Мнение студентов РГТЭУ об уровне профессионализма менеджеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:35, научная работа

Краткое описание

Мировые тенденции экономического развития демонстрируют закономерность возрастания роли менеджмента по мере того, как усложняется производство, ускоряются темпы технологических преобразований, изменяются факторы эффективности, повышается роль человеческого капитала. Актуальность данной темы обусловлена в связи с вызовами профессии менеджмента и профессионализму, которые предъявляет рынок и изменившиеся требования к работникам.

Оглавление

1.Методологический раздел………………………………………………………………….

1.1. Определение актуальности темы исследования.……………………………………3
1.2. Определение проблемы исследования.………………………………………………3
1.3. Научная разработка темы исследования. ……………………………………………3
1.4. Логический анализ понятий ……………………………………………………….…9
1.4.1. Интерпретация понятий ……………………………………………………...9
1.4.2. Операционализация понятий ………………………………………………..9
1.5.Цель исследования……………………………………………………………………..11
1.6.Задачи исследования…………………………………………………………………...11
1.7. Объект изучения ………………………………………………………………………11
1.8.Предмет исследования…………………………………………………………………11
1.9.Гипотезы исследования………………………………………………………………..11
2.Методико-процедурный раздел……………………………………………………...…….
2.1.Методы сбора первичной социологической информации…………………………..12
2.2.Место, время проведения исследования, название инструментария……………….12
2.3.Характеристика инструментария……………………………………………………...12
2.4.Выборка…………………………………………………………………………………13
2.5.Методы обработки эмпирической информации…………………………………...…13
2.6.Практическая значимость исследования……………………………………………...13
2.7.Анкета…………………………………………………………………………………...13
2.8.Рабочий план проведения исследования……………………………………………...16
2.9.Библиография…………………………………………………………………………..16
3.Аналитический раздел………………………………………………………………..…17

Файлы: 1 файл

Профессионализация менеджмента.docx

— 73.32 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра социологии.

Социологическое исследование на тему:

«Мнение студентов РГТЭУ об уровне профессионализма менеджеров»

                                                              

 

 

 

 

    Выполнила:

студентка 3 курса,

факультета социальных технологий,

группы ГМУ-35,

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.Методологический раздел………………………………………………………………….

 

1.1. Определение актуальности темы  исследования.……………………………………3

1.2. Определение проблемы исследования.………………………………………………3

1.3. Научная разработка темы исследования. ……………………………………………3

1.4. Логический анализ понятий  ……………………………………………………….…9

          1.4.1. Интерпретация  понятий ……………………………………………………...9

           1.4.2. Операционализация понятий ………………………………………………..9

1.5.Цель исследования……………………………………………………………………..11

1.6.Задачи исследования…………………………………………………………………...11

1.7. Объект изучения ………………………………………………………………………11

1.8.Предмет исследования…………………………………………………………………11

1.9.Гипотезы исследования………………………………………………………………..11

 

2.Методико-процедурный раздел……………………………………………………...…….

 

2.1.Методы сбора первичной социологической  информации…………………………..12

2.2.Место, время проведения исследования, название инструментария……………….12

2.3.Характеристика инструментария……………………………………………………...12

2.4.Выборка…………………………………………………………………………………13

2.5.Методы обработки эмпирической  информации…………………………………...…13

2.6.Практическая значимость исследования……………………………………………...13

2.7.Анкета…………………………………………………………………………………...13

2.8.Рабочий план проведения исследования……………………………………………...16

2.9.Библиография…………………………………………………………………………..16

 

3.Аналитический раздел………………………………………………………………..…17

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Методологический  раздел

1.1.Определение актуальности темы исследования

Мировые тенденции экономического развития демонстрируют закономерность возрастания роли менеджмента по мере того, как усложняется производство, ускоряются темпы технологических  преобразований, изменяются факторы  эффективности, повышается роль человеческого  капитала. Актуальность данной темы  обусловлена в связи с вызовами профессии менеджмента  и профессионализму, которые предъявляет рынок и изменившиеся требования к работникам. Современное общество предъявляет постоянно возрастающие требования к профессионализму кадров. Профессиональные способности менеджера являются условием успешного осуществления всех этапов профессиональной деятельности - анализа управленческой ситуации и принятия управленческого решения, воплощения и реализации решения, контроля за исполнением.

 

1.2.Определение проблемы исследования

Проблема данной темы заключается  в том, что, с одной стороны, менеджер, добиваясь реализации поставленных целей,  дожжен выступать как дипломат, управляющий, лидер, инноватор,   а, с другой стороны, профессиональная подготовка на данном этапе не ориентирована на выпуск специалистов ответственных, способных оперативно, неординарно и качественно решать профессиональные задачи, то есть быть конкурентоспособным.

1.3. Научная разработка темы исследования

 

1. «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КОМПЕТЕНТНОСТЬ И  СИСТЕМА  ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РАБОТНИКОВ».  С.Г.Молчанов.

Профессиональная компетентность определяется как некое подтвержденное право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое со стороны социальной системы в целом и представителями  не только конкретной профессиональной группы, но и других социальных и  профессиональных групп. В более узком понимании под профессиональной компетентностью понимается круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом и совокупность которых отражает социально-профессиональный статус и профессиональную квалификацию, а также некие личностные, индивидуальные особенности (способности) или качества, обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности.

В понятии «профессиональная  компетентность» можно выделить следующие составляющие:

а) профессиональная квалификация;

б) социально-профессиональный статус;

в) профессионально значимые личностные особенности.

Профессиональная компетентность также определяет объем компетенций, круг полномочий работника образования в социальной сфере, особенно в той ее части, которая непосредственно примыкает к сфере собственно профессиональной. Исходя из этого, в профессиональной компетентности следует фиксировать ее социальный аспект, который отражает особенности профессии работника образования как представителя группы профессий социальной сферы.

 А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности : специальную,социальную, личностную индивидуальную:

1.      Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2.      Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3.      Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4.      Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших  составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

 

В настоящее время активно  исследуются проблемы профессионализации функциональных менеджеров, а также  проблема профессионализации управленческого  персонала, создаются модели формирования карьеры по основным управленческим профессиям.

Подготовка профессиональных менеджеров в России, переориентация кадров, повышение квалификации—  ключевые проблемы в менеджменте. Численность аппарата управления в народном хозяйстве в 1995 г. составляла около 15% в общей численности занятых работников. В России проявляется тенденция роста численности аппарата управления, несмотря или вопреки коренным структурным преобразованиям в управлении экономикой и менеджменте. По данным за 1995 г., численность аппарата управления в основном звене промышленного производства составила 19%.  Деформированная структура управленческих кадров характерна для всех уровней управления экономикой. По данным за 2006 г., в органах государственной власти и управления сложилась следующая структура: руководители составляют 32,5%, специалисты — 45,3, служащие — 9,5, рабочие — 10,2%.

Приведенные данные убеждают в необходимости комплексного подхода  к использованию управленческого, кадрового потенциала и прежде всего  к повышению профессионализма, предприимчивости, что будет способствовать обеспечению  оперативности и организованности работы на научной основе. [1]

 

2.  «БАРЬЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ». Мельник Юрий Иванович, канд. псхл наук, доцент, зав. кафедрой социальной психологии Карельская государственная педагогическая академия, г. Петрозаводск.

Профессионализации менеджмента  сегодня становится одной из важнейших  проблем становления сообщества менеджеров. Она обусловлена нарастающей  сложностью управления, которая определяется не столько увеличением масштабов  управления, сколько усложнением  его структуры и технологии, усилением  динамики, обострением конкуренции, повышением роли социального фактора, постоянным экономическим риском.

Наиболее  остро проблема профессионального  роста стоит для наших российских менеджеров, поскольку наряду с серьезной  менеджерской подготовкой, часто наблюдается  наличие низкого личностного  потенциала, который не способствует истинному профессиональному успеху в управлении. Об этом говорит и  российское экспертное сообщество, отмечая  о нехватке профессионалов в управлении, которые бы стремились к профессиональному  самосовершенствованию и смогли бы адекватно оценивать себя. 

В качестве метода исследования мы использовали анкетный опрос слушателей Президентской  программы подготовки управленческих кадров, которые обучались в Институте  управления, экономии и права Петрозаводского  государственного университета в 2009-2010 гг. В исследовании приняло участие 22 человека, из них 12 мужчин и 10 женщин, руководители предприятий, индивидуальные предприниматели, начальники служб  и управленцы среднего звена. Сфера деятельности опрошенных - строительство, транспорт, туризм, розничная и оптовая торговля, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг, образование и культура. Средний возраст – 34 года. 

На вопрос, «Какие позитивнее изменения Вы наблюдаете в современной российской экономике?», половина опрошенных вообще не ответила, а остальные указали, что не видят  никаких позитивных изменений в  российской экономике, а наоборот наблюдают  «усиление давления государства  и налоговых органов». Лишь один респондент увидел «государственную поддержку  малого бизнеса». Таким образом, современные  управленцы достаточно скептично относятся  к перспективе развития российской экономики, не видя никаких существенных позитивных сдвигов в ее функционировании.  По своей психологической направленности, выделенные факторы являются «внешнеобвинительными», а сами опрошенные тем самым демонстрируют определенную отстраненность от экономических проблем. Хотя понятно, что ответственность за состояние дел в экономике лежит не только на уровне «мифического государства», но и на всем управленческом сообществе, а конкретно кроется в непрофессионализме руководителей. Такая отстраненность опрошенных руководителей, возможно, обусловлена, соответствующей профессиональной и управленческой позицией в системе социально-экономического управления, что и провоцирует снятие с себя ответственности за процессы, происходящие в российской экономике. 

Неблагополучие  в российской экономике находит  свое продолжение на предприятиях, где работают опрошенные управленцы. Все опрошенные отметили наличие  трудностей на своих предприятиях. К основным трудностям респонденты  отнесли - низкая эффективность менеджмента, отношения с властью, отношения  с поставщиками, отсутствие четкой стратегии деятельности предприятия, неэффективный маркетинг, устаревшее оборудование, финансовые проблемы, плохая организация бизнес-процессов. А  по частоте встречаемости на первые два места вышли соответственно – «дефицит качественного персонала» и «низкая мотивация персонала». Таким образом, в ответах прослеживается акцент собственно на управленческих трудностях, а также атрибуция  социально-психологических причин затрудненного положения организаций, связанных с качеством персонала. Ключевыми проблемами на уровне предприятий, по мнению управленцев, является проблема с персоналом – его низкая мотивация  и низкая подготовленность. 

Следующий вопрос: «Как Вы считаете, Ваша деятельность как  руководителя отвечает современным  требованиям к управленческой деятельности?». Из ответов следует, что большинство  наших руководителей считает, что  их профессиональная деятельность лишь «в некоторых аспектах» соответствует  современным требованиям – 66% ответивших. Остальные 28% респондентов, считают, что  их деятельность как руководителя отвечает современным требованиям к управленческой деятельности, и только два человека признались что «не отвечает». 

Следующее противоречие было обнаружено в том, что, несмотря на отмечаемые организационные трудности 68% опрошенных считают, что деятельность их предприятия в основном отвечает современным требованиям. Средняя  оценка по 10 – бальной шкале – 6 баллов, мода – 8 баллов. И все опрошенные отметили, что на их предприятиях используются или применялись соответствующие  управленческие технологии, такие как (по мере возрастания % ответов): управление изменениями, управление качеством, управление по целям, управление компетенциями, управление по ключевым показателям эффективности, мотивационный менеджмент. Как видим, на предприятиях используются известные  управленческие технологии, но проблемы в организациях остаются. Особенно это примечательно в случае мотивационного менеджмента как самого часто  применяемого на предприятии - 31% отметивших, и «низкой мотивации персонала» как одной из ключевых организационных  трудностей. Вопрос: «Получаете ли Вы удовлетворение от своей работы?». Полностью получают удовлетворение от своей работы лишь 4 опрошенных – 19%. В основном удовлетворены своей работой – 47%, «не полностью» - 29%, и один ответивший не получает удовлетворение от своей работы. Таким образом, можно говорить о частичном удовлетворении от своей управленческой деятельности, что естественно, может сказываться на эффективности управления. 

Информация о работе Мнение студентов РГТЭУ об уровне профессионализма менеджеров