Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:46, научная работа

Краткое описание

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок.

Оглавление

Введение

Глава 1.

Понятие девиантного поведения…………………………………стр.1

Глава 2.

Причины девиантного поведения………………………..............стр.

Глава 3.

Коррекция девиантного поведения………………………………стр.

Заключение…………………………………………………………стр.

Список литературы…………………………………………………стр.

Файлы: 1 файл

НИР оформ.docx

— 49.23 Кб (Скачать)

-позитивность  информации;

-минимизация  негативных последствий;

-личная  заинтересованность и ответственность  участников;

-максимальная  активность личности;

- устремлённость  в будущее (оценка последствий  поведения, актуализация позитивных  ценностей и целей, планирование  будущего без девиантного поведения). 

Приемы  коррекционно-воспитательного воздействия:

1. Снижение  требований к участнику взаимодействия  до достижения социальной и  психологической адаптации.

2. Вовлечение  в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого  потенциала и самовыражения.

3. Организация  ситуаций, в которых ребенок может  достичь успехов, разработка мер  поощрения.

4. Демонстрация  и разъяснение позитивных образов  поведения (личный пример, художественная  литература, периодика, биография  и др.). 

Функции процесса перевоспитания при коррекции  личности девианта:

1. Воспитательная - восстановление положительных  качеств, которые преобладали  у молодого человека до появления  «девиантности», обращение к памяти  подростка о его добрых делах. 

2. Компенсаторная  — формирование у молодого  человека стремления компенсировать  тот или иной социальный недостаток  усилением деятельности в той  области, в которой он может  добиться успехов, которая позволит  ему реализовать свои возможности,  способности и, главное, потребность  в самоутверждении. 

3. Стимулирующая  - активизация положительной социально  полезной предметно-практической  деятельности молодого человека; она осуществляется посредством  осуждения или одобрения, т.е.  заинтересованного, эмоционального  отношения к личности, ее поступкам. 

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств  личности молодого человека и  применение разнообразных методов  и методик, направленных на  корректировку мотивации, ценностных  ориентации, установок, поведения. 

5. Регулирующая  — это способ воздействия социальной  группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение  степени участия последней во  внутригрупповых процессах и  групповой деятельности в целом. 

Элементы  самокоррекции:

принятие  индивидом цели,

учет  условий деятельности,

ее программирование,

оценку  результатов,

коррекцию. 

Самоанализ  имеет непосредственное отношение  еще к одному фактору — самосознанию - осознанию и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и  своих индивидуальных качеств. 

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим  комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных  операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения  личности, а через неё - на систему  различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к  социальным действиям и поступкам. 

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей  деятельности. 

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия  на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как  на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так  и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а так же на развитие его  интересов и склонностей. Следует  отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим  видом деятельности у абсолютного  большинства детей и подростков. 

Однако, как свидетельствует статистика и научные исследования, школа  постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются её социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребёнка, в  воспитательном воздействии на педагогически  запущенных и трудновоспитуемых  подростков. Более 40% учащихся с девиантным поведением к учёбе относятся  равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а  свыше 15% учащихся относятся к учёбе  отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся  поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое  отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая  неуспеваемость (и как причина, и  как показатель педагогической запущенности подростов). Отсюда снижен интерес к  учёбе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень  конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками. 

Таким образом, «образовательно-коррекционная  деятельность в ходе учебно-воспитательного  процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что  даёт возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету вообще и в  школе в частности». 

Наряду  с учебно-познавательной деятельностью  подростки с девиантным поведением являются участниками и других видов  деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др. 

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически  запущенным и трудновоспитуемым  подросткам предоставляется возможность  удовлетворить свои интересы, реализовать  свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным  другими в ходе участия во внеклассной  работе, наконец, попытаться найти оптимальный  вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. 

Внеурочная  воспитательная деятельность (в отличие  от учебно-познавательной) предоставляет  возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений. 

Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему  знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует  основы культуры поведения, а также  является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков. 

Педагогические  методы:

1. Метод  общественного влияния (коррекция  активно-волевых дефектов, коррекция  страхов, метод игнорирования,  метод культуры здорового смеха,  коррекция навязчивых мыслей  и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).

2. Специальные  или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения,  коррекция нервного характера)

3. Метод  коррекции через труд.

4. Метод  коррекции путём рациональной  организации детского коллектива. 

Психотерапевтические  методы:

1. Внушение  и самовнушение.

2. Гипноз.

3. Метод  убеждения.

4. Психоанализ. 

Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие  этапы:

1. Формулировка  социально-педагогической и психологической  проблемы.

2. Выдвижение  гипотез о причинах девиантного  поведения.

3. Диагностический  этап.

4. Выбор  методов и технологий коррекционной  работы.

5. Использование  методов, методик и технологий  коррекционной работы.

6. Разработка  программы.

7. Осуществление  этой программы.

8. Контроль  за ходом и эффективностью  программы. 

В зарубежной и отечественной науке описаны  общие принципы и методы коррекционной  работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них  следующие:

- принцип  системности коррекционных, профилактических  и развивающих задач;

- единство  диагностики и коррекции, коррекции  и развития;

- единство  возрастно-психологического и индивидуального  в развитии;

- принцип  коррекции «сверху вниз» (создание  зоны ближайшего развития);

- принцип  коррекции «снизу вверх» (тренировка  уже имеющихся способностей);

- деятельностный  принцип осуществления коррекции;

- нравственно-гуманистическая  направленность психолого-педагогической  помощи;

- понимание  и сочувствие;

- прагматизм  психолого-педагогического воздействия;

- своевременность  психолого-педагогической помощи  и поддержки;

- принцип  возрастания сложности;

- учёт  объёма и степени разнообразия  материала и др. 

По содержанию различают коррекцию:

- познавательной  сферы;

- личности;

- аффективно-волевой  сферы;

- поведенческих  аспектов;

- межличностных  отношений:

1) внутригрупповых  взаимоотношений (семейных, супружеских,  коллективных);

2) детско-родительских  отношений. 

По форме  работы различают коррекцию:

- индивидуальную;

- групповую:

1) в  закрытой естественной группе (семья,  класс);

2) в  открытой группе для участников  со сходными проблемами;

3) смешанную  форму (индивидуально-групповую). 

По наличию  программ:

- программированную;

- импровизированную. 

По характеру  управления корригирующими воздействиями: 

- директивную;

- недирективную. 

По продолжительности:

- сверхкороткую  (сверхбыструю) - несколько минут  или часов;

- короткую (быструю) - несколько часов или  дней;

- длительную - несколько месяцев;

- сверхдлительную  - год или более.

По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

- общую  (мероприятия общекоррекционного  порядка);

- частную  (набор психопедагогических воздействий,  представляющие собой адаптированные  для данного возраста психокоррекционные  приемы и методы);

- специальную  (комплекс приёмов, методик и  организованных форм работы с  участником или группой одного  возраста, которые имеют схожие  проблемы). 

Далее можно выделить:

Психокоррекционный  комплекс, включающий в себя четыре основных блока. 

Информация о работе Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения среди подростков