Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:02, курсовая работа
Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является «поколение», затем «класс» (или «страта») и, наконец, молодая часть класса — молодежь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3с.
1. Социально – демократический портрет молодежи……………….. ....6с.
2. Молодежные субкультуры……………………………………………….10с.
3. Вредные привычки……………………………………………………….16с.
3.1 Употребление спиртного………………………………………………..16с.
3.2 Курение……………………………………………………………………17с.
3.3 Наркотики…………………………………………………………………18с.
4. Ценностные ориентации современной молодежи ………………….....19с.
4.1 Культурные ценности современной молодежи……............................19с.
4.2 Молодежь и образование………………………………………………...20с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.
Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50 % из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40 % испытывали на себе рукоприкладство родителей.
Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. Так, например свыше 60 % всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет.
Решение многообразных и острых проблем молодежи возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.
2. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.
Молодежная субкультура - система
ценностей и норм поведения, вкусов,
форм общения, отличная от культуры взрослых
и характеризующая жизнь
Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями.
Один из первых вопросов, который
возникает перед
Что же было источником конструирования
«культурных мифов» в отечественных молодежных
субкультурах? Таким источником стал Запад.
Отечественные молодежные субкультуры
начиная со стиляг конструировали «свой
Запад» в соответствии с представлениями
и традициями российской культуры, являясь
сложным переплетением инновационных
элементов с элементами «своей» и «чужой»
культурных традиций. Многие отечественные
молодежные субкультуры - явление органическое,
а на привнесенное и заимствованное. Западные
образцы субкультурных стилей, ритуалы
и ценности во многих случаях переработаны
и переосмыслены в соответствии с особенностями
российской цивилизации и ментальности.
Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.
Влияние молодежных субкультур (хиппи) стало проявляться во второй половине 60-х - начале 70-х гг. Но применительно к указанному периоду нельзя говорить о специфических региональных особенностях этой и другой молодежных субкультур.
Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х - началу 70-х гг., вторая - к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов.
Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее - «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - «фенички», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенички» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию.
Молодежной субкультурой, относимой
к числу романтическо-
Байкеры - мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры - это любители рок-музыки. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х - начале 80-х гг., другой - уже в 90-е гг.
Хакеры (компьютерные фанаты) - молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна, хотя установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.
Из субкультур, названных гедонистическо-
В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стилей техно и эйсид-хауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи - ключевые фигуры рэйв-субкультуры, - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.
Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. В основном роллеры - школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей. Их численность - несколько десятков человек, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов - от 50 до 150 долларов и выше.
Субкультуры, относимые к анархо-
Деструктивный и нигилистический характер носит и субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х гг. от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами церкви сатаны.
В рамках субкультур анархо-нигилистического типа можно выделить также анархо-левацкую и правоэкстремистскую субкультуры. Анархисты, как известно, против любых выборов, якобы подавляющих меньшинства, и предлагают заменить выборы «консультациями». Тогда как приверженцы правоэкстремистской молодежной субкультуры бьют иностранцев.
Наконец, криминальная молодежная субкультура («гопники», «группировочники», «мотальщики»). Расцвет ее приходится на 80-е гг. В середине 90-х гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов. роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.
Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова и молодёжь.
Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей “взрослого” мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.
Коммерциализация средств
массовой информации, в какой-то мере
и всей художественной культуры, формирует
определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные
агенты социализации - семья и система
образования. Ведь именно просмотр телепередач
наряду с общением - наиболее распространённые
виды досуговой самореализации. Во многих
своих чертах молодёжная субкультура
просто повторяет телевизионную субкультуру,
которая лепит под себя удобного зрителя.
Молодежная субкультура есть искаженное
зеркало взрослого мира вещей, отношений
и ценностей. Рассчитывать на эффективную
культурную самореализацию молодого поколения
в больном обществе не приходится, тем
более что и культурный уровень других
возрастных и социально-демографических
групп населения также постоянно снижается.
Такова пестрая картина разнообразных
молодежных движений и субкультур, которые
должны стать предметом глубоких социологических
исследований.
3. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.
Угрожающий характер приобретает употребление подростками и молодежью алкоголя, токсических и наркотических веществ. Это одни из форм девиантного поведения молодых людей.
По данным различных исследований, подавляющее большинство старшеклассников в той или иной мере употребляют алкогольные напитки, от 2 до 25 % старшеклассников так или иначе знакомы с употреблением наркотиков. До 20 % подростков имеют опыт употребления токсических средств, 40% госпитализаций в психиатрическую клинику составляют подростки с делинквентным (преступным) поведением в сочетании с токсикоманией. Отмечается рост потребления психоактивных веществ среди девочек, уровень «пробования» ими наркотических и токсических веществ колеблется от 1 до 15 %.
Подростки, потребляющие алкоголь, наркотические средства и токсические средства (даже эпизодически), являются контингентом повышенного риска, микросреда в в таких группах асоциальна, и в их криминальном поведении начинают преобладать корыстно- насильственные преступления, а также изготовление, хранение и сбыт наркотических средств.
3.1 Употребление спиртного.
Наиболее широко распространенная
форма девиантного поведения. Абсолютное
большинство молодёжи «включается»
в алкогольное потребление к 16 годам. Среди молодых людей старше
этого возраста число тех, кто хотя бы
один раз пробовал спиртное, превышает
число тех. кто его ни разу не пробовал.
Чаще всего впервые пробуют спиртное в
13-14 лет.
Анализ мотивов обращения к спиртному
учеников школ и ПТУ указывает на большую
степень социальной депривации последних.
«Праздники» и «общение» — доминирующие
мотивы алкогольного потребления у школьников
— у их сверстников из ПТУ встречаются
реже, чем ссылки на отрицательные эмоции
и скуку («хочется есть», «отнимают деньги,
бьют старшие ребята», «холодно в общежитии»,
«тошно», «не по себе», «ничего не хочется»).
Таким образом, в то время
как для школьников спиртное —
в первую очередь атрибут веселья,
для учеников ПТУ оно — возможность
изменить психическое состояние, «уйти» от проблем, которые
они не могут решить.
Особую тревогу вызывает тот факт, что
с каждым годом потребление подростками
спиртного все чаще влечёт за собой тяжелые
социальные последствия. С 1992 г. выросла
доля преступлений, совершенных несовершеннолетними
в состоянии алкогольного опьянения. Больше
стало и тех, кто был задержан за появление
на улице в пьяном виде, и тех, кому был
поставлен диагноз "алкоголизм и алкогольный
психоз". Можно констатировать, что
потребление алкоголя среди подростков
становится все более острой проблемой.