Национальная политика в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:41, научная работа

Краткое описание

Цель исследования национальной политики состоит в том, чтобы разобраться в проблемах данного вопроса, выявить проблемы и пути
их решения. Например, в условиях царского самодержавия национальная политика была направлена на официальном уровне, прежде всего
на удержание в покорности и в подданстве "инородцев" и на их ассимиляцию. При социализме основные усилия направлялись на удержание всех, а не только "инородцев", в покорности. Таким образом, шла своеобразная ассимиляция, которая выражалась в попытках растворения национальн

Оглавление

Введение 3

Основная часть:

1. Теоретико – прикладные подходы к исследованию национальной политики в современной России 5

1.1. Теоретические основы национальной политики как социального

явления 5

1.2. Факторы и условия, определяющие содержание и характер национальной политики в современной России 10

2. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации 15

3. Пути реализации «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 25

Заключение 32

Список литературы 34

Файлы: 1 файл

научка.docx

— 64.49 Кб (Скачать)

     В Концепции даны рекомендации Правительству  Российской Федерации и органам  государственной  власти субъектов  Российской Федерации по реализации государственной национальной политики.

     В документе определены государственные  органы, которым вменяется выработка  и реализация государственной национальной политики. Говорится о повышении  роли Министерства Российской Федерации  по делам национальностей и федеративным отношениям. К сожалению,  
это министерство, выполнявшее роль координатора по программе реализации Концепции государственной национальной политики было ликвидировано, оставлен лишь пост министра.

    1. Пути реализации «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»
 

     Поступательное  развитие Российской Федерации как  многонационального, демократического, правового, государства, обеспечение  её национальной безопасности и сохранение территориальной целостности возможны только в условиях межнационального мира  
и согласия. История свидетельствует, что многонациональность России всегда была её богатством и уникальностью. У нас многонациональность  
не конгломерат народностей, как, пример, в США, а веками сложившаяся общность народов, населявших определённые территории государства  
и живших бок о бок. Разумное и бережное распоряжение этим богатством – огромный потенциал единства и благополучия нашей страны.

     Утверждение Концепции государственной национальной политики Российской Федерации является свидетельством того, что проблемы национального развития народов  России и гармонизации межнациональных  отношений встали в ряд приоритетных направлений государственной политики нашей державы.

     Реализация  Концепции государственной национальной политики должна способствовать укреплению внутренней безопасности государства.

     Проекты, планы, предначертания даже самые совершенные, лишь тогда могут воздействовать на действительность, когда будут  воплощены  
в практические дела. Это в полной мере относится к реализации рассмотренной выше Концепции.

     Реализация  её начата уже с момента утверждения  и распространения, как в виде служебного издания для институтов государственных органов власти, так и в виде публикации в органах  печати. Работники государственного аппарата, как в Федеральном центре, так и в субъектах Российской Федерации, получили долго ожидаемый  ориентир для практической деятельности по многим функциональным направлениям работы в многонациональной державе. Накопившийся со времени принятия Концепции опят показывает, что она не стала декларацией, а является востребованным обществом, действующим документом.

     Правительством  Российской Федерации в апреле 1997 г. Был утверждён план первоочерёдных мероприятий по реализации Концепции  государственной национальной политики.

     При реализации Концепции особого внимания потребовал ряд направлений деятельности, среди которых важное место занимает разработка мер общеполитического  характера. Такие задачи призвана решать, созданная по инициативе Сенежского форума Ассамблея зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации как общероссийская общественная организация, имеющая на 2000 г. 64 региональных отделения. Избраны руководящие  органы Ассамблеи народов России. 20 апреля 1999 г. Состоялся 1 Съезд Ассамблеи  народов России.

     Первостепенное  значение имеет законотворческая работа  
по проблемам совершенствования федеративного устройства и гармонизации национальных отношений. Основополагающей частью реализации Концепции является создание правовой базы регулирования национальных отношений. В качестве первоочерёдных мер, предпринятых в этом плане, явилась разработка совместно с Комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Миннацем России, наряду  
с другими министерствами и ведомствами законопроектов, предмет которых – регулирование различных аспектов федерализма, защита национальной чести и достоинства, реабилитации представителей этнических меньшинств, депортированных из бывших союзных республик и принявших российское гражданство.

     Была  предусмотрена работа над более  двенадцатью законопроектами,  
в том числе, над законопроектом «Об основах национальных отношений  
в Российской Федерации», который позволил бы оформить существующую практику регулирования национальных процессов в обязательные нормы  
и положения. Ведь положения Концепции – это ещё не закон.

     Одним из направлений проведения в жизнь  Концепции является подготовка и  реализация федеральных и региональных программ  
по социально-экономическому и национально-культурному развитию субъектов Российской Федерации и отдельных народов России.

     В свете Концепции предпринимаются  неотложные меры  
по стабилизации этнополитической ситуации в стране и отдельных  
её регионах.

     Большое внимание уделяется нормализации обстановки в Чеченской республике, в частности  проведения там референдума.

     Осуществляется  также научно-аналитическое, информационное обеспечение государственной национальной политики. В реализации этих мероприятий  принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ряд  научных учреждений, в частности  РАГС  
при Президенте Российской Федерации, Институт этнологии и антропологии РАН и другие научные учреждения.

     Одним из важных направлений деятельности государственных органов является поддержка СМИ на национальных языках, на языках коренных малочисленных народов  России. На 59 национальных языках народов  России издаётся 299 газет и 107 журналов. Значительную роль в освещении государственной  национальной политики играют региональные телерадиокомпании. В Российской Федерации  вещание ведётся по радио –  
на 43, по телевидению -  на 33 национальных языках.

     Тематика  вещания охватывает весь спектр общественно  – политической и культурной жизни  республик, краёв и областей, причём особое внимание уделяется проблемам  национальной культуры, сохранения традиций и обычаев истории взаимодействия и сотрудничества малых этносов  с другими народами России.

     Существенное  значение в деле реализации Концепции  имеет  
и кадровое обеспечение задач, определённых Концепцией. Положительным является то, что в свете Концепции в государственные стандарты включены требования знания выпускниками высших учебных заведений основных целей и задач государственной национальной политики, формирования  
у  них навыков дружелюбного поведения при общении  в межнациональной среде. Эти требования учтены и в учебной программе Московского социально- экономического университета, где стал преподаваться курс «Основы национальной и региональной политики».

     В утверждённом государственно образовательном  стандарте дополнительного профессионального  образования (повышение квалификации или переподготовка) федеральных  государственных служащих выделено направлении  «Государственное  строительство и управление»,  
в котором рассматриваются задачи реализации государственной национальной политики Российской Федерации. В регионах, например,  
в таких субъектах Российской Федерации, как республики Алтай, Башкортостан, Бурятия, Северная Осетия – Алания, а так же в Краснодарском крае, Иркутском и Магаданской областях в системе дополнительной профессиональной переподготовки и повышения квалификации основная масса государственных служащих прошла обучение по данной специализации7.

     При реализации Концепции встретились  и определённые затруднения, связанные, прежде всего, с финансированием. Так, например, уже в 1998 году была упразднена Правительственная комиссия по реализации Концепции государственной национальной политики. Упразднено Министерство по делам национальностей, (сейчас идёт процессов воссоздания Министерства по региональным делам). Приостановлена была деятельность Фонда национально-культурного  возрождения народов России. Приостанавливалась деятельность Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (но опять возобновилась). Большие сложность с разработкой и реализацией федеральных целевых программ,  
с обеспечением их финансовыми ресурсами.

     Тем не менее, усилиями министерств и  ведомств некоторые направления  по реализации Концепции претворяются в жизнь.

     Определённая  работа ведётся по оказанию помощи нашим соотечественникам за рубежом. Эта работа определена в качестве самостоятельного направления государственной  политики России, начиная  
с 1994 г., с момента выхода соответствующего Указа Президента Российской Федерации. В его содержании отражены меры, обеспечивающие разработку и реализацию программ поддержки национально-культурной самобытности соотечественников за рубежом, включающие: организацию и проведение акций переподготовки учителей гуманитарных предметов русских школ, стран СНГ и государства Балтии, а регионах России на базе институтов повышения квалификации работников образования, курсы повышения квалификации (для свыше 1 тыс. учителей); поставлялись сотни тысяч учебников для русской диаспоры в других странах; организован отдых детей  соотечественников из социально незащищённых семей в регионах России (Смоленская, Омская, Псковская, Воронежская, Московская области, Краснодарский край, Республика Дагестан) с охватом более тысячи детей  
и другие мероприятия.

     Некоторые подвижки имеются и в регионах. В ряде субъектов Российской Федерации  и региональных бюджетах начинают предусматриваться  пусть незначительные, но всё же целевые средства  
на реализацию вопросов национально-культурного развития   
и межнационального сотрудничества народов. И всё же, в большинстве субъектов Российской Федерации уповают на отчисление из федерального бюджета.

     Дальнейшая  реализация Концепции государственной  национальной политики Российской Федерации  должна осуществляться по следующим  направлениям:

     -   разработка и реализация федеральных и региональных программ по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации;

     - совершенствование правовой базы в сфере национальных отношений и исполнение уже действующих законов;

     -   формирование национальных кадров с российским государственным самосознанием;

     - создание исполнительного инструментария реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации в сфере науки, образования и культуры;

     - создание федерального информационного пространства межнационального общения, формирование общественного мнения в духе сотрудничества, солидарности и дружбы народов России;

     - действенная защита прав человека и всех национальностей;

     - государственная поддержка национально-культурного  развития русского народа –  самого многочисленного народа  Российской Федерации, основной  опоры российской государственности;

     - осуществление государственной  поддержки сохранения и развития  культур и языков народов и  этнических групп (национальных  меньшинств) России;

     - взаимодействие органов государственной  власти всех уровней  
в разработке и реализации региональных программ и мероприятий национально-культурного развития народов и межнационального сотрудничества;

     - активное привлечение национальных  общественных объединений  
к осуществлению национальной политики.

     Национальная  политика только тогда станет действенным  инструментом обеспечения стабильности в нашей стране, когда получит  должное правовое, финансовое, организационное обеспечение  
и информационную поддержку.

     Состояние межнациональных отношений, успешность реализации национальной политики зависят  не только от государства и его  органов,  
от деятельности других элементов политической системы, но и от усилий всех граждан страны. Здоровая межнациональная атмосфера в своих,  
как правило, многонациональных, коллективах формируется нами.  
Из «климата» первичных коллективов складывается общая «погода» всей страны.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Национальная политика в современной России