Молодежь в современной России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении двух последних столетий молодежь является одной из самых не защищенных групп населения, любые реформы, проводящиеся в той или иной сфере общественной жизни, затрагивают и молодых людей. В тоже время, хоть это и мало защищенная группа, во все времена она играла огромную роль в жизни страны. Например, студенческая революция во Франции 1968 года, сексуальная революция, в которой молодежь сыграла далеко не последнюю роль, покушение, организованное студентами, на Александра II.

Оглавление

Введение
Глава 1. Молодежь современного общества
§1. Понятие и социально-психологические характеристики молодежи
§2. Молодежная культура и субкультура
Глава 2. Основные проблемы молодежи
§1. Девиации в молодежной среде и ее последствия для общества
§2. Проблемы образования молодежи в России
§3. Проблемы трудоустройства молодежи
Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи
§1. Молодежная политика в России
§2.Социальная работа с молодежью
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.30 Кб (Скачать)

  ·  Массовость;

  В современном  обществе образовывается множество  молодежных субкультур и контркультур. Огромная масса молодежи отходит  от общекультурных ценностей, создаваемых  предыдущими поколениями.

  ·  Неблагополучие благополучных;

  Подросток на первый взгляд кажется вполне нормальным, не обделенным вниманием, не создает  проблемы ни родителям, ни школе. Но, он также, как и все его сверстники разочаровывается в окружающих его  людях, в несоответствие того, чему учат взрослые и , что они делают на самом деле. «Если такой человек  сам не становится проблемным, то создает  проблемы вокруг себя, проблемными  вырастают его дети.»[16]

  ·  Растерянные взрослые;

  Многие взрослые не знают, что делать с молодыми людьми, как их воспитывать дальше, ведь они уже не дети, но и еще не взрослые. «Нет такой философии воспитания, которая была бы убедительна для  достаточного числа людей и могла  стать основой конструктивного  общественного мнения и конструктивной молодежной политики.»[17]

  Основной  девиантогенный фактор - противоречия между социально сформированными  потребностями и обеспечиваемые обществом возможности их удовлетворения. Для подростков и молодежи это  противоречие проявляется особенно остро: максимум потребностей - минимум  возможностей (недостаточный образовательный, профессиональный уровень, низкий социальный статус, "социальная неустроенность"). Если глобальным различением оказывается "включенность / исключенность", то подростки и молодежь относительно чаще оказываются в числе "исключенных".

  Рассмотрим  наиболее распространенные и опасные  виды отклоняющегося поведения среди  молодежи:

  1.  Наркомания;

  «Наркотики  – сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие действие центральной  нервной системы, вызывающие искусственный  сон, галлюцинации, а при передозировке  – потерю сознания и смерть.»[18]

  Легально  наркотические вещества могут употребляться  только по назначению врача, любое другое потребление будет незаконным, и  считается преступлением.

  Наркотики, вызывают у человека зависимость  как психическую, так и физическую. Они полностью подчиняют себе потребителя. Зависимый, то есть наркоман, готов на все ради них: от отказа соблюдать моральные принципы и  нормы, до тяжких преступлений.

  Сегодняшняя ситуация с распространением наркомании в России, приняла угрожающие размеры. Количество наркоманов за последнее  десятилетие увеличилось в 9 раз, и составляет на август-сентябрь 2002 года 4 миллиона человек (около 3% населения[19]). Самым ужасающим является то, что более половины потребителей составляют молодые люди в возрасте до 29 лет. Эти люди не могут дать нормальное потомство, не могут участвовать в трудовых отношениях, выпадают из жизни общества, нарушают и разрушают социальные связи. Такое обстоятельство ставит под угрозу дальнейшее существование нашей нации, потому что в целом нарушается генофонд, подрывается экономика, возникают новые социальные конфликты. А если учесть, что происходит старение населения, и большинство употребляющих наркотические средства – молодые люди, то возможно наступит время, когда большинство населения страны будут больны наркоманией. В настоящее время скорость и размеры распространения наркомании «ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальной стабильности российского общества»[20].

  Наркотики делятся на несколько групп, от того, к какой группе относится наркотик, зависит эйфория и «ломки»  во время абстинентного синдрома. Например, авторы учебного пособия  «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» Глинский и Афанасьев  дают такую классификацию:

  1)  Опиаты: производные опийного мака, опий, морфин, кодеин, промедол и другие препараты с морфиноподобным действием, героин – самый мощный наркотик; от этих наркотиков самый сильный эйфоризирующий эффект: причудливые ведения и ощущения, но и самая ужасная абстиненция: развивается спустя 5 – 6 часов после последнего приема наркотика, в костях и мышцах тянущие боли, расширенные зрачки, потери сознания, нарушение работы пищеварительной системы; при превышении дозы наркотика наступает смерть; при длительном употреблении опиатов происходит ослабление воли, импотенция, снижение круга интересов, стереотипизация поведения.

  2)  Психостимуляторы: кокаин, кофеин, фенамин, эфедрон, первитин, амфетамин и т.д., самый сильный наркотик из этой группы – кокаин, но в наше стране он не получил большой распространенности, в отличае от преветина, из которого кустарным способом получают «винт», очень сильный наркотик, и амфетамин; при употреблении этих видов наркотиков происходит повышение двигательной активности, повышение интеллектуальной деятельности, работоспособности; абстиненция: психоз, слабость, головная боль, суицидальные попытки; при длительном употреблении наступает деградация личности.

  3)  Психодепрессанты: снотворные препараты; привыкание к этим препаратам является, чаще всего, следствием употребления их для усиления эффекта от опиатов или их замены; от зависимости к таким наркотикам вылечить труднее, чем от зависимости от опиатов.

  4)  Производные каннабиса: наркотики, получаемые из разных видов конопли – марихуана, гашиш и т.д.; Эйфоризирующий эффект: состояние довольства, изменяется чувство времени и пространства, галлюцинации; абстинентный синдром: нервозность, головная боль, расстройство сна, раздражительность.

  5) Галлюциногенны: наркотики растительного происхождения  – мескалин, получаемый из некоторых  видов кактусов, и псилоцибин  – из грибов, а так же синтетические  наркотики – ЛСД, «ангельская  пыль» и т.д.; вызывают обострение  ощущений, изменение восприятия  времени и пространства.[21]

  Дороговизна наркотиков и физическая зависимость, заставляет наркомана совершать  преступления, с целью достать  сам наркотик или средства на его  приобретение. Кроме того, наркоманы  образуют наркотическую субкультуру, в которую втягивают все больше людей, что, приводит к росту числа  потребителей наркотических средств.

  В России разработана  определенная программа профилактики наркомании. Термин «профилактика» определяется ВОЗ как «система комплексных  государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья»[22]. Она проводится в три этапа:

  1)  Первичная профилактика – направлена на предупреждение употребления наркотиков, в нее входит создание школ, свободных от наркотических веществ, выявление групп риска, работа с родителями и педагогическим коллективом учебного заведения.

  2)  Вторичная профилактика: направлена на людей начавших употреблять наркотики, в эту профилактику входит создание центров реабилитации, работа с группой риска и родителями детей, начавших употреблять наркотики.

  3) Третичная  профилактика – оказание помощи  людям страдающим наркоманей, включает  в себя формирование реабилитационной  среды и групп взаимопомощи.[23]

  Существуют  центры по профилактики наркомании среди  молодежи. Их сотрудники работают в  школах, с родителями, с детьми, сотрудничают с Госнаркоконтролем, проводят акции  по профилактики употребления психоактивных  веществ.

  2.  Алкоголизм;

  Существует  несколько теорий о причинах алкоголизма. Например, ряд причин, которые выводятся  З.В. Коробкиной в работе «У опасной  черты»:

  ·  Уровень материального положения;

  ·  Экономическая выгодность производства и продажи алкоголя;

  ·  Стирание национальных и этнических различий;

  ·  Постарение населения;

  ·  Официальное признание алкоголя болезнью.[24]

  Глинский  и Афанасьев в работе «Социология  девиантного (отклоняющегося) поведения» предлагает другую классификация причин увеличения уровня алкоголизации:

  ·  Общие причины отклоняющегося поведения;

  ·  Теория «двойной неудачи» Р. Мертона: человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни в противоправной;

  ·  Алкоголь выполняет определенные функции (средство утешится, расслабится);

  ·  Социальное неравенство и социальная неустроенность;

  ·  Утрата смысла жизни.[25]

  В результате исследования проведенного Институтом молодежи, выяснилось, что к 17 годам 46% юношей и 54% девушек употребляют  спиртные напитки чаще одного раза в месяц. Также в стране за последние  несколько лет, в связи с хорошо проведенной рекламной компанией  пива в целом, колоссальных размеров достиг пивной алкоголизм среди молодежи. В 2002 году в Санкт-Петербурге был  проведен опрос из которого выяснилось, что «почти половина опрошенных молодых  горожан практически каждый день пьет пиво»[26].

  Многие исследователи  выделяют такие причины алкоголизации  подростков, как:

  ·  Алкогольное окружение;

  ·  Усиление притязаний на взрослость;

  ·  Пример сверстников;

  ·  Неподготовленность к жизни, безволие.[27]

  Коробкина З.В. выделяет несколько уровней  вовлеченности молодых людей  в употребление спиртного:

  0.уровень:  как правило школьники не знакомые  с эйфоризирующим эффектом алкоголя, вырабатывают личную стратегию  отказа от алкоголя в любых  ситуациях;

  1.уровень:  начальный – единичные случаи  употребления спиртного, чаще  всего у таких людей низкая  переносимость алкоголя, нет эйфории  от его употребления;

  2.уровень:  эпизодическое употребление –  знакомство с различными алкогольными  изделиями, алкоголь легко переносят,  но сами редко становятся инициаторами  выпивок;

  3.уровень:  уровень высокого риска – усиливается  эйфория, расслабление после приема  алкоголя, расширяется количество  поводов, употребление чаще 2 раз  в месяц;

  4.уровень:  уровень психической зависимости  – молодые люди сами становятся  инициаторами выпивок, к алкоголю  относятся положительно, частота  употребления доходит до нескольких  раз в неделю, влечение к алкоголю  в течении всего дня, оказывают  ярое сопротивление попыткам  ограничить их дальнейшую алкоголизацию.

  5.уровень:  уровень физической зависимости  – подавляется защитная рвотная  реакция на спиртное, нарушение  памяти, наступает похмелье, потеря  количественного контроля;

  6. уровень:  конечный уровень алкогольного  распада личности – развиваются  запои, во время опьянения снижается  настроение, появляется озлобленность,  появляются галлюцинации, поражаются  внутренние органы.[28]

  Раннее приобщение к алкоголю приводит к «более тяжелым  последствиям медицинского и социального  характера и сокращению срока  перехода от пьянства к алкоголизму»[29]. Помимо этого, происходит много преступлений, в том числе и особо тяжких, совершенных молодыми людьми в состоянии алкогольного опьянения.

  В современном  Российском государстве проблема отклоняющегося поведения молодежи является наиболее серьезной, влияющей не только на молодежь, как на социальный слой, но и на все  общество в целом. Подростки начинают употреблять наркотики в очень  раннем возрасте. Это, в свою очередь, сокращает продолжительность жизни человека, очень пагубно влияет на его психофизиологическое и социальное развитие. В настоящее время делаются попытки внедрить новые средства профилактики употребления психоактивных веществ, которые будут эффективнее, чем просто информирование подростков о вреде наносимом этими веществами.

  §2. Проблемы образования  молодежи в России

  Право на образование  является одним из приоритетных конституционных  прав. В Федеральном законе «Об  образовании» дается такое определение  этого понятия: образование –  это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов)[30].

Информация о работе Молодежь в современной России: проблемы и перспективы