Миграция, диаспоры и проблемы этнических меньшинств

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:30, реферат

Краткое описание

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Как считает О.Д. Воробьева, миграция населения – это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит – притягивающих или выталкивающих.

Файлы: 1 файл

Тема 10.docx

— 63.07 Кб (Скачать)

     Во-вторых, диаспора является не просто составной частью одной нации, которая проживает на территории другой нации. Это этническое сообщество, со специфичными ей национальными отличительными чертами (язык, традиции, культура, которые могут иметь внутренние различия), которые сообщество стремиться сохранить и развить. Как отмечает Усачева «было бы неправильно применять термин диаспора в отношении группы людей определенной национальности, если эти люди полностью ассимилировались в стране пребывания».

     В-третьих, у диаспоры должны быть организационные формы существования. По мнению В.Тишкова, институты являются основой диаспорального сообщества, так как они способствуют сохранению и развитию этнической идентичности, поддержанию активного и политизированного дискурса о родине, а также имеют ключевое значение как в сфере взаимодействия между различными группами (социальными, политическими, экономическими) в диаспоре, так и между диаспорой и страной пребывания.

     В современном российском академическом дискурсе преобладает тенденция обозначения термином «диаспора» фактически всех групп российского населения нерусского этнического происхождения, проживающих за пределами своих республик или государств. Тема диаспор в России, безусловно, обозначена этнополитическими реалиями постсоветской эпохи.

     Во-первых, идет интенсивный процесс расширения и организационного укрепления «старых» диаспор евреев, армян и греков. Усачева подчеркивает тот факт, что только в Москве за последнее время было создано более 30 армянских организаций разных типов.

     Во-вторых, наблюдается трансформация содержания термина «диаспора», теперь также используемая для описания сообществ, которые стали порождением современных этнополитических реалий. Аствацатурова подчеркивает, что российские исследователи используют термин «диаспора» и «в отношении русских, оставшихся за пределами России после распада СССР и образования новых независимых государств; и в отношении групп титульных народов России, проживающих вне соответствующих республик». Усачеватакже говорит о том, что «диаспоры» таких народов как украинцы, казахи, молдаване и т.д., чьи государства возникли только после распада СССР, находятся в процессе формирования. Во время СССР представители данных народов «не чувствовали нужды организоваться и формулировать свои интересы». Однако после Перестройки, люди из бывших советских республик, приезжающих на территорию России стали восприниматься как «гастарбайтеры». Подобные изменившиеся условия привели к тому, что этим людям пришлось консолидироваться и создавать институты для защиты своих социально-экономических и политических интересов. Усачева также выделяет «диаспоры» народов самой Российской Федерации – дагестанцев, чеченцев, бурятов и т.д. Однако все ли перечисленные этнические и миграционные группы можно назвать «диаспорами»?

     По  мнению В.Тишковав современной России наблюдается тенденция «диаспоризации» различных групп населения, однако это не означает, что эти миграционные или этнические группы смогут соответствовать ключевым критерием термина «диаспора», отмеченным выше.

     Заметное  усложнение социальной реальности после  распада СССР привело к тому, что  различные исследователи очень  по-разному интерпретируют и сами процессы миграции, и возникающие  в их результате «этно-дисперсные» сообщества, и стиль взаимодействия этих сообществ с политическими институтами, гражданами, культурой принимающих стран. Возникшие и развивающиеся в последние годы «диаспоры» в России сложно назвать классическими, однако это не означает, что нужно полностью отказаться от применения данного термина в отношении новых этнических сообществ.

     В связи с терминологической неопределенностью  «диаспоры» как в российском контексте, так и в мировой научной  среде, важно подчеркнуть те характеристики, которые отличают диаспору от других эмигрантских или этнических общин. Полоскова отмечает, что для диаспоры характерно «не только осознание себя частью народа, проживающего в ином государстве, но и развитие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной путем формирования институтов и организаций». Институты способствуют распространению диаспорального дискурса, который создает имидж сообщества, диаспоральную культуру и сознание.

     Безусловно, само существование диаспоры будет зависеть от наличия «национальной идеи», исторической коллективной памяти и религиозных учений, однако, для стабильности существования диаспоры, для реализации культурных задач (сохранение идентичности и этнической культуры), социальных целей (защита социальных и политических прав этнической группы, решение миграционных вопросов, проблема гражданства, ксенофобия), политических целей (участие в политической жизни как исторической родины, так и страны проживания, лоббирование и т.д.) необходимы такие институты как школы, церкви, благотворительные, политические, культурные, экономические и социальные организации.

     Крупнейшие  диаспоры:

     Китайская диаспора — свыше 35 млн. человек.

     Русская диаспора — более 25 млн. человек.

     Украинская  диаспора — около 12 млн. человек.

     Армянская диаспора — около 10 млн. человек.

     Индийская диаспора — более 9 млн. человек.

     Еврейская диаспора — около 8 млн. человек.

     Цыганская диаспора — около 8 млн. человек.

     Греческая диаспора — около 8 млн. человек.

     Немецкая  диаспора — около 3,5 млн. человек.

     Двойственное  положение диаспоры по отношению к  принимающей стране и исторической родине проявляется и  во внутренней деятельности диаспоры, определяемой ее внутренними функциями. 

     Внутренние  функции диаспоры.

     1.Этнокультурная: сохранение или возрождение национальной культуры своего народа; развитие и передача этнических культурных ценностей; сохранение и развитие национального самосознания.

     2.  Социальная: защита членов диаспоры, проявляющаяся в отстаивании их гражданских и экономических прав, содействии в получении гражданства и профессиональном самоопределении, оказании  материальной, консультативной, правовой помощи.

     3. Экономическая: развитие производства национальных товаров, развитие национальных ремесел и промыслов;

     4. Политическая: лоббирование приобретения для своего народа дополнительных прав, влияние на позицию страны проживания на международной арене, участие в избирательных кампаниях в стране проживания и других политических реалиях.

    3.    Этнические (национальные) меньшинства: критерии, проблемы.

     Национа́льное меньшинство́, или этни́ческое меньшинство́ — представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной. Польский учёный В. Чаплинский даёт следующее определение: «Национальное меньшинство — это национальная группа, консолидированная и живущая в одном из регионов государства (из чего вытекает ее естественное стремление к получению автономии), характеризующаяся сформировавшимся ощущением внутреннего единства и вместе с тем стремящаяся сохранить свои специфические черты — язык, культуру и т. д.».

     С точки зрения Жерара Шальянанациональные меньшинства – это группы граждан государства, представляющие собой количественные меньшинства и не являющиеся правящими в данном государстве, с этническими, религиозными или языковыми характеристиками, отличающими их от большинства населения; граждан, связанных друг с другом и воодушевляемых, пусть даже лишь неявно, коллективной волей к выживанию и стремящихся обрести, de facto и de jure, равенство с большинством населения.

     Следует добавить, что особые черты меньшинства должны им осознаваться и сохраняться (что подразумевает право на идентичность и право на собственную культуру). С другой стороны, оно должно требовать, чтобы ему была обеспечена защита от возможных физических эксцессов со стороны большинства.

     Международные документы и законодательство Российской Федерации не содержат определения  национального меньшинства, хотя оно  упоминается как в международных  документах о защите прав человека, например, в ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, так и в Конституции России (ст. 71, 72 — защита прав национальных меньшинств относится как к ведению федерации, так и к совместному ведению федерации и её субъектов).

     С целью выявления этнических групп в странах Западной Европы, группа сравнительных социологических исследований Хельсинкского университета в 1975 году провела комплексное обследование, в ходе которого вычленила четыре основных критерия этнических меньшинств:

     Ø  самоидентификация в качестве таковой;

     Ø  происхождение;

     Ø  чётко выраженные культурные характеристики, в первую очередь наличие общего языка;

     Ø  существование социальной организации, позволяющей взаимодействовать внутри меньшинства и с другими группами населения. 

     При этом предпочтение в своей работе группа Хельсинкского университета отдавала не численному составу той или иной иноязычной группы, а социальным и поведенческим характеристикам.

     Всплеск в развитии прав национальных меньшинств как таковых, особенно в Европе, произошёл в 1990—1995 годах, когда разразились этнические конфликты в Руанде, на территории бывших СССР и СФРЮ. Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствамСБСЕ создалопост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, который выработал ряд рекомендаций по их правам. Все эти документы, однако, являются soft law (рекомендательными, указующими направления развития нормами).  

     Совет Европы же, наряду с soft law, принял и обязывающие договоры — Хартию региональных языков в 1992 году и Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств в 1995 году (обе вступили в силу в 1998 году); страны СНГ в 1994 году приняли Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Они, впрочем, не предусматривают рассмотрения индивидуальных жалоб, в отличие от Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции прав человека, некоторые статьи которых используются и для защиты прав меньшинств

     Верхо́вный комиссар по дела́м национа́льных меньши́нств — должностное лицо ОБСЕ. Пост учреждён в 1992 году на Хельсинкском саммите СБСЕ. Управление располагается в Гааге. Основной метод работы — «тихая дипломатия», задачи — раннее предупреждение конфликтов и срочные действия по предотвращению перерастания межэтнической напряжённости в конфликт. Комиссар назначается на трёхлетний период, который может быть продлён не более чем на один трёхлетний срок. С 2007 года ВКНМ является Кнут Воллебек (Норвегия). Управление Верховного комиссара находится в Гааге.  

     ВКНМ  не рассматривает нарушения обязательств в рамках ОБСЕ в отношении отдельных  лиц и не рассматривает вопросы  национальных меньшинств в ситуациях, связанных с терроризмом. Проблемы национальных меньшинств в том государстве, гражданином которого является комиссар, и проблемы того национального меньшинства, к которому он принадлежит, он может рассматривать лишь при особом согласии всех непосредственно причастных сторон, включая государство, о котором идёт речь.

     Совет по правам человека ООН.

     Мандат  независимого эксперта по вопросам меньшинств был учрежден Комиссией по правам человека в ее резолюции 2005/79. Независимому эксперту поручается, в частности, содействовать осуществлению Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и выявлять наилучшую практику государств и возможности для технического сотрудничества со стороны Управления Верховного комиссара по правам человека, обязанности которого исполняет Гей Макдугалл.

     На  основании резолюции 6/15 Совета по правам человека от 27 марта 2008 года был учрежден Форум по вопросам меньшинств, совещания которого должны проводитьсяежегодно в течение двух дней в Женеве. В резолюции независимому эксперту по вопросам меньшинств поручается руководить работой Форума и готовить его ежегодные совещания и предлагается включать в свой доклад тематические рекомендации Форума и рекомендации в отношении будущих тем, для их рассмотрения Советом по правам человека. В соответствии с резолюцией 6/15 Форум будет, в частности, выявлять и анализировать наилучшую практику, вызовы, возможности и инициативы с целью дальнейшего осуществления Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

Информация о работе Миграция, диаспоры и проблемы этнических меньшинств