Национальная политика в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:41, научная работа

Краткое описание

Цель исследования национальной политики состоит в том, чтобы разобраться в проблемах данного вопроса, выявить проблемы и пути
их решения. Например, в условиях царского самодержавия национальная политика была направлена на официальном уровне, прежде всего
на удержание в покорности и в подданстве "инородцев" и на их ассимиляцию. При социализме основные усилия направлялись на удержание всех, а не только "инородцев", в покорности. Таким образом, шла своеобразная ассимиляция, которая выражалась в попытках растворения национальн

Оглавление

Введение 3

Основная часть:

1. Теоретико – прикладные подходы к исследованию национальной политики в современной России 5

1.1. Теоретические основы национальной политики как социального

явления 5

1.2. Факторы и условия, определяющие содержание и характер национальной политики в современной России 10

2. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации 15

3. Пути реализации «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 25

Заключение 32

Список литературы 34

Файлы: 1 файл

научка.docx

— 64.49 Кб (Скачать)

         В концепции отмечено, что национальная политика  может стать консолидирующим  фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь  в своём арсенале чёткие механизмы  их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций  органов государственной власти, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанная на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях5.

     Второй  раздел – Принципы государственной  национальной политики.

Основными принципами государственной национальной политики  
в Российской Федерации  являются:

  1. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо  
    от его расы, пола, национальности, языка, Отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
  2. Запрещение любых форм ограничения прав граждан  
    по признакам социальной, расовой, национальной, языковой  
    или религиозной принадлежности.
  3. Сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации.
  4. Равноправие всех субъектов Российской Федерации  
    во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
  5. Гарантия прав коренных малочисленных народов  
    в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права  
    и международными договорами Российской Федерации.
  6. Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.
  7. Содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации.
  8. Своевременное  мирное разрешение противоречий и конфликтов
  9. Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной  
    и религиозной розни, ненависти либо вражды.
  10. Защита прав и интересов граждан Российской Федерации  
    за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих  
    в зарубежных странах в сохранении  и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении из связей с Родиной  
    в соответствии с нормами международного права.

     Третий  раздел – Основные цели и задачи государственной национальной политики.

     Основные  цели. В Концепции говорится, что  основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят  
в обеспечении условий для полноправного социального  национально-культурного развития всех народов, упрочнении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью. Солидарность не только текущая, неотложная, задача национальной политики, как это значится в Концепции, но и коренной её принцип.

     Основные  неотложные задачи национальной политики.

  1. В политической и государственно-правовой сфере:
  2. Формирование Федерации, которая отвечала  
    бы современным социально – экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, путям развития и углубления федеративных отношений;
  3. Создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;
  4. Объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей  
    и вероисповеданий, укрепления взаимоотношения между ними; и т.д.
  5. В социально-экономической сфере:
  6. Реализация экономических интересов народов  
    в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учёта их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;
  7. Выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
  8. Рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных её регионов; и т.д.
  9. В духовной сфере:
  10. Формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирования чувства российского патриотизма;
  11. Распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
  12. Сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских  
    и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям; и т.д.

     Раздел  четвёртый – Совершенствование  федеративных отношений.

     Отмечается, что совершенствование федеративных отношение входит  
в число приоритетных задач внутренней политики и призвано реализовать  
на практике конституционные принципы федерализма, особенно принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации в отношениях  
с федеральными органами государственной власти, обеспечивать равенство всех национальных общностей в каждом субъекте Российской Федерации  
и в России в целом при осуществлении ими своих социально-экономических, политических и национально-культурных прав.

     Оптимизация федеративных отношений не преследует цель «губернизации» республик или  наоборот «республиканизации» краёв  
и областей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал.

     Для развития федеративных отношений необходимо:

  1. Принятие федеральных законов, заключение договоров  
    и соглашений, конкретизирующих принципы организации  
    и взаимодействия федеральных органов государственной власти  
    и органов государственной власти субъектов Российской Федерации  
    в целях укрепления общероссийской государственности и повышения самостоятельности субъектов Российской Федерации;
  2. Совершенствование механизма учёта интересов субъектов Российской Федерации на федеральном уровне, расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение их ответственности за положение дел и не только в своём регионе, но и в стране; и т.д.

     Развитие  федерализма предполагает учёт региональных особенностей при проведении экономических  реформ и обуславливает необходимость  межрегионального сотрудничества для  обеспечения стабильности  
в обществе, в том числе  в сфере национальных отношений.

       Раздел пятый – Национально-культурное  самоопределение (национально-культурная  автономия).

     Национальная  политика должна выражать интересы граждан  обеспечивать реализацию предусмотренных  Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться  
на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации с учётом разрозненного проживания многих народов на её территории.

     Одной из таких форм самоопределения должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным  национальным общностям, а частности  малочисленным, разрозненно расселенным  народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей  самобытности, традиций, языка, культуры, образования6.

     Важная  роль в становлении и развитии национально-культурной автономии  принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно  выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учёту их национально-культурных запросов.

     Органы  государственной власти призваны оказывать  содействие созданию правовой базы становления  и функционирования различных форм национально-культурной автономии  на федеральном, региональном  
и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей, в частности посредством предоставления гарантий национального равноправия, удовлетворения  информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граждан, связанных  
с их национальной принадлежностью.

     Раздел  шестой - Основные направления региональных программ государственной национальной политики.

     В Концепции говорится о необходимости  объединения усилий органов государственной  власти, органов местного самоуправления и национальных общностей в достижении общей цели улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов Российской Федерации. В основу создаваемых в стране как Федеральных программ социально-экономического и национально-культурного развития народов, так и соответствующих программ субъектов Российской Федерации, должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовного взаимообогащения граждан всех национальностей.

     Концепция уделяет большое внимание русскому народу. Межнациональные отношения  в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности и  интересы русского народа должны в  полной мере найти отражение  в  федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической  
и культурной жизни республик и автономных образований.

     Существенное  внимание в Концепции уделено  малочисленным народам - созданию условий  для их равноправного участия  в управлении государственными и  общественными делами, развитию традиционных  
для них отраслей хозяйства, духовного возрождения, сохранения и развития национальной культуры, родного языка. Особое внимание обращено  
на коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.  
На первый план здесь выдвинуты социальные и экологические проблемы, проблемы сохранения их языка и культуры. Определены особенности учёта специфики этих регионов в бюджете и меры по обеспечению жизнедеятельности малочисленных народов Севера.

     Регионом  со сложной этнополитической ситуацией  является Северный Кавказ. При разработке государственной программы развития этого региона необходимо учитывать  его историко-культурную специфику, особое геополитическое положение, а также потребность преодоления  последствий вооружённых конфликтов.

     Говориться  о необходимости разработки специальных  федеральных программ, посвящённых  защите прав и обустройству беженцев  
и вынужденных переселенцев. Требуют своего разрешения ряд проблем репрессированных народов. Указаны меры по их реализации. Нуждаются  
в государственной поддержке соотечественники за рубежом, прежде всего путём оказания им материальной и культурной помощи. Намечены первоочерёдные меры такой поддержки.

     Раздел  седьмой – Механизм реализации государственной  национально политики.

     Проведение  государственной национальной политики осуществляется, прежде всего, посредством  обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов  регулирования межнациональных  отношений, разработки и выполнения государственных программ  
и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.

     Для этого в Концепции определён  комплекс соответствующих мер.

     В частности поставлен вопрос об образовании  Ассамблеи народов России для  налаживания диалога между органами государственной власти  
и национальными общностями, её участия в законотворческом процессе, осуществления миротворческой деятельности. Такая Ассамблея уже функционирует.

Информация о работе Национальная политика в современной России