. Повышение степени ответственности родителей за детей; 7. Подготовка кадров, специализирующихся на работе с беспризорными детьми и социальными изгоями; 8. Привлечение ученых к всестороннему исследованию процессов пауперизации населения. Опыт изучения андеркласса как элемента социальной структуры развитых стран Запада, равно как и современной России позволил нам сделать вывод о том, что социальная политика государства действует не только в рамках существующих отношений и социальных проблем определенных слоев населения. Государство своими действиями само активно конструирует социальную реальность, трансформируя существующие социальные группы, определяя их социальный статус, экономическое поведение и нормативно-ценностные установки. [27;129] 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нищенство в современной России: причины, особенности проявления и условия преодоления