Молодежные субкультуры в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

У каждой субкультуры есть своя идеология, и не всегда она бывает положительной. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности как члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты изучения молодежных субкультур в современном обществе 5
1.1.Субкультура 5
1.2.Подходы к изучению молодежных субкультур 8
1.3.Особенности молодежных субкультур в России 11
ГЛАВА 2.Исследование молодежных субкультур. 13
2.1. Результаты социологического исследования «Молодёжные субкультуры Ярославского региона» 13
2.2. Анализ исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Что касается толерантности в отношении к различным молодёжным субкультурам в молодёжной среде, то исследование показало, что толерантное отношение к представителям различных субкультур не очень распространено. Это вполне объяснимо в отношении субкультур асоциальной направленности. В отношении же групп субкультур, выделенных на основе иных признаков такая ситуация свидетельствует о неразвитой культуре мирного сосуществования различий в современном обществе. Так же в целом велика доля молодёжи (в среднем около трети), настроенной пассивно, не имеющей какой-то чётко выраженной позиции по ряду принципиально важных для общества вопросов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Сегодня в мире сложилась ситуация, когда существуют как бы два полюса культуры: на одном массовая, коммерческая, на другом – «высокая», интеллектуальная между ними существует как внешние, так и внутренние связи. Влияние обоих на молодежь очевидно. Исследователи отмечают, что массовая культура резко отличается от прежних форм тем, что она в большой степени, нежели элитарные формы, опирается на достижения самой передовой технологии. Кроме того, в сфере массовой культуры активно используются потенциалы социологии, менеджмента, психологии, политологии. Скажем так: массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс молодежи с использованием новейших достижений техники.

Дети понемногу и незаметно вырастают. Раньше, дома и в начальной школе, они слушали родителей, учителей которые были для них опорой, и «окном» в мир. Лет с десяти ребенок переходит в ту особую социальную и возрастную группу, которую называют подростки, тинэйджеры, молодежь, - среду, важную для формирования человека и трудную для родителей и учителей в педагогическом и социально-психологическом плане. Подростки начинают более активно осваивать мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и совместная деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо, так как является мощным фактором развития, адаптации к окружающей социальной действительности.

Подростка отличает от большинства взрослых неразвитое, слабое чувство ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм, закона, за выполнение работы, в отношениях с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым, то есть нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях.

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в 20в. В силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.

Подросток может попасть в субкультуру по разным причинам: из-за проблем в семье, с учебой, в коллективе сверстников  и др. Поэтому  следует проводить работу с подростком и в этих сферах его жизни.

 

И в заключение хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области  развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо  понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к  явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона:

«Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий  промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. – 2007. - №5. – С. 49-53.
  2. Алексеевский, М. Субкультура панкеров: генезис и вектор развития// Знание сила. – 2006. - №6 – С.109-117.
  3. Чурбанов, В. Вечный треугольник культуры//Наше исследование. – 1990. - №5. – С.133-136.
  4. Жиляев, А.А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи// Вопр. лит. – 2007. - №3. - С.87-96.
  5. Федотова, А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре// Нач. шк.: Плюс до и после. – 2004. - №3. – С. 11-15.
  6. Гусельцева, М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках//Вопр. психологии. – 2006. -№4. – С. 3-14.
  7. Неформальное молодежное движение: динамика развития//Соврем. педагогика. – 1990. - №7. – С.74-78.
  8. Социология молодежи: Учебник /Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.
  9. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М., 2000. с. 58
  10. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. с. 79
  11. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека// Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1
  12. Мангейм К. Социология поколений. М., с. 45.
  13. Тернер Б. Массовая культура, различия и стиль жизни// Контексты современности. М., 2000
  14. Тоффлер А. Шок будущего. М., 2001
  15. Молодежные субкультуры в современной России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/subkult.htm#_ftn1, свободный.
  16. Результаты социологического исследования “Молодёжные субкультуры региона” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.molportal.ru/content/результаты-социологического-исследования-“молодёжные-субкультуры-региона”, свободный.

Информация о работе Молодежные субкультуры в современном обществе