Национальные конфликты как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы являются социальные конфликты в обществе.

Предметом исследования выступают национальные конфликты как одно из проявлений социального конфликта.

Цель данной работы - рассмотреть национальные конфликты как социальное явление, разработать авторскую программу по воспитанию толерантности у школьников.

Оглавление

Введение

Глава 1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины

Глава 2. Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов

2.1 Национальная политика как условие предотвращения национальных конфликтов

2.2 Правовые основы разрешения национальных конфликтов

Глава 3. Авторская программа «Воспитание национальной толерантности у школьников»

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Национальные конфликты как социальное явление 37.docx

— 52.32 Кб (Скачать)

Основной  принцип современной государственной  национальной политики - равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям. Можно выделить и другие принципы, которые могут быть положены в основу государственной национальной политики: 

1) принцип  национального паритета и межнационального  партнерства - состоит в признании  всех народов России государствообразующими и в утверждении того, что ни один народ не может обладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами; 

2) принцип  национальной самоорганизации - означает создание государством  условий, позволяющих представителям  разных народов самостоятельно  определять и реализовывать свои  национально-культурные потребности; 

3) принцип  национального патернализма - состоит  в обязанности властей всех  уровней защищать права человека  в национальной сфере и оказывать  поддержку наименее защищенным  этническим группам, категориям  этнических беженцев, переселенцев. 

В национальной политике наиболее выделяются два аспекта: политический и культурный. Политический аспект представлен через деятельность государственных, в том числе и местных, органов власти, например, через выделение соответствующих статей в бюджетах, законодательные акты, постановления по конкретным проблемам (например, о возвращении культовых зданий, открытии классов или национальных школ). 

Культурный  аспект - это непосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций, национальных школ, прессы и т.п. Национально-культурная автономия может рассматриваться  как элемент гражданского общества. Это экстерриториальное образование, она не наделяется какими-то властными  полномочиями, а деятельность ее определяется в области этнокультурных проблем. В качестве примера можно привести факт, что только в Краснодарском крае в 2003 году в управлении юстиции зарегистрированы три грузинских национально-культурных общественных объединения: в Новороссийске - Грузинское культурно-просветительское общество “Сакартвело”, существующее с 1997 года, в Краснодаре - Краснодарская региональная общественная организация «Грузинская община “Иверия”», с 1999 г., в Сочи - Краснодарская краевая общественная организация «Грузинский культурный центр “Иверия”», с 1999 г.) 

Национальная  политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет  отражать всё многообразие интересов  народов России, в том числе  и самые главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать  обществом и государством следующие  задачи: 

1) формирование  и распространение идей духовного  единства, дружбы народов, межнационального  согласия, культивирование российского  патриотизма; 

2) распространение  знаний об истории и культуре  народов, населяющих Российскую  Федерацию; 

3) сохранение  исторического наследия, развитие  национальной самобытности традиций  взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других  народов России в российском  евразийско-национально-культурном  пространстве, создание в обществе  атмосферы уважения к их культурным  ценностям; 

4) обеспечение  оптимальных условий для сохранения  и развития языков всех народов  России, использование русского  языка как общегосударственного; 

5) укрепление  и совершенствование национальной  общеобразовательной школы как  инструмента сохранения и развития  культуры и языка каждого народа, наряду с воспитанием уважения  к культуре, истории, языку других  народов России, мировым культурным  ценностям; 

6) учёт  взаимовлияния национальных обычаев,  традиций и обрядов религии,  поддержка усилий религиозных  организаций в миротворческой  деятельности Акиева М.Х. Взаимодействие культур как фактор политической консолидации общества / Духовно-культурные процессы в современной России. - М.: ИНФРА-М, 1998, С. 25. . 

Наибольшее  политическое значение имеет государственный  язык, которому государство оказывает  поддержку и развивает его. В  нем усматривается сила, обеспечивающая стабильность и единство общества. Знание государственного языка во многих странах входит в круг требований, необходимых для получения гражданства. По Конституции 1993 года, государственный  язык России - русский, хотя республики могут устанавливать свои официальные  языки. Как средство межнационального общения язык должен быть приемлемым для всех этносов. Языковая политика - деятельность государства и других политических сил по установлению статуса  языка в обществе. Наибольшей силой  отличается языковая политика в отношении  государственного языка, который является монополией официальной сферы коммуникации, всячески поддерживается и стимулируется государством. С этой целью создаются соответствующие структуры -- переводческие, документооборота, вводятся экзамены на доступ к административным должностям и т. п. В любом государстве языковая политика всегда есть отражение политики государства. 

Русский вопрос - самый важный в рамках российского  национального вопроса. Согласно международным  нормам, государство, в котором не менее 67% населения представлено одной  национальностью, является мононациональным. С этой позиции, Россия - хоть и полиэтническое, но мононациональное государство. Русский  народ, составляя большинство населения  страны, является в России системообразующей  нацией. От положения и национального  самочувствия русских во многом зависит  национальная безопасность государства  в целом. У русских сейчас на первом месте стоят задачи улучшения  их положения в обществе, т.е. повышения  качества жизни по всему спектру  существующих проблем национального  бытия - от социально-экономических до духовно-нравственных. Причём доминирующими являются потребности повышения национальной солидарности и уровня государственной защищённости русских. 

Русская проблема имеет сейчас несколько  основных проявлений. Это продолжающийся отток русского населения из большинства  регионов России, нарушающий сложившийся  баланс этнополитических сил и интересов. И недостаточное участие русских  в политической жизни ряда регионов, включая и те, где они являются численно наибольшей этнической общностью, как по причине существующих в  некоторых республиках политико-правовых ограничений, так и в силу собственной  слабой политической активности и самоорганизации. И проблема адаптации вынужденных  переселенцев из других стран к новым  условиям проживания в регионах России. А также ухудшение общего психологического самочувствия русских. 

Также предметом особого внимания национальной политики должны стать нерегулируемые этнические миграции, как продолжающийся отток ряда этнических групп за пределы  России, так и нелегальный приток мигрантов из-за рубежа. 

2.2 Правовые  основы разрешения национальных  конфликтов 

В настоящей  конституции РФ говорится о равенстве  прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения  к религии. «Запрещаются любые формы  ограничения прав граждан по признакам  социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»  Конституция Российской Федерации. - М.:Проспект, 1997, С. 8. (статья 19), то есть предусматривается, что государство должно создавать для народов равные социальные и политические условия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру. 

Основное  достижение российской национальной политики 90-х годов XX века состоит в разработке “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, которая  была одобрена Постановлением Правительства  России в мае 1996 года и утверждена Указом Президента России № 909 от 15 июня 1996 года. В этой концепции выделяются такие узловые проблемы, которые  требуют решения: 

1) развитие  федеративных отношений, обеспечивающих  гармоничное сочетание субъектов  РФ и целостности российского  государства; 

2) развитие  национальных культур и языков  народов России, укрепление духовной  общности россиян; 

3) обеспечение  политической и правовой защищенности  малочисленных народов и национальных  меньшинств; 

4) достижение  и поддержка стабильного, прочного  межнационального мира и согласия  на Северном Кавказе; 

5) поддержка  соотечественников, проживающих  в странах СНГ и Балтии, содействие  развитию связей с нашими соотечественниками  из стран ближнего зарубежья; 

В целом  концепция государственной национальной политики имеет прогрессивный характер, но и отличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности в плане  урегулирования и решения многообразных  этнических проблем, а в некоторых  ситуациях даже усугубляет их. Существует тенденция подмены национальной политики решением конфликтных проблем  на межнациональной почве. Но национальная политика в принципе не может быть направленной на решение проблем  сегодняшнего дня, быть мерами временного характера, пусть и актуальными  для страны. 

Концепция сыграла важную роль в оздоровлении межнационального климата, построении гармоничного гражданского общества на принципах равноправия народов. Многие предусмотренные ею задачи выполнены: создана правовая база для регулирования  федеративных и национальных отношений; внедрен институт национально-культурной автономии, позволяющий гражданам  Российской Федерации, принадлежащим  к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, решать вопросы сохранения и развития своей  самобытности, традиций, языка, культуры, образования. 

Отдельные задачи, предусмотренные Концепцией, сохраняют свою актуальность и по сей день, оставаясь нереализованными. Так, не разрабатываются и не финансируются предусмотренные Концепцией федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации. 

Реализующаяся в настоящее время в России концепция государственной национальной политики составляет теоретическую  основу государственного регулирования  межнациональных отношений. 

Однако  принятие базового федерального закона в сфере национальной политики затягивается. Если ранее его отсутствие частично компенсировалось наличием Концепции  государственной национальной политики, то со временем ее актуальность становится все менее значимой, а потребность  разработки и принятия закона об основах  национальной политики - очевидной. 

Помимо  данной Концепции в сфере национальной политики реализуются такие законы как: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", в котором определяются правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создаются правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан  Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Раскрывается понятие национально-культурной автономии как объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей  территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурной автономии  предоставляются гарантии поддержки  со стороны органов государственной  власти, даются права на создание собственных  средств массовой информации, образовательных  учреждений, на участие в международных  неправительственных организациях. 

В национальной политике России остро стоит проблема коренных малочисленных народов. В  России к коренным малочисленным  народам, согласно Единому перечню  коренных малочисленных народов  РФ, утвержденному Постановлением Правительства  РФ от 24 марта 2000 года № 255, отнесены 63 народа. Это особая группа этносов, проживающих  в местах традиционного расселения их предков. Этим народам присущи  своеобразие языка, культуры, хозяйственной  деятельности и образа жизни в  целом, несущее на себе отпечаток  природных условий и исторического  пути развития. В последние годы созданы законодательные основы правового статуса коренных малочисленных  народов. В 1993 году права этих народов  впервые были закреплены на конституционном  уровне, когда государство гарантировало  их права в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69). В 1999 году принят федеральный закон “О гарантиях  прав коренных малочисленных народов  РФ” и в 2000 году - федеральный  закон “Об общих принципах  организации общин коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока”. Но, несмотря на все недостатки законодательства, более серьезной  проблемой является его осуществление  на практике. 

Информация о работе Национальные конфликты как социальное явление