Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:46, научная работа

Краткое описание

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок.

Оглавление

Введение

Глава 1.

Понятие девиантного поведения…………………………………стр.1

Глава 2.

Причины девиантного поведения………………………..............стр.

Глава 3.

Коррекция девиантного поведения………………………………стр.

Заключение…………………………………………………………стр.

Список литературы…………………………………………………стр.

Файлы: 1 файл

НИР оформ.docx

— 49.23 Кб (Скачать)

Возникновение девиантного поведения может  быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и  темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному  уровню притязаний, Эмоциональность  становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации  к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его  стремлений к самостоятельности, а  также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет  у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших  подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость  в этом возрасте все еще уживаются  с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью  и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам  уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом. 

Развитие  личности подростка происходит под  влиянием культуры и общества, воспитавших  его, связано с социально-экономическим  положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается  раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости  или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным  и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в  группе спортсменов, подросток может  оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола. 

Первые  побеги из дома происходят в страхе наказания или как реакция  протеста, а затем превращаются в  условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают: как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; как  реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное  внимание со стороны близких; как  реакция тревоги и страха на наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки родителей  или воспитателей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска. 

Ранняя  алкоголизация и наркотизация (аддиктивное  поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация  и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем  и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают  наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности  и т.п. Об аддиктивном поведении  можно судить сначала по появлению  психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и  физической зависимости (когда организм не может функционировать без  алкоголя или наркотика). Появление  групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка  найти повод для выпивки или  наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих  напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика 

К основным формам девиантного поведения в  современных условиях можно отнести:

Наркомания

Мотивы  наркомании и токсикомании:

1. Удовлетворение  любопытства относительно действия  наркотического вещества;

2. Испытание  чувства принадлежности с целью  быть принятым определенной группой;

3. Выражение  независимости, а иногда враждебного  настроения по отношению к  окружающим;

4. Познание  приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность  опыта;

5. Достижение  «ясности мышления» или «творческого  вдохновения»;

6. Достижение  чувства полного расслабления;

7. Уход  от чего-то гнетущего. 

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное  окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе  на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как  угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

Токсикомания - заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного  от крепкого чая - чигиря, вдыханием  ароматических веществ бытовой  химии. В состоянии опьянения  кроме эйфории возникают зрительные галюцинации. 

Курение

Одной из основных причин начала курения, является любопытство. По данным опроса учащихся старших классов; ПТУ и студентов  младших курсов институтов, курить из любопытства начали до 25%. Другая причина начала курения в молодом  возрасте - подражание взрослым. В некурящих  семьях курящими становятся не более 25 % детей, в курящих семьях, число  курящих детей превышает 50%. У  многих, курение объясняется подражание курящим товарищам или героям кино. 

В распространении  этой вредной привычки имеет значение, своеобразное принуждение детей  к курению со стороны курящих. В школах курящие, считают некурящих  трусами, «маменькиными» сыночками  не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельными. Желание избавиться от такого мнения товарищей, встать вровень  с курящими, достигается с помощью  первой выкуренной сигареты. Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится всё более сильным. 

Пьянство  и алкоголизм

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения  и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки 

Суицидальное  поведение

Суицид - это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение - это само разрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы  девиантного поведения, как злоупотребление  алкоголем, употребление наркотиков, упорное  нежелание лечиться, управление транспортом  в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и  войнах. 

Суицидальное  поведение у подростков часто  объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:

· потеря любимого человека из ближайшего окружения  или высокомерно отвергнутое  чувство любви;

· уязвленное чувство собственного достоинства;

· крайнее  переутомление;

· разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;

· токсикомания и наркомания;

· отождествлением  себя с авторитетным человеком, совершившим  самоубийство;

· состояние  фрустрации или аффекта в форме  острой агрессии, страха, когда человек  утрачивает контроль над своим поведением 

Девиантное  поведение на почве сексуальных  заболеваний

Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном  поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом  исследования медицины и психиатрии. Непатологические девианты т.е. отклонения в пределах нормы, являются предметом  социально-психологического исследования, поскольку включает в себя отклонения от социальных и моральных норм в  сексуальном поведении здорового  человека.

Сексуальные девиации делятся на следующие основные группы:

· отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия);

· отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.);

· нетипичные отклонения в форме половой страсти  к лицам своего пола или близким  родственникам (гомосексуализм, лизбиянство, кровосмешение);

· отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (трансексуализм);

· отклонения, связанные с изменением стереотипа полового поведения (маскулинность 

Коррекция девиантного поведения

Первые  практические шаги психолога и социального  педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь  выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.

особенности ближайшего социального окружения  — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать  участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности  он удовлетворяет при этом:

хочет ли самоутвердиться,

получить  социальную защищенность в группе,

реализовать мотивацию дружеского общения,

удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.

путь, который  привел подростка именно в эту  группу, субъективное отношение подростка  к себе, своему поведению, социальному  окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается  фактор самопознания. 

Показания к применению:

социальная  апатия;

аутизм;

агрессивность;

раздражительность;

отсутствие  навыка и готовности к сотрудничеству;

чрезмерная  эмоциональность или раздражительность;

конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и  обучению и т.п. 

Цель: коррекция  девиантного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация  девиантов, гармонизация эмоциональной  сферы личности, повышение личностного  статуса школьника.

Задачи:

1. Развитие  у подростков способности к  эмоциональной и поведенческой  саморегуляции, сотрудничеству, адекватному  проявлению активности, инициативе  и самостоятельности.

2. Снижение  тревожности, эмоционально-психического  напряжения в различных ситуациях.

3. Расширение  сферы самосознания и повышение  уверенности в своих возможностях.

4. Повышение  социально-психологической компетентности  подростков и развитие способности  эффективно взаимодействовать с  окружающими.

5. Развитие  способности к самоуправлению; формирование  адекватных способов реагирования  в ситуациях взаимодействия со  сверстниками и взрослыми.

6. Развитие  навыков рефлексии, приёма и  подачи конструктивной обратной  связи.

7. Развитие  навыков уверенного поведения,  умения добиваться результатов.

8. Оптимизировать  положительный опыт, нивелировать  опыт девиантного поведения; создать  и закрепить позитивные образцы  поведения. 

В соответствии со спецификой девиантного поведения  можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:

- комплексность  (организация воздействия на различных  уровнях социального пространства, семьи и личности);

- адресность (учёт возрастных, половых и социальных  характеристик);

-массовость (приоритет групповых форм работы);

Информация о работе Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения среди подростков