Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:44, курсовая работа
На протяжении двух последних столетий молодежь является одной из самых не защищенных групп населения, любые реформы, проводящиеся в той или иной сфере общественной жизни, затрагивают и молодых людей. В тоже время, хоть это и мало защищенная группа, во все времена она играла огромную роль в жизни страны. Например, студенческая революция во Франции 1968 года, сексуальная революция, в которой молодежь сыграла далеко не последнюю роль, покушение, организованное студентами, на Александра II.
Введение
Глава 1. Молодежь современного общества
§1. Понятие и социально-психологические характеристики молодежи
§2. Молодежная культура и субкультура
Глава 2. Основные проблемы молодежи
§1. Девиации в молодежной среде и ее последствия для общества
§2. Проблемы образования молодежи в России
§3. Проблемы трудоустройства молодежи
Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи
§1. Молодежная политика в России
§2.Социальная работа с молодежью
Заключение
§2. Молодежная культура и субкультура
В последние
несколько лет в нашей стране
среди молодежи появилось огромное
количество разнообразных культур
и субкультур, если лет десять назад
их количество не превышало двадцати,
то в настоящее время эти
Важно отличать молодежную культуру от культуры молодежи. На первый взгляд, эти два понятия равнозначны, но это не совсем так. «Если молодежная культура принадлежит молодежи и не свойственна обществу как целому, то культура молодежи включает в себя и общие элементы культуры, передаваемые молодежи старшим поколением в процессе воспитания и образования.»[6] Еще одним важным термином является термин «субкультура». Наиболее полное определение субкультуры дает Волков Ю.Г.: «Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающейся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней»[7].
Молодой человек очень импульсивен, впечатлителен, динамичен и эмоционален, по этому часто возникает непонимание и конфликт между ним и представителями старшего поколения из-за несовпадения мнений, интересов, увлечений и ценностей. Этот конфликт является одной из ведущих причин образования молодежных культур и субкультур.
Процесс культурной преемственности одновременно сближает и разъединяет поколения. Старшие поколение передает весь свой опыт и духовное богатство, а молодежь должна прилагать усилия для его овладения, но по мимо этого, она должна также и соединить этот материал с реальной современной жизнью, образуя тем самым новую культуру. В современном обществе, с его динамичным развитием все более сложными становятся взаимоотношения между разными поколениями, а соответственно претерпевает значительные изменения и процесс культурной преемственности: меняются механизмы развития культуры, снижается ценность жизненного опыта старших поколений. И чем общество быстрее развивается, тем больше увеличивается культурная пропасть между молодежью и «миром взрослых», потому что чем старше человек, тем ему труднее адаптироваться к новым условиям, а для молодежи, ввиду ее мобильности и динамичности, это не составляет большого труда.
Некоторые
исследователи считают, что «возникает
принципиально новый тип
Очень часто,
в большинстве случаев, повод
и причина конфликта между
молодежью и взрослыми не совпадают.
Причинами могут особенности
психики подростка, не умение выстраивать
диалог, не понимание сути культурных
различий поколений и многие другие,
а поводом может стать
А.Н. Сухов подразделяет конфликты на следующие виды:
· Внутриличностные конфликты (столкновение в психики индивида несовместимых процессов, вследствие чего личность не может нормально существовать);
· Конфликты между личностью и группой;
· Конфликты между малыми группами;
· Конфликты между малыми и большими группами;
· Конфликты между большими группами.[9]
Вариантом преодоления конфликта может быть выход человека на новый уровень понимания или включаются механизмы психической защиты:
· Вытеснение (по принципу: «не было этого»);
· Конверсия (построена на использовании чувства юмора);
· Резкий подъем самооценки («принципы родителей верны, но они их не могут придерживаться, а вот я могу, я их выше»);
· Резкое падение оценки родителей.[10]
Толчок к
развитию конфликта чаще всего дается
извне, появляется внутриличностный конфликт,
который потом переходит в
межличностный или личности и
группы. Вследствие этого молодой
человек меняет семью на неформальную
группу. Очень часто эту ситуацию
усугубляет неправильное воспитание.
В таких случаях эта
Большую роль в сплочении членов конкретной субкультурной группы играют:
1.Внешний вид;
Внешний вид человека несет социально значимую информацию о его общественном положении, выполняет функцию пароля. Член одной субкультуры всегда узнает своего, и отличит членов других групп.
2.Сленг;
Чем интенсивнее взаимодействуют члены одной группы, тем больше слов входят в их сленг. Например, в конце 80-х годов девушка, входившая в субкультуру хиппи, написала «Словарь системного сленга», куда входил жаргон хиппи. Использование этих слов сплочает группу и выделяет ее в обществе.
3.Места сборов;
Служат в основном символом общности и очень устойчивы во времени. Чем крупнее город, тем больше таких мест. Существуют места, где собираются представители только одной субкультуры, например, в Красноярске скинхеды собираются во дворе дома на перекрестке улицы Ленина и Кирова, на других точках собираются разные неформальные группы, в нашем городе сквер «Стакан» напротив Детского мира, где совместно существуют и панки, и хиппи, и скинхеды.
4.Музыка.
В некоторых случаях субкультуры образуются в зависимости от того, какую музыку слушают ее члены, являясь в этом случае «точкой кристаллизации»[11], ускоряет процесс формирование этой общности. Такая музыка сильно влияет на поведение подростков. Подрастающее поколение делает музыку причиной конфликта ценностей со взрослыми, происходит культурная преемственность. Подростки в молодежной музыке находят как отрицание авторитетов, так и стремление к идеалу, отождествляя себя с молодыми музыкантами.
Группообразующая
роль молодежной музыки позволяет ей
занимать в жизнедеятельности молодежи
место центрального элемента, своеобразие
мироощущения и способов самовыражения,
образцы поведения и
Из всего выше сказанного следует, что у каждой молодежной субкультуры есть определенные характерные только для нее признаки. В качестве таких признаков может выступать внешний вид, атрибуты, сленг и музыка, и являются также составляющими субкультуры, со стороны членов таких субкультур им уделяется много внимания. Многие из субкультур агрессивны, как внешне, так и внутренне. Это, скорее всего, является следствием причин возникновения субкультур. Например, конфликт на разных уровнях зачастую выливается в уход подростка в субкультуру. Членство молодого человека в той или иной подобной группе не пожизненно, в среднем молодой человек покидает субкультуру в 20 лет. Более того, как бы странно это не звучало для старших поколений, субкультура является неотъемлемой частью господствующей культуры.
Глава 2.
Основные проблемы молодежи
§1. Девиации в молодежной среде и ее последствия для общества
Девиантное
поведение или отклоняющееся
поведение встречается в
«Девиантность – это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям.»[12]
В разных обществах,
с разными обычаями, культурой
и историей одно и то же поведение
может рассматриваться как
Девиация бывает как негативная, это деяния, которые негативно влияют на общество и вызывают у его членов отрицательные эмоции – разбои, убийства, наркотизм, алкоголизм; так и позитивная – это различные виды творчества и гениальность, которые выходят за общепринятые рамки. В современном обществе, наибольшую тревогу вызывают негативные формы девиации, наиболее опасные из них будут рассмотрены далее.
Существуют несколько теорий о причинах девиантного поведения. В работе «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» Я. Глинский и В. Афанасьев разделяют все теории на виды в зависимости от того, какие компоненты преобладают в человеческом поведении:
1.Биологические:
взаимосвязь между
2.Социологические:
· Структурные: такие теории акцентируют свое внимание на изучении различий в типах девиантного поведения индивидов, имеющих различные социальные статусы и изучают связи между социальной структурой общества и отклоняющимся поведением;
· Процессные: теории, которые изучают процесс вовлечение индивида в девиантное поведение.[14]
Т. Селлин предполагал, что девиация возникает из-за конфликтов между индивидами из разных социальных, политических, культурных и других групп. У этих индивидов разные представления о нормах и ценностях, что и является причиной конфликтов, влекущих за собой отклоняющееся поведение.
Левин Б.М. и Левин М.Б. в книги «Наркомания и наркоманы» рассматривают на каких основаниях появляются различные формы девиации в молодежной среде. Авторы предполагают, что согласованность взаимодействия между членами общества, их интересами, социальными институтами во время резких перемен в любой из сфер жизни общества, нарушается, вследствие того, что старые нормы уже не действуют, а новые еще не оформились. У индивидов «повышается готовность выйти за пределы норм»[15], отключаются культурные ограничители, для человека перестают существовать такие понятия, как «нехорошо», «безнравственно». Следующей причиной отклоняющегося поведения может быть прогресс общества. Новый, более качественный, уровень жизни индивидов, конкурентная основа жизни порождает новые конфликты. К человеку предъявляются высокие требования в культурных и трудовых навыках, индивид должен обладать высоким уровнем здоровья. Если человек не соответствует этим, новым, стандартам и не может их достигнуть в короткий срок – он выпадает из жизни общества или становится девиантом. Молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, и в то же время, очень динамичной, легко выходящей за рамки, в которые их загоняет общество.
За основу отклоняющегося поведения молодежи авторы берут кризис в отношениях общества и молодого поколения и выделяет такие приметы этого кризиса, как:
· Отчуждение;
Многие молодые
люди чувствуют себя чужими в мире
взрослых, они категорически отвергают
все, что им предлагается старшим
поколением, создавая субкультурные
группы со своими правилами и нормами,
которые устраивают членов этих групп.
Во многих из существующих субкультур,
человеческая жизнь не обладает большим
приоритетом, формируется не традиционное
отношение подрастающего
Информация о работе Молодежь в современной России: проблемы и перспективы