Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:05, курсовая работа
Объектом данной работы являются социальные конфликты в обществе.
Предметом исследования выступают национальные конфликты как одно из проявлений социального конфликта.
Цель данной работы - рассмотреть национальные конфликты как социальное явление, разработать авторскую программу по воспитанию толерантности у школьников.
Введение
Глава 1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины
Глава 2. Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов
2.1 Национальная политика как условие предотвращения национальных конфликтов
2.2 Правовые основы разрешения национальных конфликтов
Глава 3. Авторская программа «Воспитание национальной толерантности у школьников»
Заключение
Список используемой литературы
В настоящее
время продолжается отток русского
населения за пределы Российской
Федерации. В связи с этим в сфере национальной
политики был создан закон "О государственной
политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом", где
устанавливается порядок признания и
подтверждения принадлежности к соотечественникам,
основания въезда в Российскую Федерацию
и передвижение по ее территории, правовое
положение соотечественников - иностранных
граждан и лиц без гражданства на территории
Российской Федерации. Соотечественники,
проживающие за рубежом, вправе полагаться
на поддержку Российской Федерации в осуществлении
своих гражданских, политических, социальных,
экономических и культурных прав, сохранении
самобытности.
Что касается
Саратовской области, то здесь тоже
создан законопроект в сфере улучшения
межнациональных отношений и профилактики
конфликтов на национальной почве. Это
Закон Саратовской области «Об областной
целевой программе «Национально-культурное
развитие народов Саратовской области»
на 2008-2010 годы», направленный на улучшение
атмосферы межнационального общения в
области; предупреждение и снижение конфликтов
и преступлений на национальной почве;
развитие социально-экономического партнерства
в рамках межнациональных отношений.
Также
стоит сказать, что разжигание ненависти
или вражды на национальной почве
классифицируется как уголовное
преступление и предусматривается
наказание в соответствии со статьей
282 Уголовного кодекса РФ вплоть до
лишения свободы.
Таким
образом, государственная национальная
политика должна быть ориентирована
на создание условий, позволяющих каждому
народу сохранить национальное достоинство,
самосознание, осуществлять свою национальную
независимость и свободное
Глава
3. Авторская программа «
Происшедшие
в России и других странах СНГ
резкие перемены в экономике и
политике значительно осложнили
межнациональные отношения
Национальная
толерантность в словарях трактуется
как специфическая черта
При организации
воспитательного процесса необходимо
исходить из объективных процессов,
которые сегодня составляют сердцевину
национальных отношений, как на мировой
арене, так и внутри многонациональных
обществ. Глобальное образование предусматривает
включение в учебные планы
школы таких направлений
Данная
программа создана с целью
развития у учащихся школы национальной
толерантности.
В соответствии
с поставлено целью выдвигаются
следующие задачи:
1) приобщение
учащихся к культурам и
2) ознакомление
с многообразием различных
3) формирование
у учащихся чувства и сознания
граждан мира;
4) выработка
противодействия учащихся
Для осуществления
данных задач предлагается комплекс
мероприятий для учащихся школы.
Естественно, что каждое мероприятие
должно соответствовать возрасту учащихся.
Поэтому содержание работы можно
дифференцировать следующим образом.
Так, в
первом классе дети знакомятся с народным
фольклором, посещают музеи, театры. Этот
этап можно завершить праздником
сказочных героев. Во втором классе
учащиеся глубже изучают творчество
национальных поэтов и писателей, знакомятся
с историей своего края, участвуют
в поисковой работе, проводят «Город
веселых мастеров». Этап завершается
игрой «Поле народных чудес». В
третьем классе дети продолжают знакомиться
с культурой, литературой и искусством
своего народа. Проводят беседы «Кто это?
Что это?», путешествия «Их именами
названы улицы нашего города», выставки
народного творчества, встречаются
с творческой интеллигенцией, участвуют
в экспедиции «Мой край родной».
В 5-7 классах
- основу составляет организация жизнедеятельности
учащихся, поиск и пропаганда новых
интересных и полезных дел, которые
развивают и обогащают знания
учащихся о родном крае, национальной
культуре. Главное - это деятельность,
направленная на развитие творческих
способностей детей, воспитание патриотических
и интернациональных чувств, формирование
умений в области национальной культуры,
стимулирование познавательного интереса
к языку, истории, литературе, культуре.
В то же время в виде заочных
путешествий дети знакомятся с жизнью,
традициями других народов, организация
концертов народных песен для
родителей и учеников.
Для старшеклассников
привлекательным может быть КВН,
аукцион народных мудростей, содержание
которого опирается на народные традиции:
нравственный этикет, религиозные праздники,
традиции семьи, народные промыслы. Так,
например, в форме сюжетно-ролевой игры,
в творческой форме могут быть представлены
«Английская семья», «Японская семья»,
«Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская
семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной
форме они изучают народные и семейные
праздники, традиции народов, живущих
рядом, историю собственного народа, его
духовную жизнь и культуру.
Можно
предложить в плане воспитания у
школьников веротерпимости специальный
курс по истории религий народов
России, включив в него, прежде всего
изучение религии своего народа, во-вторых,
ознакомление подростков с верованиями
других этносов, проживающих в России.
При этом важно, чтобы чужая вера
освещалась как мировоззрение, составляющее
основу национальной культуры, когда
определяются, особенно на ранних этапах
развития общества, ценностные ориентации,
образ жизни и ментальность народа.
Важную
роль в приобщении к культурам, решении
проблем взаимопонимания и
Изучение
языков представляет собой один из
наиболее действенных путей воспитания
в духе терпимости и взаимопонимания.
Ведь лишь владение языком иной культуры
открывает возможность для ее
всестороннего и достоверного понимания.
В связи
с этим предлагается в качестве факультативных
занятий изучать языки
Необходимо
особое внимание обратить на воспитание
исторической памятью, правдой о
становлении и развитии нашего многонационального
государства, что приобретает особую
важность для установления объективной
истины, формирования личной позиции.
В педагогическом аспекте единство
исторического знания и культуры
обозначает незыблемость межкультурных
и межнациональных связей, способствует
взаимопониманию и
Могут
быть созданы исследовательские
группы школьников по изучению конкретных
вопросов, связанных с культурой
разных народов. Знать как можно
больше о других народах - это основа
формирования культуры межнациональных
отношений в любом возрасте. К
тому же совместная групповая работа
сплачивает классы, детские коллективы
и учит работать сообща, вместе, организованно.
Не менее
важными средствами усвоения знаний
служат игры и игрушки, особенно эффективные
при работе с младшими школьниками.
Игра - важнейшая сфера
Также
необходимо устраивать частые посещения
учениками краеведческих и
Проведение
выше представленных мероприятий и
осуществление программы в
Подводя
итоги, нужно сказать, что воспитание
национальной толерантности со школьных
лет это залог получения в
дальнейшем полноценной, развитой личности,
толерантной и гуманной. А главное
выработка иммунитета к различным
вредоносным попыткам повлиять на умы
молодого поколения различных
Заключение
В результате
исследования мы пришли к следующим
выводам:
1) Межэтнические
конфликты являются важной
2) Межэтнические
конфликты множественны по
Информация о работе Национальные конфликты как социальное явление