Назначение и принципы создания организационной стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить назначение и принципы создания организационной стратегии на примере японского опыта, а также разработать примерный план организации и эффективного функционирования автомобильной тюнинговой компании.
Актуальность темы просматривается в том, что на большей части российских предприятий отсутствует чёткая и эффективная стратегия ведения бизнеса, что является злободневной проблемой.
Задачи курсовой дать понятие сущности кайдзен, описать предполагаемую тюнинговую компанию и сопоставить её продвижение с эффективным использованием стратегии кайдзен.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1.Сущность кайдзен...........................................................................................4
1.1.Кайдзен и менеджмент…………………………………………….....…...6
1.2.Внедрение контроля качества в кайдзен…………………………………9
1.3.Кайдзен и система предложений………………………………………..13
1.4. Менеджмент, ориентированный на процесс, и менеджмент, ориентированный на результат…………………………………………………….14
2. Организация производства и развития тюнинговой компании………...17
2.1.Цель работы компании…………………………………………………..17
2.2.Стратегические решения производственного менеджмента………….18
2.3.Тактические решения производственного менеджмента……………...21
2.4. Анализ сильных и слабых сторон компании и конкурентов………….22
3. Построение конструкции бизнеса в организации производства и развития тюнинговой компании основываясь на системе кайдзен……………………………………………………………………………....23
Заключение…………………………………………………………………...27
Литература……………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 122.75 Кб (Скачать)

 

Рис. 1.7. Колесо Деминга

 

В июле 1954 г. в Японию был  приглашен Дж. М. Джуран для проведения семинара JUSE по менеджменту качества. Впервые вопрос качества рассматривался с точки зрения общего менеджмента.

Кружок контроля качества (КК) представляет собой малую группу, которая постоянно и добровольно работает в цехе в рамках существующей в компании общей программы по контролю качества, саморазвитию, взаимному образованию и управлению процессом и совершенствованием. Деятельность кружков КК — это лишь часть программы, которая разворачивается в масштабах компании; TQC или CWQC никогда не исчерпывается только их работой.

Без сомнения, кружки КК сыграли  важную роль в повышении качества продукции и производительности в Японии. Однако зарубежные наблюдатели  часто преувеличивают их значение, полагая, что они служат основой  всеобщего контроля качества в стране. Это глубочайшее заблуждение, в  особенности если речь идет о японском менеджменте. Объем работ кружков  КК обычно составляет от 10 до 30% общего объема работ по TQC.

За этими преобразованиями менее заметна эволюция самого термина  «контроль качества» (КК) в Японии. Как и во многих западных компаниях, он изначально применялся по отношению  к производственному процессу, в  частности, к технической инспекции  для отбраковки не соответствующего требованиям входного сырья или  продукции на выходе поточной линии. Но очень скоро пришло понимание  того, что контроль такого рода не позволяет  повысить качество продукции, которое  следует создавать в ходе производства. Фраза «Встраивать качество в  процесс» была (и остается) актуальной для Японии. После выступлений  Деминга именно на этой стадии стали  применять контрольные карты  и другие статистические инструменты.

Лекции Джурана в 1954 г. осветили еще один аспект проблемы. Впервые в Японии КК стал рассматриваться  как жизненно важный инструмент менеджмента. С этого момента этот термин стал обозначать как сам контроль качества, так и методы общего совершенствования  эффективности управления.

Первоначально КК применялся в тяжелой промышленности, в частности, при производстве стали. Поскольку  в этих отраслях нужен инструментальный контроль, применение SQC (статистического  контроля качества) было жизненно важным. По мере того как КК распространился  на машиностроение и автомобильную  промышленность, где очень важен  контроль производственного процесса, потребность в SQC стала еще более  острой.

Сегодня менеджмент подчеркивает важность учета качества до начала разработки и проектирования, и это  означает, что с самого начала анализируется  информация о запросах потребителя  и применяется маркетинг.

Тем временем КК превратился  в полноправный инструмент менеджмента  кайдзен, в котором принимают  участие все сотрудники. Такую  деятельность, которая осуществляется в масштабе всей организации, часто  называют TQC (всеобщий контроль качества) или CWQC (контроль качества в масштабе всей компании). Какое бы название ни использовалось, TQC или CWQC обозначают деятельность в русле кайдзен, в которую  вовлечены все сотрудники компании, от менеджеров до рабочих. С годами КК превратился в SQC, а затем в TQC или CWQC, и каждый раз, выходя на новый  уровень, контроль качества повышал  эффективность управления. Поэтому  такие слова, как КК и SQC, стали  почти синонимами кайдзен. Именно поэтому, рассказывая, что такое кайдзен, я постоянно обращаюсь к таким  понятиям, как КК, TQC и CWQC.

С другой стороны, функция  контроля качества в изначальном  смысле слова остается в силе. Обеспечение  качества по-прежнему неотъемлемая часть  менеджмента, и большинство компаний имеют в своем составе отдел  ОК (обеспечения качества). Некоторую  путаницу вносит то, что мероприятия TQC или CWQC иногда проводятся отделом  обеспечения качества, а иногда —  отдельной службой TQC. Поэтому важно, чтобы понятия, связанные с КК, рассматривались в контексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Кайдзен и система  предложений

 

Японский менеджмент совместными  усилиями вовлекает сотрудников  в кайдзен через систему предложений. Таким образом, она становится неотъемлемой частью сложившейся системы менеджмента, и число предложений, поданных рабочими, расценивается как важный критерий оценки эффективной деятельности их мастеров. А менеджер этих мастеров, в свою очередь, готов помочь им в  том, чтобы рабочие подавали больше предложений.

В большинстве японских компаний, действующих в рамках программ кайдзен, система контроля качества и система  подачи предложений согласованы  между собой. Можно лучше понять роль кружков КК, если рассматривать  их совокупность как метод подачи групповых предложений по совершенствованию.

Одна из отличительных  особенностей японского менеджмента  состоит в том, что он способствует подаче рядовыми сотрудниками огромного  числа предложений и не жалеет сил на их рассмотрение, нередко  включая их в общую стратегию  кайдзен. Для менеджмента ведущих  японских компаний в порядке вещей  провести целый день на презентации  результатов деятельности кружков  качества, присуждая премии в соответствии с заранее установленными критериями. Руководство стремится выразить рабочим и служащим признательность  за их усилия по совершенствованию, стараясь, чтобы их работа не осталась незамеченной. Часто о числе поданных предложений  извещает доска объявлений прямо  на участке, что поощряет индивидуальные и групповые формы соревнования.

Другой важный аспект системы  предложений состоит в том, что  каждое внедренное новшество ведет  к пересмотру стандарта. Например, когда  по предложению рабочего на станке устанавливается «дуракоустойчивое» приспособление, возможно, ему придется действовать немного иначе и  быть более внимательным. Но поскольку  новый стандарт устанавливается  по его собственной воле, он им гордится и охотно его соблюдает. Если же, напротив, человека принуждают следовать  стандарту, установленному менеджментом, он будет трудиться с меньшим  энтузиазмом.

Таким образом, подавая предложения, сотрудники получают возможность участвовать  в кайдзен на рабочем месте, играя  важную роль в установлении более  высоких стандартов. В недавнем интервью председатель Toyota Motor Эйдзи Тоёда  сказал: «Для японских рабочих характерно то, что они работают не только руками, но и головой. Наши рабочие вносят 1,5 миллиона предложений в год, и 95 процентов из них находят практическое применение. Стремление к совершенству на Toyota столь велико, что ощутимо  почти физически в атмосфере, царящей у нас».

 

1.4. Менеджмент, ориентированный  на процесс, и менеджмент, ориентированный  на результат

 

Кайдзен порождает мышление, ориентированное на процесс, поскольку, чтобы получить более высокие  результаты, надо сначала улучшить процесс. Более того, кайдзен рассчитан  на человека и на усилия, предпринимаемые  людьми. Это резко контрастирует  с мышлением большинства западных менеджеров, ориентированным на результат.

По словам Маюми Оцубо, менеджера по проведению соревнований и рекламных акций в Bridgestone Tire Co, Япония — это общество, ориентированное  на процесс, в то время как США  — общество, ориентированное на результат. Так, оценивая показатели сотрудников  фирмы, японский менеджер уделяет особое внимание отношению человека к работе. Если менеджер по продажам анализирует  показатели продавцов, его оценка обязательно  включает такие ориентированные  на процесс критерии, как время, затраченное  на привлечение новых клиентов; время, использованное на телефонные звонки клиентам по сравнению со временем, в течение которого продавцы занимались канцелярской работой в офисе; процент  новых контактов, завершившихся  заключением сделки. Принимая во внимание эти показатели, менеджер по продажам заботится о том, чтобы его  сотрудник рано или поздно улучшил  результаты работы. Иными словами, считается, что процесс не менее важен, чем  совершенно конкретный намеченный результат  — объем продаж!

Национальный вид спорта в Японии — сумо. На соревнованиях  по этому виду борьбы всегда вручаются  три награды: за лучший показатель, за мастерство и за боевой дух. Приз за боевой дух вручается борцу, который  на протяжении 15-дневного турнира проявил  особую стойкость в боях, даже если его соотношение побед/поражений  оставляет желать лучшего. Ни одна из трех названных наград не присуждается только за результат, то есть за число  выигранных схваток. Это яркий пример японской ментальности, ориентированной  на процесс.

Я не хочу сказать, что в  сумо успех в борьбе не имеет значения. Месячный доход каждого борца  зависит в первую очередь от соотношения  побед и поражений. Речь идет о  том, что важны не только победы, и о том, что победа — это  еще не все.

Японские храмы и алтари часто возводят в горах, и самый  главный алтарь обычно находится  в святилище, которое строят на вершине  самой высокой горы. Тот, кто хочет  там помолиться, должен пройти через  густой лес, подняться по крутым каменным ступеням и пройти под многочисленными  деревянными воротами, которые называются тории. В храме Fushimi Inari Shrine рядом  с Киото, например, на пути к алтарю их сооружено 15000! К тому моменту, когда  верующий приближается к цели, его  душа успевает очиститься, а сам  он проникается священной атмосферой храма. Добраться туда почти так  же важно, как помолиться.

В США, как правило, не имеет  значения, насколько усердно работает сотрудник. Отсутствие высоких показателей  неизменно ведет к низкой оценке его труда и низкому доходу или статусу. Личный вклад оценивается  только по конкретному результату. В обществе, ориентированном на результат, засчитывается только результат.

Оцубо из Bridgestone Tire Co утверждает, что именно мышление, ориентированное  на процесс, позволило японской промышленности получить конкурентное преимущество на мировых рынках и что именно японское мышление, ориентированное на процесс, воплощается в концепции кайдзен. Такие установки менеджмента  в значительной степени определяют то, как организации осуществляют перемены. Высший менеджмент, ориентированный  только на процесс, рискует оказаться  без долгосрочной стратегии, упустить новые идеи и инновации, до отвращения инструктируя сотрудников, как им выполнять  каждый свой шаг, и не видя за деревьями  леса. Менеджер, ориентированный на результат, более гибок при постановке целей и может мыслить стратегически. Однако он склонен пренебрегать мобилизацией и перегруппировкой ресурсов при  реализации избранной стратегии.

Оцубо полагает, что ориентированные  на результат критерии оценки показателей, по-видимому, — наследие «общества  массового производства» и что  критерии, ориентированные на процесс, набирают силу в постиндустриальном, высокотехнологичном, высокоинтеллектуальном обществе. Различие между мышлением, ориентированным на процесс, и мышлением, ориентированным на результат в  бизнесе, можно наглядно пояснить при  помощи рис. 1.8.

Рис. 1.8. Критерии, ориентированные на процесс (П),  
и критерии, ориентированные на результат (Р)

 

Если мы проанализируем роль менеджера, то обнаружим, что стремление к поддержке и поощрению направлено на совершенствование процесса, а  управление при помощи «кнута и пряника» нацелено на результат. В соответствии с концепцией кайдзен руководитель должен, прежде всего, поддерживать и  поощрять стремление людей совершенствовать процесс. В таком случае он нуждается в критериях, ориентированных на процесс. Менеджер, который занимается главным образом контролем, интересуется только показателями и пользуется критериями, ориентированными на результат. Первые предполагают учет долгосрочной перспективы, поскольку они оценивают усилия людей и часто требуют изменений в их поведении. Вторые носят более прямой и краткосрочный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация производства  и развития тюнинговой компании

2.1. Цель создания и  работы компании

 

Цель создания и работы тюнинговой компании - регулярное долгосрочное получение прибыли путем предоставления высококачественных услуг по профессиональному  тюнингу автомобилей.

При этом самым важным показателем  успешности работы компании является довольный клиент, пожелания которого (в разумных пределах) выполнены  на 110 процентов.

Однако любое пожелание  имеет тенденцию к росту, поэтому  курс на постоянное поступательное развитие нашего бизнеса - необходимый атрибут  успеха.

Приоритеты работы нашей  компании:

- рентабельность;

- клиентоориентированность;

- перспективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Стратегические решения  производственного менеджмента

Стратегия услуги

 

Российский рынок тюнинга  автомобилей представлен в основном средними и мелкими фирмами, затерявшимися  в гаражах и на авторынках. Крупных  игроков, занимающихся тюнингом профессионально, очень мало, а в некоторых регионах страны их вообще нет. Это при том, что количество автомобилей в  нашей стране с каждым годом увеличивается  почти на треть, а рынок признан  самым перспективным в Европе. Каждый крупный автопроизводитель  имеет в России своё сборочное  производство, а некоторые (как, например, Ford) - и не одно.

По подсчетам аналитиков, каждое пятое авто в России сегодня  попадает в руки мастеров тюнинга. Напрашивается  вопрос: кто будет заниматься «доводкой» автомобилей, покупаемых сегодня, если профессионалов нет?

Информация о работе Назначение и принципы создания организационной стратегии