Национальные конфликты как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы являются социальные конфликты в обществе.

Предметом исследования выступают национальные конфликты как одно из проявлений социального конфликта.

Цель данной работы - рассмотреть национальные конфликты как социальное явление, разработать авторскую программу по воспитанию толерантности у школьников.

Оглавление

Введение

Глава 1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины

Глава 2. Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов

2.1 Национальная политика как условие предотвращения национальных конфликтов

2.2 Правовые основы разрешения национальных конфликтов

Глава 3. Авторская программа «Воспитание национальной толерантности у школьников»

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Национальные конфликты как социальное явление 37.docx

— 52.32 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Национальные  конфликты как социальное явление 

Содержание 

Введение 

Глава 1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины 

Глава 2. Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов 

2.1 Национальная  политика как условие предотвращения  национальных конфликтов 

2.2 Правовые  основы разрешения национальных  конфликтов 

Глава 3. Авторская программа «Воспитание  национальной толерантности у школьников» 

Заключение 

Список  используемой литературы 

Введение 

Актуальность  изучения этнических конфликтов в последние  десятилетия обусловлена трудноразрешимостью подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Это косовский, карабахский, грузино-абхазский кризисы и другие. Для Российской Федерации данная проблема также одна из наиболее серьезных. Можно уже говорить о том, что один из конфликтов, развернувшихся на территории России - чеченская война, в основе которой лежит, в том числе этническая компонента, - одно из крупнейших политических событий конца ХХ века. 

Межнациональный конфликт - это нежелательное явление  в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем  общественной жизни людей различных  национальностей. Погасить разразившийся  конфликт крайне трудно, он может длиться  месяцы, годы; затухать, затем разгораться  с новой силой. Негативные последствия  межнациональных конфликтов не исчерпываются  прямыми потерями, они осложняются  большими потоками беженцев. Все это  может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций. 

Объектом  данной работы являются социальные конфликты  в обществе. 

Предметом исследования выступают национальные конфликты как одно из проявлений социального конфликта. 

Цель  данной работы - рассмотреть национальные конфликты как социальное явление, разработать авторскую программу  по воспитанию толерантности у школьников. 

Для достижения данной цели выдвигаются следующие  задачи: 

1) рассмотреть  понятие, сущность, причины национальных 

конфликтов; 

2) проанализировать  способы предупреждения и разрешения  национальных конфликтов; 

3) создать  авторскую программу «Воспитание  национальной толерантности у  школьников». 

Теоретической основой послужили работы таких  авторов, как Акиевой М. Х., Козера Л., Осипова А. Г., Маценова Д. В., Платонова Ю. В., Тишкова В. А., Торшина А. П., Байбородовой Л. В., Кокшарова Н. В. 

Правовой  основой работы послужили такие  документы как Конституция Российской Федерации, ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов  Российской Федерации", ФЗ "О государственной  политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", ФЗ "О национально-культурной автономии", ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", Единый перечнь коренных малочисленных народов РФ, “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, Закон Саратовской области «Об областной целевой программе «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы». Таким образом, всего 8 нормативных источников. Общее количество использованных в работе источников составило 17. 

Структура работы состоит из 3 глав (2 теоретические  и авторская программа), 2 параграфов, введения и заключения. Авторская  программа направлена на воспитание национальной толерантности у школьников. И призвана сформировать у них чувства и сознания граждан мира. 

Глава 1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины 

Одна  из фундаментальных потребностей человека -- потребность принадлежности к какой-либо общности -- семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я -- русский» или «я -- украинец» -- это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей -- этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов. 

Несмотря  на уже довольно долгую историю науки  этнологии общепризнанного понятия  «этнос» так и не выработано. Разные этнологические школы выдвигают  на первый план то объективные факторы  формирования этносов (связь с природной  средой, общность территории, языка), то субъективные (самоназвание, общность духа, религии, чувство солидарности), то природные, то исторические. В. А. Тишков предлагает следующее определение: «Этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной  культуры, которая поддерживается определенными  кругами внутриэтнической информационной структуры (языковые, родственные или другие контакты)» Тишков В. А. Социальное и национальное в историко-антронологической перс-пективе // Вопросы философии.-1990. -№12.-С. 8.. 

Этническая  идентичность задается, прежде всего, внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются  языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими, религиозными и прочими  средствами культуры. Дополнительные прочность и единство этносу придают  общность истории и сплоченность вокруг общих символов. 

Наряду  с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово  используется, например, в названии -- Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому, что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация -- это этнос, обретший свою государственность. 

Только  при этом надо обязательно подчеркнуть, что границы между государствами  никогда точно не совпадали с  границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне). А логика становления крупных  государств диктовала необходимость  объединения множества этносов  под одну государственную «крышу». Например, американцы (граждане США) -- это одна нация. Хотя этносов в ней перемешано множество. 

В сегодняшнем  мире насчитывается около 200 суверенных государств. «На подходе» -- еще примерно столько же (имеются в виду этносы, официально заявившие о своих притязаниях на самостоятельную государственность). А всего этносов, по некоторым оценкам, более 5000. В одной только России их около тысячи. 

И естественно  между этническими общностями существовали и существуют конфликты и столкновения интересов. Существуют самые разные точки зрения на суть, происхождение, структуру, типологию конфликтов. Одни исследователи считают конфликт логическим концом, предельным случаем  обострения противоречий, другие называют его особым видом социального  взаимодействия, третьи - социальной болезнью, четвёртые - нормальным состоянием динамического  общества Платонов Ю.В. Социальные конфликты  на производстве // Социс.- 1991.- № 11.- С. 20.. В принципе, любое из этих пониманий конфликта содержит в себе рациональное зерно, и не следует отбрасывать его с ходу. Однако необходимо помнить, что хотя чаще всего национальный конфликт рассматривается лишь как частный случай социального конфликта, он всё же обладает рядом специфических черт. 

Понятие «этнический конфликт» - шире понятия  «национальный конфликт», поскольку  к числу субъектов конфликта  относит не только нации, но и любой  тип этноса (племя, народность и т.д.). 

Понятие «межнациональный конфликт» - напротив, более узкое, поскольку акцентирует  внимание только на одной стороне  национального конфликта - внешней, в то же время не включает рассмотрение внутринациональных конфликтов. 

Понятие «межэтнический конфликт» подразумевает  внешний аспект этнического конфликта. Наконец, понятие «национально-этнический конфликт» представляет одну из сторон национального конфликта, а именно - этническую сторону. Но национальный конфликт может быть не только национально-этническим, но и национально-политическим, национально-конфессиональным и т.д. 

Национальный  конфликт в целом можно определить как особую разновидность социального  межгруппового конфликта, когда  группы с противоположными интересами (или с интересами, которые осознаются как противоположные) поляризуются друг против друга по национальному  признаку. 

Корни национальных конфликтов находятся, как  правило, в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако национальные конфликты имеют  и свою определённую внутреннюю логику развития. Нельзя не учитывать влияния  психологических факторов, мощь эмоционального потенциала национального самосознания. 

Национальный  конфликт всегда формируется в определённой ситуации, содержащей проблему (или  проблемы), т. е. такие противоречия, которые представляются данным национальным группам (этническим общностям) как  значимые для них противоречия между сущим и должным. Конфликтная ситуация есть «совокупность факторов и предпосылок (включая определённое состояние массового сознания) конфликта, выступающего как форма межэтнических отношений» Осипов А.Г. К вопросу о генезисе межэтнических конфликтов. Этнические конфликты в СССР: Причины, особенности, проблемы изучения. - М.: ИЭА РАН, 1991, С. 33. . 

Конфликтная ситуация порождается обычно резко  противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов сторон, или разнонаправленными целями, или  взаимно неприемлемыми средствами достижения поставленных целей. 

Развитие  конфликтной ситуации начинается обычно с роста этноцентризма, который имеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при достаточно развитом национальном самосознании. Этноцентризм есть такая позиция, при которой своё национальное рассматривается как средоточие всего позитивного, а всё инонациональное - как отклонение от нормы. Нарастанию напряжённости конфликтной ситуации способствует усиление негативных этнических стереотипов, т.е. оценочных суждений представителей одних народов о представителях других. Эти суждения отражают прошлый и настоящий опыт контактов между народами и могут носить как положительную, так и отрицательную эмоциональную окраску. В последнем случае наступает межнациональное отчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданным образом. 

Непосредственным  источником этнического конфликта  является столкновение национальных интересов, т.е. экономических, политических, социальных и т.д. интересов, но под углом  зрения гипертрофированного национального  самосознания. На практике, как правило, "общие национальные интересы", принимая самодовлеющую форму, оказываются оторванными от действительных индивидуальных и групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодаря значительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большей части нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или мнимой) этим интересам. 

Структура национального конфликта включает в себя такие составляющие как: объект конфликта (противоречия, порождающие  конфликтную ситуацию), субъекты конфликта (стороны, оппоненты), основу конфликта (конфликтную ситуацию). 

Однако  чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс - инцидент. В случае национального конфликта таким  инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов (как правило, сначала одного из них), направленные на осуществление своих интересов  путём ущемления и ограничения  интересов другой стороны (экономических, политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т.д.). Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидент можно считать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становится реальным. 

Информация о работе Национальные конфликты как социальное явление