Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:46, научная работа

Краткое описание

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок.

Оглавление

Введение

Глава 1.

Понятие девиантного поведения…………………………………стр.1

Глава 2.

Причины девиантного поведения………………………..............стр.

Глава 3.

Коррекция девиантного поведения………………………………стр.

Заключение…………………………………………………………стр.

Список литературы…………………………………………………стр.

Файлы: 1 файл

НИР оформ.docx

— 49.23 Кб (Скачать)

1. Диагностический.  Цель: диагностика особенностей  развития личности, выявление факторов  риска, формирование общей программы  психологической коррекции.

2. Установочный  блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать,  снятие тревожности, формирование  желания сотрудничать и что-то  изменить в своей жизни.

3. Коррекционный  блок. Цель: гармонизация и оптимизация  развития клиента, переход от  отрицательной фазы развития  к положительной, овладение определёнными  способами деятельности.

4. Блок  оценки эффективности коррекционных  воздействий. Цель: Измерение психологического  содержания и динамики реакций,  способствование появлению позитивных  поведенческих реакций и переживаний,  стабилизация позитивной самооценки. 

Очевидно, что основой работы с девиантными  подростками должна стать программа, направленная на психологическую коррекцию  девианта. 

А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения  личности:

- метод  разрушения отрицательного типа  характера (метод «взрыва» (по  А. С. Макаренко) и метод реконструкции  характера);

- метод  перестройки мотивационной сферы  и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и  недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогнозирования  отрицательного поведения;

- метод  перестройки жизненного опыта:

а) предписания;

б) ограничения;

в) переучивания;

г) переключения;

д) регламентации  образа жизни;

- метод  предупреждения отрицательного  и стимулирования положительного  поведения:

а) поощрения  и наказания;

б) соревнования;

в) положительной  перспективы. 

А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального  и коллективного педагогического  и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми. 

Особая  роль в психокоррекционной работе с  девиантными подростками отводится  семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантным поведением зависит  от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию  совместной деятельности и общения  детей и взрослых в семье, в  школе, по месту жительства) воздействия  на семью. 

Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1. Формулировка  социально-психологической и педагогической  проблемы.

2. Выдвижение  гипотез о причинах девиантного  поведения.

3. Диагностический  этап.

4. Выбор  методов и технологий коррекционной  работы.

5. Использование  методов, методик и технологий  коррекционной работы.

6. Разработка  программы социопсихокоррекционной  работы с детьми и молодежью.

7. Осуществление  этой программы.

8. Контроль  за ходом и эффективностью  программы. 
 
 
 

Заключение

Лучшая  профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности  воспитания намного эффективнее  других средств сдерживания, так  как меры правовой профилактики, как  правило, несколько запаздывают  и начинают действовать тогда, когда  поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно  достичь путем целенаправленного  воспитательного воздействия. 

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки  у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что  они нужны и полезны людям  и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего  поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих  жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим. 

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в  первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным. 

Окружающая  социальная микросфера, психологический  климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и  педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно  относиться к своим и чужим  детям, то можем быть уверенными в  том, что вырастим хорошую смену  активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть  эти руки будут нежными, разумными  и справедливыми! 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

  1. Змановская  Е.В. Девиантология. - Москва, 2003.
  2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. - Москва, 1999.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - Москва, 2001.
  4. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - Москва, 2005.
  5. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999.
  6. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
  7. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. - М.: Владос, 2001.
  8. Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. - М.: 2003.
  9. Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. - М., 2003.
  10. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  11. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь - М: 2000.
  12. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - Москва, 2000.
  13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.
  14. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. –  М.: ТЦ Сфера, 2002.
  15. Шакурова Н.В. Методика и норма работы социального педагога.
  16. Дьяченко М.И. Психология - краткий психологический словарь. - Мн.:

«Хэлтон», 1998.

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - Москва, 1996.
  2. Смирнова С.А. Педагогика. - Москва, 1999.
  3. Сластёнин В.А. Педагогика. - Москва, 2000.
  4. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии. 2004г.
  5. Н.М Назарова. Специальная педагогика. Учебное пособие. М.,2000.
  6. Звягина Е.В. Проблема ценностей и вопросы ценностных ориентаций подростков / Е.В.Звягина // Современные технологии образования : сборник научных трудов 4-й межрегиональной заочной научно-практической конференции. Магнитогорск: МаГУ, 2005.
  7. Звягина Е.В. Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций: методические рекомендации / Е.В.Звягина. - Магнитогорск: МаГУ, 2006.
  8. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003
  9. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003

Информация о работе Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения среди подростков