Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:02, курсовая работа
Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является «поколение», затем «класс» (или «страта») и, наконец, молодая часть класса — молодежь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3с.
1. Социально – демократический портрет молодежи……………….. ....6с.
2. Молодежные субкультуры……………………………………………….10с.
3. Вредные привычки……………………………………………………….16с.
3.1 Употребление спиртного………………………………………………..16с.
3.2 Курение……………………………………………………………………17с.
3.3 Наркотики…………………………………………………………………18с.
4. Ценностные ориентации современной молодежи ………………….....19с.
4.1 Культурные ценности современной молодежи……............................19с.
4.2 Молодежь и образование………………………………………………...20с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Хотя курение среди
старшеклассников (15-17 лет) распространено
значительно меньше, чем употребление
спиртного, оно, безусловно, ухудшает здоровье
подростков и влияет на их поведение.
Совсем не случайно многомиллионная армия курящих
стремительно молодеет. О том, что курение
- одна из норм социализации подростков
в группе сверстников, свидетельствуют
данные о мотивах приобщения к курению.
Совершенно очевидно, что большинство подростков начинают курить потому, что курят друзья, так сказать, «за компанию». Сидите вы с друзьями в кафе или просто в скверике на скамейке и как-то неудобно отказать от предложенной сигареты. Не дай Бог подумают, что выпендриваешься, хочешь показать, что ты лучше их. Кстати, психологи называют это социальным давлением.
Существует распространенное мнение, что, в отличие от потребления спиртного и наркотиков, курение не считается достаточно серьезной проблемой здоровья подрастающего поколения и не связано с девиантным поведением подростков. Это мнение глубоко ошибочно.
3.3 Наркотики.
Употребление наркотиков,
в отличие от употребления алкоголя,
еще недавно не считалось проблемой. Трудно
оценить, какая из этих проблем сейчас
более актуальна для молодых людей. С одной
стороны, злоупотребление спиртным имеет
массовый характер, а употребление наркотиков
распространено пока меньше. Доминирующим
мотивом первой пробы наркотиков школьники
называют «любопытство», а наркоманы,
находящиеся на излечении, — «желание
получить удовольствие».
Отмечается устойчивая тенденция к переходу
от «традиционных», легко доступных психоактивных
веществ (транквилизаторы, барбитураты,
препараты конопли) к дорогостоящим, «престижным»
и более разрушительным для здоровья –
кокаину, героину, «экстази». Самыми распространенными
наркотиками и у подростков, и у взрослых
являются различные производные конопли
(характерно, что среди пациентов наркологической
клиники многие вообще не считают анашу
наркотиком) и, в несколько меньшей степени,
опийные препараты. Возраст первой пробы
у мальчиков и девочек одинаков, но обстоятельства
в некоторых моментах существенно различаются.
Подростки обычно приобщаются
к потреблению наркотиков в хорошо
им знакомых компаниях сверстников
или более старших, опытных потребителей
наркотиков. Как правило, это знакомые, живущие
по соседству. Это чаще всего мужские компании,
реже смешанные.
Известно, что социальные последствия
наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают
из общественной жизни - трудовой, политической,
семейной, вследствие физической, социальной
деградации личности. Наркомания не минуемо
поражает целый веер явлений чуждых обществу.
Сюда относят трудно излечимые психофизиологические
болезни человека и теневую экономику,
обусловленную закономерным, возрастающим
спросом на наркотики и нелегальными способами
его удовлетворения в корыстных целях
и преступность, насилия над личностью,
связанные с распространением наркотиков
и незаконным обогащением. Специфической
чертой наркомании общества является
формирование групп или сообществ наркоманов.
Их возникновение связано с особыми условиями
приобретения и употребления наркотиков.
Испытывание затруднения в добывании
не только средств на наркотики, но и самих
наркотических средств. Наркоман вынужден
поддерживать связь с теми кто первоначально
приобщил его к потреблению наркотиков.
Для наркомана весьма характерно стремление
приобщить к пороку свое ближайшее окружение.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение
смыслом и философией своего существования,
формирует соответствующую культуру и
жизненные потребности молодых людей.
Усваивая поведенческие стандарты доминирующих
социальных отношений, молодой человек
может определить границы своей высшей
идентификации лишь в рамках массовой
культуры, унифицирующей его духовные
потребности, выводя их в основном в рекреативную
сферу. Подобная высшая идентификация
носит конформистский характер и формирует
установку на квазипотребление духовных
ценностей. Внешняя идентификация не всегда
переходит во внутреннюю, т.е. в самоидентификацию,
обретение индивидом осознанных убеждений
и ценностных ориентации, определяющих
его социальную роль.
Культ моды, вещивизма и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека. Данная тенденция проявляется в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство).
В социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские ориентации. В результате этого «происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима». Народная культура (традиции, обычаи, обряды, и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к Отечеству, знания истории и традиций своего народа.
На данный момент существует серьезная опасность, что молодые люди (в особенности подростки), занимающиеся перепродажей различных товаров на улицах, видя в этом один из основных источников быстрого обогащения, при наступлении нормальных рыночных отношений могут оказаться без образования и без профессии, что приведет к серьезным социальным последствиям в будущем. Психологи бьют тревогу: «Прогностически неблагоприятно влияет рыночная, вульгарно-гедонистическая реклама, которая назойливо бомбардирует мозговые центры плотских удовольствий детей и взрослых, разрыхляет ценностный смысл этических и эстетических понятий. Нынешнее поколение 15-16-летних еще может не поверить, что "истинное счастье" состоит в обладании той иной "сладкой" продукцией, а доблесть и мужество не определяются предпочитаемой маркой сигарет».
Многие из обследованных
учащихся начальной школы считают
сбор бутылок, «работу» вокруг торговых
ларьков более перспективным
делом, чем учеба. Образ «бизнесмена»,
с которым было принято связывать такие черты, как индивидуализм,
накопительство, мещанство, бесчеловечность
и другие, «чуждые социалистическому образу
жизни», становятся своеобразным фетишем.
Причем и реализуется он в тех же искаженных
формах, которые были надуманно созданы
старой моралью.
Исследования, проведенные социологами
в 1993-1995 гг., позволили выявить ряд профессий,
которыми учащиеся II классов сейчас отдают
предпочтение. В первую очередь - это профессии
экономического, рекламного и юридического
профилей: менеджер, маркетинг-директор,
юрист, адвокат - в этом едины как юноши,
так и девушки. Не уступают им профессии,
связанные с проектированием и вычислительной
техникой, программного обеспечения. По-прежнему
престижной считают респонденты и профессию
архитектора. Девушки отдают предпочтение
преимущественно следующим профессиям:
модельер, парикмахер, секретарь-референт,
переводчики, традиционно, педагогические
работники и врачи.
Значительно снизился интерес к техническим профессиям и увеличился к профессиям гуманитарного направления.
Объединяя все сказанное
выше можно сделать вывод, что
образование на данный момент теряет
свои позиции, как отрасль влияющая
на умы и мировоззрение
В последние годы появились реальные новые
возможности самоутверждения личности,
где не требуется высокого уровня образования.
Для многих молодых людей эти пути кажутся
достаточно привлекательными, хотя, как
правило, они не ведут к настоящему успеху
и негативно сказываются на раскрытии
творческого потенциала личности. С каждым
годом усиливается ощущение духовной
пустоты, бессмысленности, бесперспективности,
временности всего происходящего, которое
зримо охватывает все новые и новые слои
населения.
Тревожным симптомом обесценивания знаний является понижение профессионального уровня работающего населения, а также падение культурного уровня, следствием чего являются возникновение и усиление таких негативных тенденций, как склонность к криминогенному поведению, возрастание конфликтности, агрессии, а так же конформизма и социальной апатии.
Среди этих проблем можно указать на резко возросшую необходимость для каждого человека более адекватного представления о себе и своем месте в обществе в кризисной ситуации. Новая ситуация такова, что она не просто заставляет людей переучиваться, но часто требует изменения системы ценностей, установок, взглядов и привычек и ставит перед необходимостью фактически стать новой личностью. В последние годы произошел переход от стабильной социальной среды к быстро изменяющейся нестабильной, несбалансированной среде постперестроечного периода. Новая нестабильная среда зачастую превышает адаптационные возможности обычного человека.
Учеными, практиками, публицистами
выделено сегодня несколько кризисных
черт образования. Резкое сокращение финансирования
повело к искажению системы
Многие вузы, другие учебные
заведения идут по пути коммерциализации,
заметно снижая уровень подготовки
кадров. Все эти и ряд других
причин ставят проблему кризиса в
системе образования.
Однако наряду с указанными тенденциями
отмечаются и некоторые позитивные перемены. К ним
можно отнести появление гибкости в системе
государственного образования, которая
прежде всего сказалась в изменении содержания
дисциплин, появлении новой парадигмы
в отношениях вуз - преподаватель - студент,
возникновении новых педагогических технологий,
спектра методов и приемов обучения.
Следует отметить и появление совершенно новых для нашей социальной жизни феноменов - альтернативных, негосударственных форм образования, уже сегодня охвативших все виды образования от самых низких (дошкольных) до вузовского и поствузовского обучения. Это явление уже реально создало рынок образовательных услуг, который включает, по сути, самые разнообразные формы образования, создавая между ними реальные конкурентные отношения, особенно по наиболее популярным специальностям (экономика, юриспруденция, менеджмент и т.п.). Эти явления, разумеется, носят не только позитивный характер. Их существование, очевидно, породило новые черты в системе образования, они побуждают его к саморазвитию, освобождению от тех окостеневших черт, которые сдерживали развитие образования ранее.
Изменение системы образования
повлекло за собой, с одной стороны
позитивные, а с другой негативные
результаты. К позитивным результатам
относится появление новых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский нигилизм. Бездуховность и ее результат – потребительско – эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Молодежная проблематика
включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической
общественной группы, ее роли и места в
воспроизводстве общества, во взаимодействии
поколений; выявление способов деятельности,
мотивов, интересов, ценностных ориентаций,
потребностей; анализ процессов профессиональной
подготовки, социально-психологической
адаптации молодых людей в коллективе;
изучение деятельности молодежных организаций,
неформальных объединений, движений.
В силу этого,
внимание к молодежи, ее социальным проблемам
должно быть резко усилено. Определение
средств, форм и методов работы с молодежью
находится в прямой зависимости от знания
экономических, возрастных, психологических
и социальных особенностей данной группы
населения, ее социального статуса, проблем
и основных тенденций развития молодежной
субкультуры в современных условиях.
Молодость – это тот путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – характерная черта молодого возраста. Он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал о том, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
Молодость – это пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и таланты, это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе.
В молодежном возрасте человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации – становление личности, обучение, усвоение ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть свои особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу, занимающую значительное место в жизни государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Ю.Т., Нечипуренко В.И., Самыгин
С.И. Социология: история и
современность/ отв.ред. Ю.Т.Волоков. – М.,Р-н-Д, Феникс,.1999.
2. Головатый Н.Ф.Социология молодежи : курс лекций.-К.:МАУП, 1999.
3. Кравченко А. И. Социология: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
4. История социологии в Западной Европе и США : учебник для
вузов/отв.ред.Г.В.Осипов. – М.: Норма-Инфра-М., 1999.
5. Капитонов Э.Социология 20 века: история и технология. – Р-н-