Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:46, научная работа
Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок.
Введение
Глава 1.
Понятие девиантного поведения…………………………………стр.1
Глава 2.
Причины девиантного поведения………………………..............стр.
Глава 3.
Коррекция девиантного поведения………………………………стр.
Заключение…………………………………………………………стр.
Список литературы…………………………………………………стр.
Возникновение
девиантного поведения может
быть обусловлено психологическими
особенностями. У младших подростков
отмечаются диспропорции в уровне и
темпах развития личности. Появляющееся
чувство взрослости приводит к завышенному
уровню притязаний, Эмоциональность
становится неустойчивой, отличается
резкими колебаниями
Развитие
личности подростка происходит под
влиянием культуры и общества, воспитавших
его, связано с социально-
Первые
побеги из дома происходят в страхе
наказания или как реакция
протеста, а затем превращаются в
условно-рефлекторный стереотип. Побеги
возникают: как следствие недостаточного
надзора; в целях развлечения; как
реакция протеста на чрезмерные требования
в семье; как реакция на недостаточное
внимание со стороны близких; как
реакция тревоги и страха на наказания;
вследствие фантазерства и мечтательности;
чтобы избавиться от опеки родителей
или воспитателей; как следствие
жестокого обращения со стороны товарищей;
как немотивированная тяга к перемене
обстановки, которой предшествует скука,
тоска.
Ранняя
алкоголизация и наркотизация (аддиктивное
поведение). Это подростковый эквивалент
бытового пьянства взрослых и начала
наркомании. В половине случаев алкоголизация
и наркотизация начинаются в подростковом
возрасте. Среди делинквентных подростков
более трети злоупотребляют алкоголем
и знакомы с наркотиками. Мотивы
употребления - быть своим в компании,
любопытство, желание стать взрослым
или изменить свое психическое состояние.
В дальнейшем выпивают, принимают
наркотики для веселого настроения,
для большей раскованности, самоуверенности
и т.п. Об аддиктивном поведении
можно судить сначала по появлению
психической (желанию пережить подъем,
забвение) зависимости, а потом и
физической зависимости (когда организм
не может функционировать без
алкоголя или наркотика). Появление
групповой психической
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести:
Наркомания
Мотивы наркомании и токсикомании:
1. Удовлетворение
любопытства относительно
2. Испытание
чувства принадлежности с
3. Выражение
независимости, а иногда
4. Познание
приносящего удовольствие
5. Достижение
«ясности мышления» или «
6. Достижение чувства полного расслабления;
7. Уход
от чего-то гнетущего.
Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.
Токсикомания
- заболевание, вызванное потреблением
токсических веществ, т.е. таблеток
транквилизаторов, кофеина, полученного
от крепкого чая - чигиря, вдыханием
ароматических веществ бытовой
химии. В состоянии опьянения
кроме эйфории возникают
Курение
Одной
из основных причин начала курения, является
любопытство. По данным опроса учащихся
старших классов; ПТУ и студентов
младших курсов институтов, курить
из любопытства начали до 25%. Другая
причина начала курения в молодом
возрасте - подражание взрослым. В некурящих
семьях курящими становятся не более 25
% детей, в курящих семьях, число
курящих детей превышает 50%. У
многих, курение объясняется подражание
курящим товарищам или героям
кино.
В распространении
этой вредной привычки имеет значение,
своеобразное принуждение детей
к курению со стороны курящих.
В школах курящие, считают некурящих
трусами, «маменькиными» сыночками
не вышедшими из-под опеки
Пьянство и алкоголизм
Для молодежи
алкоголь средство для раскрепощения
и преодоления застенчивости, от
которой страдают многие подростки
Суицидальное поведение
Суицид
- это сознательное лишение себя
жизни или попытка к
Суицидальное
поведение у подростков часто
объясняется отсутствием
· потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;
· уязвленное чувство собственного достоинства;
· крайнее переутомление;
· разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;
· токсикомания и наркомания;
· отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;
· состояние
фрустрации или аффекта в форме
острой агрессии, страха, когда человек
утрачивает контроль над своим поведением
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
Современная
сексопатология выделяет патологические
и иные отклонения в сексуальном
поведении личности. Патологические
девиации в форме всякого рода
сексуальных извращений являются предметом
исследования медицины и психиатрии.
Непатологические девианты т.е. отклонения
в пределах нормы, являются предметом
социально-психологического исследования,
поскольку включает в себя отклонения
от социальных и моральных норм в
сексуальном поведении
Сексуальные девиации делятся на следующие основные группы:
· отклонения
в отношении объекта
· отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.);
· нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лизбиянство, кровосмешение);
· отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (трансексуализм);
· отклонения,
связанные с изменением стереотипа
полового поведения (маскулинность
Коррекция девиантного поведения
Первые практические шаги психолога и социального педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.
особенности
ближайшего социального окружения
— семьи, дворовых компаний, неформальных
групп и др., определить и зафиксировать
участие подростка в
хочет ли самоутвердиться,
получить социальную защищенность в группе,
реализовать мотивацию дружеского общения,
удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
путь, который
привел подростка именно в эту
группу, субъективное отношение подростка
к себе, своему поведению, социальному
окружению (среди факторов, влияющих
на прогноз будущего поведения несовершеннолетних
девиантов, наиболее весомым оказывается
фактор самопознания.
Показания к применению:
социальная апатия;
аутизм;
агрессивность;
раздражительность;
отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
чрезмерная
эмоциональность или
конфликтность;
отсутствие интереса к творчеству и
обучению и т.п.
Цель: коррекция
девиантного поведения
Задачи:
1. Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
2. Снижение
тревожности, эмоционально-
3. Расширение
сферы самосознания и
4. Повышение
социально-психологической
5. Развитие
способности к самоуправлению; формирование
адекватных способов
6. Развитие
навыков рефлексии, приёма и
подачи конструктивной
7. Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.
8. Оптимизировать
положительный опыт, нивелировать
опыт девиантного поведения;
В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:
- комплексность
(организация воздействия на
- адресность (учёт возрастных, половых и социальных характеристик);
-массовость
(приоритет групповых форм