Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:46, научная работа

Краткое описание

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок.

Оглавление

Введение

Глава 1.

Понятие девиантного поведения…………………………………стр.1

Глава 2.

Причины девиантного поведения………………………..............стр.

Глава 3.

Коррекция девиантного поведения………………………………стр.

Заключение…………………………………………………………стр.

Список литературы…………………………………………………стр.

Файлы: 1 файл

НИР оформ.docx

— 49.23 Кб (Скачать)
 

Отчет

по  научно-исследовательской работе

на тему: Методики социально-педагогической

коррекции девиантного поведения

среди подростков 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009/2010 уч. год. 

Оглавление

Введение

Глава 1.

Понятие девиантного  поведения…………………………………стр.1

Глава 2.

Причины девиантного  поведения………………………..............стр.

Глава 3.

Коррекция девиантного  поведения………………………………стр.

Заключение…………………………………………………………стр.

Список литературы…………………………………………………стр. 
 
 
 
 
 
 

Введение

     На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.

     Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический.

     Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять.

     Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:

- пьянство  и алкоголизм (в стадии зависимости) - 15-20%;

- наркомания (эпизодическое и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100%

- сексуальные  отклонения - высокая потентность  (анонимные вопросы показывают 10-15% подростков имеют гомосексуальный  опыт;

- бродяжничество (дромомания) - цифры варьируются  от 3,2 до 5 млн. детей (по России  «уличных» детей, имеющих семью  и кров, но живущих на улице  - до 2 млн.);

- противоправное  поведение - преступное (уголовно  наказуемое) - около 50% подростков  и молодёжи.

     Е.В.Змановская, А.Д.Гонеев, А.А.Осипова, В.П.Кащенко, Л.В.Кузнецова, В.А.Крутецкий, Л.Д.Столяренко, Г.М.Андреева и другие специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь причинять вред себе и окружающим? Как помочь таким детям и их семьям? 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие девиантного поведения.

     Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Оно определяется как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

     Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

     Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

     Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальньй характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

     Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К таким рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.

Особенно  большое распространение как  у нас в стране, так и за рубежом  получила такая форма социально-пассивных  отклонений, как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет  к быстрому и необратимому разрушению психики и организма. Такое поведение  получило на Западе название - саморазрушающего поведения.

     Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальньк ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

     В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

     Патогенная дезадоптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.) в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

     Психосоциальная дезодаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

     Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, как неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).

     К временным неустойчивым формам психосоциальной дезодаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего кризис подросткового возраста.

     Подростковый возраст весьма трудный как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным, и, как правило, временным проявлениям дезадаптации.

     Временные формы психосоциальной дезадаптации могут также быть вызваны различными конфликтными ситуациями в школе, со сверстниками, переживаниями первой влюбленности и т.д. Преодоление психосоциальной дезадаптации подростка прежде всего требует большого педагогического такта взрослых, учителей и родителей.

     При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих.

     При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой жизни" за счет сомнительных и незаконных средств к существованию.

     Однако, как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых преступников, число лиц с четко сформированной антиобщественной системой ценностей и негативными ценностно-нормативными представлениями достаточно незначительное. И большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении, либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.

     Заметную роль в мотивации трудных подростков играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение подростков, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества. 

Причины девиантного поведения

Существуют  общие причины девиантного поведения  для всех групп «риска»:

1. Социальное  неравенство. Это находит выражение  в низком, подчас нищенском уровне  жизни большей части населения,  в первую очередь молодежи; в  расслоении общества на богатых  и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2. Морально-этический  фактор девиантного поведения  выражается в низком морально-нравственном  уровне общества, бездуховности,  психологии вещизма и отчуждении  личности. Жизнь общества с рыночной  экономикой напоминает базар,  на котором все продается и  все покупается, торговля рабочей  силой и телом является рядовым  событием. Деградация и падение  нравов находят свое выражение  в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной  любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая  среда, которая нейтрально-благосклонно  относится к девиантному поведению.  Молодые девианты в большинстве  своем выходцы из неблагополучных  семей. 

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в  семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи  в учебе, неумение строить взаимоотношения  с окружающими и возникающие  на этой основе конфликты, различные  психофизические отклонения в состоянии  здоровья, как правило, ведут к  кризису духа, потере смысла существования. 

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам  и рекомендациям, отличается от поведения  тех, кто укладывается в нормативные  требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся  отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и  правовых норм называют девиантным. Оно  включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и  аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Информация о работе Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения среди подростков