Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:59, курсовая работа
Проблема инвалидизации современного общества в России и за рубежом связана, как ни странно, с успехами медицины и общим повышением благосостояния. Ранее безнадёжным больным теперь удаётся сохранить жизнь, но не полное здоровье. По данным экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10 % населения земли. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного числа инвалидов. В нашей стране насчитывается примерно 12 - 15 миллионов людей с инвалидностью, которые имеют равные права со всеми гражданами, в том числе и на доступ к культурным ценностям (на основании статьи 44.2. Конституции Российской Федерации).
В Русском музее детей с ограниченными возможностями всегда стараются окружить заботой и вниманием, предложить помощь. В экскурсиях, проводимых для этой категории людей, музейные сотрудники используют особые методические приемы, позволяющие сделать материал более доступным. На протяжении нескольких лет сотрудники музея регулярно проводят для детей с ограниченными возможностями выездные Дни музея с экскурсиями и лекциями, фольклорно-этнографическими праздниками.
Ежегодно к Международному Дню инвалидов проводятся мероприятия под девизом «И уныние уйдет из души». Заключены договоры на экскурсионно-лекционное обслуживание с рядом специализированных учреждений.
Государственная программа «Доступная среда», утвержденная в 2011 году открыли перед музеем совершенно новые возможности по работе с данными категориями посетителей.
Адаптация материально-технической базы музея
- В фойе,
гардеробе, экспозиционных залах
музея установлены тактильные
и визуальные указатели
- Приобретено
и установлено на фасаде музея
световое табло «Объект
- Для
посетителей с ограниченным
- Для
посетителей с ограничением
- Для
удобства пользователей –
- Для
формирования полной
- Для
обеспечения доступности
Для всех категорий инвалидов и маломобильных групп приобретены:
- плеер-диктофон для обеспечения доступности услуг, оказываемых музеем, в том числе для предоставления информации по выставкам и для индивидуального ознакомления экспозициям музея;
- электронные лупы (портативные ручные видео-увеличители) для посетителей с ограниченным зрением, с возможностью изменения цветовой гаммы и электронной фиксации изображения;
- стационарный увеличитель (используется с компьютером) для посетителей с ограниченным зрением для работы с документами.
Ведется разработка новых методик работы с инвалидами всех категорий для адаптации экспозиции и выставок музея
Программа для слабослышащих и глухих детей готовиться заранее. В отличии от слышащего, у которого знание предмета связано со знанием его название, глухой ребёнок может быть хорошо знаком с предметом и в то же время не знать его названия. Поэтому перед экскурсией готовиться таблички с новыми названиями. Поскольку необходимо уделять внимание уточнению и активизации речи ребёнка, на занятии наравне с экскурсоводом работает учитель, помогая устроить диалоговое общение, используя тактильную и жестовую речь.
Чтобы научиться пользоваться приобретенными на экскурсиях словами, глухому ребенку необходимо много раз и по-разному их употреблять, уметь варьировать речевой материал в процессе речевой коммуникации. Работа по закреплению экскурсионного материала проводилась учителем на уроках по развитию речи.
После экскурсии по Русскому музею для слабослышащих детей младшего школьного возраста, дети осуществляли её пересказ. При этом учитывалась связь экскурсионного материала образовательной программой школы, а для его лучшего усвоения были разработаны домашние задания с использованием разнообразных обучающих технологий. Представляется важным то обстоятельство, что удалось создать и сохранить трепетное, удивительное отношение детей к Русскому музею.
Выделяя его в общей картине города, дети стремятся снова попасть в музей, чтобы вновь получить яркие впечатления и переживания от общения с произведениями искусства. Дети эмоционально откликаются на все, что связано с их любимым музеем: рисуют его здание, узнают картины по репродукциям в журналах…
После окончания цикла некоторые из детей организовали самостоятельные семейные экскурсии, где выступали в роли экскурсовода, используя при этом знакомые таблички.
Такие циклы экскурсий позволяют формировать художественное восприятие, развивают любознательность, сообразительность, инициативность; воспитывают эмоциональную отзывчивость, внимательность к миру человеческих чувств и переживаний; приобщают к национальной культуре и повышают общий культурный уровень. Важным моментом является и то, что они способствуют интеграции детей с нарушением слуха в слышащую среду.
Детский музейный центр на Болотной, 13, Филиал Музея политической истории России
Музейный центр предлагает интерактивную выставку и программу «Умная азбука»
Описание
Буквы повсюду: на кубиках и в книжках, на фантиках конфет и на стенах домов… Даже совсем маленькие дети быстро учатся узнавать буквы, но разве одна «А» похожа на другую? И разве «О» всегда напоминает колесо? Игровая «Умная азбука», созданная художником Александром Райхштейном, даёт возможность детям придумать собственный образ буквы. Из больших игровых карточек с буквами можно составлять слова и предложения. Можно сочинять истории. И даже рисовать свои буквы: лучшие детские работы займут место в выставочном зале. Но это ещё не всё. На выставке есть целая коллекция старинных азбук, которые показывают, как менялись образы, представлявшие букву. Например, на «К» начинается… Калач. Комильфо. Кумач. Что ещё? Приходите в музей – и узнаете!
Программа доступна для слабослышащих детей с сопровождающими лицами (по предварительной записи).
Вы думаете, наука – это что-то сложное, постигаемое в университетах? Вовсе нет! Совершать свои личные научные открытия можно каждый день: нужно только быть внимательным к повседневным вещам и явлениям. Программа «Наука в доме» – именно об этом.
В мини-лаборатории «Научные забавы Тома Тита» дети смогут пролезть сквозь открытку, прочитать исчезающую надпись, увидеть старинные оптические игрушки. Познакомившись с законами сезонного изменения природы, можно будет изобразить танец пчёл, выстроиться в птичью стаю и понаблюдать за осенней природой из окна старой дачи. Затем детям предстоит самостоятельно исследовать старинные швейную, печатную и счётную машинки, а в домашней библиотеке их ожидают необычные лингвистические задачи.
Программа доступна для слабослышащих детей с сопровождающими лицами.
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Квартира, где жила семья Фёдора Михайловича Достоевского, похожа на многие петербургские квартиры позапрошлого века. Но в том, как был устроен в те времена быт, для нас сегодняшних много любопытного: что такое кашлетр, как часто бывают журфиксы, где искать красный угол и что это за странная буква «фита»? В гостях у писателя можно сыграть в те игры, которыми он занимал собственных детей, и поупражняться в составлении записочек своим домашним, а заодно поучиться забытому мастерству стенографии. На интерактивном занятии вы научитесь «читать» историю семьи по предметам обстановки и соотносить биографию писателя с его произведениями. А вернувшись домой, сможете творчески использовать полученные знания.
Доступность для посетителей с особыми потребностями
Экскурсия недоступна детям с ограниченной подвижностью, но доступна слабослышащим и слабовидящим детям в сопровождении взрослых.
В целях дальнейшего улучшения доступности для детей с нарушениями слуха музеев и их экспозиций полезно изучать отечественную практику в этой области, но не только. Так же важно своевременно выявлять проблемы и недостатки, подбирать средства для их устранения. Тем более, что подписанная и ратифицированная Россией Международная конвенция о правах инвалидов обязывает присоединившиеся государства обеспечить инвалидам право на доступ к культурной жизни, учреждениям культуры, музеям.
К счастью, Россия богата своими просветительскими традициями, начало берущими еще в XIX веке и получившими мощное развитие в середине XX века. В этом процессе музеям всегда отводилось видное место. Таким образом, вопросы помощи посетителям-детям с нарушениями слуха в музеях находят ответы в их образовательной практике. И если зарубежные музеи сегодня физически бывают приспособлены для инвалидов лучше, то в ряде отечественных музеев проводят адаптированные экскурсии и специальную работу с инвалидами лучше, чем за рубежом.
Движение навстречу, поиск компромиссов, творческий подход к решению проблем помогут музеям быстро раскрыться перед посетителями из маломобильных групп населения. Станет быстро заметным, что первоочередные решения в данном деле не повлекут несоразмерных финансовых затрат, но нуждаются в энтузиастах, любящих свое дело и своих посетителей.
2.3 Пути
совершенствования социально-
Главная задача любого мероприятия для людей, а в особенности детей, с ограниченными возможностями здоровья – это в первую очередь, попытка интеграции их в общество, чтобы они не чувствовали себя ущемленными в чем-либо.
Я считаю, что организацию социально-культурной деятельности детей-инвалидов, нужно начинать не с самих инвалидов, а с подготовки здоровых людей к подобным мероприятиям. В первую очередь, я считаю, что в детских садах не должно быть разделения на специальные и обычные группы. Когда детки будут воспитываться все вместе, с раннего детства в них заложится сострадание, отзывчивость и умение бескорыстно помогать другим людям, но в то же время дети привыкнут, что в мире есть разные люди и будут считать инвалидов такими же людьми, как и все, что, на мой взгляд, является главным критерием в интеграции инвалидов в общество. И никакой жалости!
Конечно, в школе дела обстоят сложнее, ведь детей с нарушением слуха и зрения нужно обучать не так, как здоровых детей, но я думаю, можно ввести периодические занятия, где ребята обучались бы все вместе, что немало важно для интеграции и развития чувства уверенности в себе.
Вся проблема нехватки специализированных программ в музеях заключается в том, что люди думают, что работа с детьми с ограниченными возможностями намного сложнее, чем со здоровыми, но деткам-инвалидам нужно лишь внимание и они будут самыми преданными слушателями!
Для организации обслуживания инвалидов в музеях должен быть определён специальный сотрудник. В зарубежных музеях такая работа поручается педагогу.
В российских музеях её следует выполнять сотрудникам методического отдела или отдела просветительной работы. Методический отдел должен владеть методикой обслуживания инвалидов в музее и помогать осваивать её сотрудникам научно-просветительного отдела и экскурсоводам. Методисты должны помогать в доработке экспозиции к потребностям инвалидов, в организации экскурсий, следить за их грамотным проведением.
В наше время становления рыночных отношений вряд ли уместно говорить о бесплатном обслуживании всех инвалидов без исключения.
Деньги за группы инвалидов на экскурсиях могут выделять спонсоры, службы социальной защиты, благотворительные фонды и т. п.
Руководители музеев или специалисты по работе с инвалидами могут обращаться в различные организации с предложениями по разработке или участию в специальных программах, через которые может решиться финансовая сторона вопроса социокультурной реабилитации инвалидов.
Решением администрации экскурсии для инвалидов могут оплачиваться по льготной цене.
Учитывая, что есть люди слабослышащие и есть глухие, необходимо предварительно выяснить состав группы. Начиная экскурсию, нужно привлечь внимание глухих. Для этого, если посетитель слабослышащий, экскурсовод должен обратиться к нему по имени, если глухой — положить ему руку на плечо или слегка похлопать по руке. Если экскурсанты обладают достаточным остатком слуха, вполне допустимо пользоваться словесной речью. При этом необходимо говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить чётко.
Важно, чтобы экскурсии не мешали посторонние источники шума. Во время работы нужно встать так, чтобы было видно лицо экскурсовода и особенно губы. В разговоре следует использовать простые фразы. Если в группе окажутся глухие, необходимо воспользоваться услугами переводчика-жестовика (сурдопереводчика).
Такая группа не может быть больше 10 человек, особенно, если нужен сурдопереводчик. Очень уместно предложить такой группе заранее подготовленный текстовой вариант экскурсии.