Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:41, научная работа
Цель исследования национальной политики состоит в том, чтобы разобраться в проблемах данного вопроса, выявить проблемы и пути
их решения. Например, в условиях царского самодержавия национальная политика была направлена на официальном уровне, прежде всего
на удержание в покорности и в подданстве "инородцев" и на их ассимиляцию. При социализме основные усилия направлялись на удержание всех, а не только "инородцев", в покорности. Таким образом, шла своеобразная ассимиляция, которая выражалась в попытках растворения национальн
Введение 3
Основная часть:
1. Теоретико – прикладные подходы к исследованию национальной политики в современной России 5
1.1. Теоретические основы национальной политики как социального
явления 5
1.2. Факторы и условия, определяющие содержание и характер национальной политики в современной России 10
2. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации 15
3. Пути реализации «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 25
Заключение 32
Список литературы 34
1.2. Факторы и условия, определяющие
содержание и характер национальной политики
в современной России
Сегодня
следует четко обозначить государственное
понимание того, что национальная
политика, отвечающая за состояние
и самочувствие народов, за обеспечение
прав и свобод человека и гражданина
единой страны, вкупе с соответствующей
позицией и деятельностью органов
власти в центре и на местах затрагивает
глубинные основы состояния и
перспектив развития наций и межнациональных
отношений. А значит, и всей системы
отношений государственного строительства
и государственной безопасности
многонациональной России, безопасности
духовного развития и социально-политического
самочувствия народов, права и свободы
российских граждан всех национальностей.
Дискомфорт в самочувствии гражданина
в социальной и экономической сфере легче
преодолеть, если он не ощущает дискомфорта
этнонационального. Соответственно выработка
и осуществление последовательно демократической
национальной политики в Российской Федерации
- это одна из коренных задач реформирования
российской государственности, неотъемлемая
часть работы
по демократическому совершенствованию
всех сфер жизни российского общества.
В России еще крайне слабо гражданское
общество.
Возможности
и перспективы национальной политики
в России всегда зависели и зависят,
прежде всего, от позиции и понимания
сложнейших проблем обустройства народов
и культур в российском государстве
первым руководителем страны. И в
нынешних условиях от Президента страны
во многом зависит,
какой быть национальной политике,
какая модель обустройства народов и культур
будет в современной России2.
Животрепещущие,
близкие для многих людей этнонациональные
проблемы должны звучать, прежде всего,
из уст руководителей государства,
чтобы они не стали достоянием
толпы и провокаторов. Важно, чтобы
глава государства российского
чаще использовал в своих
и общественной жизни. И большая надежда
тут на главу государства.
Люди
должны увидеть в Президенте Российской
Федерации своего заступника, гаранта
справедливости и равноправия во
всех сферах жизнедеятельности общества.
Руководители государства, руководители
субъектов Федерации должны как
можно чаще говорить о дружбе, сотрудничестве,
о духовном сотворчестве, общности
и близости народов, культур и
религий России, а не науськивать
их друг против друга, как это иногда,
к сожалению, происходит. В этом плане
предстоит более убедительно
и более корректно проработать
вопросы исторической значимости процессов
самобытного развития каждого народа,
а также формирования многонационального,
но единого в своей
и духовности российского народа. Только
при обеспечении полной гарантии развития
каждого этноса как нации мы имеем шанс
стать нацией - государством3.
В
Российской Федерации концептуально
и конституционно определены базовые
принципы демократической национальной
политики,
ее основные цели и задачи на современном
этапе, конкретные направления
и механизмы реализации государственной
национальной политики. На смену политике
колонизации, ассимиляции, унификации
и патронажа должна прийти политика паритета
и партнерства как в отношениях друг с
другом, так и в отношениях с властью. Нет
необходимости вновь писать очередную
концепцию национальной политики. Теперь
все будет зависеть от позиции
и практических усилий Президента и всех
органов власти в центре и на местах в
сфере федеративных и национальных отношений.
Российский гражданин любой национальности
должен быть уверен в том, что Президент
России - это гарант самобытного и равноправного
развития всех народов страны, гарант
единства и общности их духа как представителей
одного народа, одного государства. Повторяю,
представитель любой из 176 национальностей
России, каждый гражданин страны имеет
право видеть
в Президенте России выразителя интересов
и воли, как своего народа (национальной
воли), так и всего многонационального
(общенациональной, гражданской воли)
народа Российской Федерации. Таков статус
и каждого руководителя в краях, областях,
автономиях и в республиках. Пока,
к сожалению, не все соответствуют этому
статусу даже в своих намерениях.
Президент
Российской Федерации, оставаясь русским,
призван быть
и первым россиянином. Мозаика российского
общества очень богата
в национальном, религиозном, демографическом,
социальном, профессиональном и в иных
измерениях. И задачи органов власти в
центре
и на местах: необходимо дойти до каждой
национальности, до каждого человека,
почувствовать их боль и надежды, помочь
им найти свое место
в многонациональном российском обществе.
Чтобы человек стал патриотом страны,
важно, чтобы он чувствовал себя ее полноценной
частью, равноправной во всех измерениях,
в т.ч. и в национальном, языковом, культурном,
религиозном и т.д. Гражданин не может
быть патриотом своей страны, государства
в полном смысле этого слова, если он в
осуществлении своих повседневных гражданских
прав сталкивается с дискриминацией
по национальному, культурному, языковому,
религиозному и прочим признакам. Гражданин
России, являясь представителем той или
иной национальности, по сути, и по делу
- россиянин. Российский поэт, дагестанец
Расул Гамзатов сказал по этому поводу
буквально следующее: "Многонациональность
в целом, как и отдельные национальные
образования, - это для России вопрос сущности,
а не формы". То есть Многонациональность
присуща каждой клеточке российского
общества. Отсюда комплексный, всеобъемлющий
характер самой национальной политики.
"политикам, государственным деятелям,
законодателю, чиновникам Российской
Федерации важно это: внять, если мы хотим
действительно построить в России демократическое,
стабильное, благополучное государство.
Как говорил в начале века В. Соловьев:
"Национальный
вопрос в России - это вопрос
не о существовании,
а о достойном существовании".
Именно
таким должно быть понимание основ
национальной политики в Российской
Федерации, ее целей и задач. Достойное
существование каждого
Это
вопрос, содержание ответа на который
может во многом определить перспективы
России - и как общества, и как
государства. Нынешнему национальному
патриотизму во многом присуще разобщение
народов и отдельных людей по национальному
и религиозному признакам. Истинный национальный
и государственный патриотизм раскрывает
творческий потенциал каждого народа
и объединяет его
в общегосударственном масштабе. Государство
не может и не должно оставаться посторонним
наблюдателем. Россия действительно нуждается
в безопасном и созидающем, способном
собирать многонациональное российское
общество и государство патриотизме. Нам
нужен просвещенный патриотизм, патриотизм
достоинства каждого народа, каждой культуры,
каждого гражданина, патриотизм собирания
России, ее возвеличивания созидательными
делами, достойным существованием и сосуществованием
народов, культур и граждан страны. Для
обеспечения господства
в общественном и индивидуальном сознании
ценностей такого патриотизма необходимы:
демократизация государственной и общественной
жизни страны, внимательный учет и согласование
интересов, потребностей
и достоинства всех национальностей страны,
выявление и объединение
их самобытного потенциала, налаживание
межнационального сотрудничества и сотворчества,
укрепление единства и жизнеспособности
всего российского государства и общества.
Отсюда роль и значимость последовательной
и систематической работы органов власти
и гражданского общества в центре и на
местах по выработке и реализации национальной
политики современной России. Демократическое
обустройство в едином государстве всех
народов страны - это коренной вопрос российского
государства и общества. В связи с этим
считаю необходимым обозначить
и учесть в современных условиях следующие
направления государственной национальной
политики.
2.
Концепция государственной
национальной политики
Российской Федерации
Национальные
отношения регулируются национальной
политикой. Долгие годы в Российской Федерации
отсутствовал государственный документ,
который бы содержал отправные положения
для проведения такой политики. Государственные
органы, каждый сам по себе, вырабатывал
определённый курс, а некоторые вообще
целенаправленной национальной политикой
не занимались. Многое делалось стихийно,
спонтанно
и, разумеется, неэффективно. Отсутствие
концепции государственной национальной
политики затрудняло процесс становления
Российского федеративного государства,
осуществления проблем и достижения межнационального
согласия. Понимание ущербности такого
положения выдвинуло потребность выработки
общегосударственной концептуальной
линии национальной политики. Учёные и
политики, работники некоторых государственных
органов в течении многих лет трудились
над созданием такого документа. Была
предложена масса различных его вариантов,
велись жаркие споры, дискуссии. Наконец,
проект концепции был разработан. Указом
Президента Российской Федерации от 15
июня 1995 г. №909 была утверждена «Концепция
государственной национальной политики
Российской Федерации»4.
Концепция
государственной национальной политики
Российской Федерации, представляет собой
систему современных взглядов, принципов
и приоритетов в деятельности федеральных
органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской
федерации в сфере национальных отношений.
Концепция учитывает необходимость обеспечения
единства и целостности России в новых
исторических условиях развития российской
государственности, согласование общегосударственных
интересов и интересов всех населяющих
её народов, налаживания
их всестороннего сотрудничества, развития
национальных языков и культур.
Обращено
внимание на то, что государственная
национальная политика основывается на
принципах Конституции
а так же договоров о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина. Концепция имеет семь разделов.
Первый раздел - Современная ситуация в области национальных отношений в Российской Федерации.
Охарактеризуем кратко её содержание.
Российская Федерация - одно из крупнейших
в мире многонациональных государств,
где проживает более ста народов, каждый
из которых обладает уникальными особенностями
материальной и духовной культуры. Преобладающее
большинство народов страны на протяжении
веков сложились как этнические общности
на территории России, и в этом смысле
они являются коренными народами, сыгравшими
историческую роль в формировании российской
государственности.
Факторы, влияющие на национальные отношения. На развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие прошлого.
После
распада СССР начался новый этап
в развитии государства
на основе традиций российской государственности,
принципах федерализма и гражданского
общества. Геополитические и психологические
последствия распада СССР, социально-экономические
и политические трудности переходного
периода обусловили ряд кризисных ситуаций
и сложных проблем в области межнациональных
отношений. Наиболее остро они проявляются
в местностях, соседствующих м зонами
открытых конфликтов, местах сосредоточения
беженцев и вынужденных переселенцев,
в регионах
с проблемами «разделённых народов», на
территориях со сложной социально-экономической,
экологической и криминогенной обстановкой,
в местностях, где ощущается резкая нехватка
ресурсов жизнеобеспечения. Существенную
роль играют такие факторы, как безработица,
особенной
в районах располагающих избыточными
трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность
земельных и других отношений, наличие
территориальных споров, проявление этнократических
устремлений. Рель идёт об устремлениях,
направленных на преувеличения места
и роли своей национальности, этноса. Каждый
из перечисленных факторов находит своё
специфическое проявление в жизни населения
различных регионов,
что требует, помимо общей концепции, разработки
специальных региональных и местных программ.
Концепция указывает на узловые проблемы, требующие решения которыми являются:
Информация о работе Национальная политика в современной России