Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:46, научная работа
Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок.
Введение
Глава 1.
Понятие девиантного поведения…………………………………стр.1
Глава 2.
Причины девиантного поведения………………………..............стр.
Глава 3.
Коррекция девиантного поведения………………………………стр.
Заключение…………………………………………………………стр.
Список литературы…………………………………………………стр.
-позитивность информации;
-минимизация негативных последствий;
-личная
заинтересованность и
-максимальная активность личности;
- устремлённость
в будущее (оценка последствий
поведения, актуализация
Приемы
коррекционно-воспитательного
1. Снижение
требований к участнику
2. Вовлечение
в коллективные, виды деятельности,
стимулирование развития
3. Организация
ситуаций, в которых ребенок может
достичь успехов, разработка
4. Демонстрация
и разъяснение позитивных
Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:
1. Воспитательная
- восстановление положительных
качеств, которые преобладали
у молодого человека до
2. Компенсаторная
— формирование у молодого
человека стремления
3. Стимулирующая
- активизация положительной
4. Корректирующая
- исправление отрицательных
5. Регулирующая
— это способ воздействия
Элементы самокоррекции:
принятие индивидом цели,
учет условий деятельности,
ее программирование,
оценку результатов,
коррекцию.
Самоанализ
имеет непосредственное отношение
еще к одному фактору — самосознанию
- осознанию и адекватной оценке
индивидом особенностей своей социальной
деятельности, поступков и т.п. и
своих индивидуальных качеств.
Коррекция
девиантного поведения является
социально-педагогическим и психологическим
комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных
операций и процедур, направленных
на регуляцию мотиваций, ценностных
ориентаций, установок и поведения
личности, а через неё - на систему
различных внутренних побуждений, регулирующих
и корректирующих личностные качества,
характеризующие отношение к
социальным действиям и поступкам.
В рамках
единого педагогического
Коррекционно-воспитательная
деятельность охватывает всю совокупность
мер педагогического
Однако,
как свидетельствует статистика
и научные исследования, школа
постепенно теряет свои общественные
позиции, снижаются её социальная роль
и референтная значимость в развитии
и формировании личности ребёнка, в
воспитательном воздействии на педагогически
запущенных и трудновоспитуемых
подростков. Более 40% учащихся с девиантным
поведением к учёбе относятся
равнодушно, около 20% школьников учатся
в школе с явной неохотой, а
свыше 15% учащихся относятся к учёбе
отрицательно. Среди многообразия причин
такого отношения к учебной
Таким
образом, «образовательно-коррекционная
деятельность в ходе учебно-воспитательного
процесса представляет собой единый
процесс эмоционального, оперативного
и содержательного свойства, что
даёт возможность корректировать не
только внешнюю сторону учебно-
Наряду
с учебно-познавательной деятельностью
подростки с девиантным поведением
являются участниками и других видов
деятельности: общественно-полезной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической,
игровой и др.
Коррекционная
направленность внеурочной воспитательной
работы состоит в том, что педагогически
запущенным и трудновоспитуемым
подросткам предоставляется возможность
удовлетворить свои интересы, реализовать
свои потребности, проявить свои способности,
оценить самого себя и быть оцененным
другими в ходе участия во внеклассной
работе, наконец, попытаться найти оптимальный
вариант взаимоотношений со сверстниками
и учителями и выбрать
Внеурочная
воспитательная деятельность (в отличие
от учебно-познавательной) предоставляет
возможность подростку не только
свободы выбора действия, но и создаёт
условия для упражнения и тренировки определённых
эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих
качеств, выполнения общепринятых требований,
соблюдения норм межличностных отношений.
Целесообразно
отметить, что участие в нравственно-
Педагогические методы:
1. Метод
общественного влияния (
2. Специальные
или частнопедагогические
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод
коррекции путём рациональной
организации детского
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:
1. Формулировка
социально-педагогической и
2. Выдвижение
гипотез о причинах
3. Диагностический этап.
4. Выбор
методов и технологий
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль
за ходом и эффективностью
программы.
В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:
- принцип
системности коррекционных,
- единство
диагностики и коррекции,
- единство
возрастно-психологического и
- принцип
коррекции «сверху вниз» (
- принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей);
- деятельностный
принцип осуществления
- нравственно-гуманистическая
направленность психолого-
- понимание и сочувствие;
- прагматизм
психолого-педагогического
- своевременность
психолого-педагогической
- принцип возрастания сложности;
- учёт
объёма и степени разнообразия
материала и др.
По содержанию различают коррекцию:
- познавательной сферы;
- личности;
- аффективно-волевой сферы;
- поведенческих аспектов;
- межличностных отношений:
1) внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
2) детско-родительских
отношений.
По форме работы различают коррекцию:
- индивидуальную;
- групповую:
1) в закрытой естественной группе (семья, класс);
2) в
открытой группе для
3) смешанную
форму (индивидуально-
По наличию программ:
- программированную;
- импровизированную.
По характеру
управления корригирующими воздействиями:
- директивную;
- недирективную.
По продолжительности:
- сверхкороткую (сверхбыструю) - несколько минут или часов;
- короткую (быструю) - несколько часов или дней;
- длительную - несколько месяцев;
- сверхдлительную - год или более.
По масштабу
решаемых задач различают
- общую
(мероприятия
- частную
(набор психопедагогических
- специальную
(комплекс приёмов, методик и
организованных форм работы с
участником или группой одного
возраста, которые имеют схожие
проблемы).
Далее можно выделить:
Психокоррекционный
комплекс, включающий в себя четыре
основных блока.