Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:35, научная работа
Мировые тенденции экономического развития демонстрируют закономерность возрастания роли менеджмента по мере того, как усложняется производство, ускоряются темпы технологических преобразований, изменяются факторы эффективности, повышается роль человеческого капитала. Актуальность данной темы обусловлена в связи с вызовами профессии менеджмента и профессионализму, которые предъявляет рынок и изменившиеся требования к работникам.
1.Методологический раздел………………………………………………………………….
1.1. Определение актуальности темы исследования.……………………………………3
1.2. Определение проблемы исследования.………………………………………………3
1.3. Научная разработка темы исследования. ……………………………………………3
1.4. Логический анализ понятий ……………………………………………………….…9
1.4.1. Интерпретация понятий ……………………………………………………...9
1.4.2. Операционализация понятий ………………………………………………..9
1.5.Цель исследования……………………………………………………………………..11
1.6.Задачи исследования…………………………………………………………………...11
1.7. Объект изучения ………………………………………………………………………11
1.8.Предмет исследования…………………………………………………………………11
1.9.Гипотезы исследования………………………………………………………………..11
2.Методико-процедурный раздел……………………………………………………...…….
2.1.Методы сбора первичной социологической информации…………………………..12
2.2.Место, время проведения исследования, название инструментария……………….12
2.3.Характеристика инструментария……………………………………………………...12
2.4.Выборка…………………………………………………………………………………13
2.5.Методы обработки эмпирической информации…………………………………...…13
2.6.Практическая значимость исследования……………………………………………...13
2.7.Анкета…………………………………………………………………………………...13
2.8.Рабочий план проведения исследования……………………………………………...16
2.9.Библиография…………………………………………………………………………..16
3.Аналитический раздел………………………………………………………………..…17
Наше исследование показало, что противоречивость профессионального самосознания, не четкая управленческая ролевая идентичность, определенная степень профессиональной неудовлетворенности, может привести к личностному разочарованию и последующей смене деятельности или снижению своей профессионализации. [2]
3. «ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ». Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация.
В качестве основных путей и приоритетных направлений профессионализации управленческих кадров в России выступают:
1) подготовка высшими
учебными заведениями
2) непрерывное обучение
и самообразование
3) развитие внутрифирменного
обучения менеджеров с
4) формирование кадрового
резерва и разработка методик
обучения его представителей
с целью введения их в
Согласно
данным экспертного опроса, проведенного
автором в крупных организациях
г. Иркутска, обнаружено, что в числе
особенностей профессионализации управленческих
кадров выделяются: проведение организациями
политики по привлечению молодых
специалистов – выпускников иркутских
вузов; разработка и использование
современных традиционных и инновационных
методик профессионального
4. Ю.Г. Бюраева «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ».
Если рассматривать уровень образования в зависимости от гендерной принадлежности, то можно отметить, что соотношение уровня образования мужчин и женщин примерно одинаковое. Перекос в пользу мужчин имеет место только среди менеджеров, имеющих научную степень. Однако профиль образования подтверждает очевидную гипотезу, что среди мужчин менеджеров большинство имеют инженерно-техническое образование (48,9% от числа опрошенных мужчин), а среди женщин более распространено экономическое образование (43,4% от числа опрошенных женщин).
Преобладание технического образования характерно для представителей высшего менеджмента. Так, 40,6%
менеджеров окончили технические вузы. Только Восточно-Сибирский государственный технологический университет (г. Улан-Удэ) окончили 34% менеджеров, имеющих высшее образование. Данное соотношение, с одной стороны, обусловливается резким сокращением производственной сферы в 1990-е гг. и как следствие перепроизводством инженеров всех профилей, которые нашли себе применение в рыночном секторе экономики, нередко получив дополнительное экономическое образование. С другой стороны, проявляется общероссийская тенденция – именно техническая интеллигенция, будучи самой активной и в то же время образованной частью общества, стала основным источником пополнения большинства первых российских
менеджеров.
Как показывает практика,
техническое образование
Одной из главных причин являются устаревшие принципы обучения, поскольку они учили, что основные двигатели экономики – это рациональное поведение и прибыль, где все ясно и правильно. По мнению профессора Высшей Школы Бизнеса МГУ О.С. Виханского, бизнес всегда неправилен, для него не годится логическое мышление, его основной принцип – делай по-другому, необходимы законы интеллектуальной организации. Пока коренным образом не изменится экономическое и управленческое образование, будущее и успех в бизнесе – за представителями естественно-научной среды. Добивается успеха тот, кто умеет решать задачи по принципу: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. [4]
5. «КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА». Маркова А.К. Психология профессионализма.
Анализ литературы по профессиональной психологии показывает, что для описания профессионализма надо использовать не один, а группы критериев (результативных и процессуальных, объективных и субъективных, качественных и количественных и др.).
1). Объективные
критерии: насколько человек
Субъективные
критерии: насколько профессия
2). Результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде.
Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии.
3). Нормативные критерии: усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства.
Индивидуально-вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труда, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии.
4). Критерии наличного уровня: достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма.
Прогностические критерии: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессионального развития. Зоны ближайшего профессионального развития и саморазвития-– это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у данного специалиста, проявляются не во всех , а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.
5). Критерии профессиональной обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость. Закрытость для развития («нас не этому учили в педвузе») – признак низкого профессионализма.
Критерии творческие: стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом.
6). Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии.
Критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.
7). Критерии качественные и количественные: для всякого специалиста, в том числе и учителя, важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность учебной деятельности, мыслительных операций учащихся), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.), ибо количественные показатели дают определенную возможность сопоставления (классов, школ), хотя их роль нельзя и преувеличивать.
Иными
словами, профессионал – это специалист,
овладевший высокими уровнями профессиональной
деятельности, сознательно изменяющий
и развивающий себя в ходе осуществления
труда, вносящий свой индивидуальный творческий
вклад в профессию, нашедший свое
индивидуальное предназначение (профессионал
– это специалист на своем месте),
стимулирующий в обществе интерес
к результатам своей
Вывод: Подготовка профессиональных менеджеров в России, переориентация кадров, повышение квалификации— ключевые проблемы в менеджменте. По последним данным выяснилось, что наметилась тенденция увеличения руководителей и специалистов в сфере менеджмента, а служащих и рабочих стало значительно меньше по сравнению с исследованиями, проведенными в 1995 году.
Н а эффективность управления
большое влияние оказывает
В числе особенностей профессионализации
управленческих кадров выделяют расширение
международных контактов с
Профессионал – это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение.
1.4.Логический анализ понятий
1.4.1.Интерпретация понятий
Мнение - это суждение, выражающее оценку кого-либо, чего-либо, отношение к кому-либо, чему-либо, взгляд на кого-либо, что-либо. (Толковый словарьОжегова).
Студенты-учащиеся высших учебных заведений, представляющие собой особую социально-демографическую группу, отличающуюся определенными психологическими особенностями, а также определенную социально-профессиональную группу, характеризующуюся общностью интересов. (Авторская формулировка.).
Уровень профессионализма – это качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. (Авторская формулировка. А.Л. Емельянов, А.А. Деркач, А.Д. Сазонова).
Менеджер – наемный управляющий, специалист по выполнению политики организации в пределах, определенных полномочиями. (Словарь терминов по менеджменту. Ю.А.Цыпкина)
1.4.2. Операционализация понятий
Мнение
Факторы: |
Операционализация: |
|
1.физическое состояние 2. эмоциональное состояние |
|
|
3.Культурные
|
1.национальные убеждения; 2. религиозные убеждения; |
|
|
1) Социально-демографический
Факторы: |
Операционализация: |
1. Пол |
|
2. Возраст |
|
3. Занятость |
|
2) Психологическая особенность.
1. Мобильность |
|
2. Восприимчивость к новому |
|
3. Инициативность |
|
Уровень профессионализма
Факторы: |
Операционализация: |
1. Самоопределение |
1.способность личности качественно сравнить себя с другими; 2.осознать необходимость |
2.Самовыражение |
собственного поведения и |
3.Самореализация |
1.формирование жизненной философии себя как профессионала; 2. осознанием смысла жизни. |
Информация о работе Мнение студентов РГТЭУ об уровне профессионализма менеджеров