Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:59, курсовая работа
Проблема инвалидизации современного общества в России и за рубежом связана, как ни странно, с успехами медицины и общим повышением благосостояния. Ранее безнадёжным больным теперь удаётся сохранить жизнь, но не полное здоровье. По данным экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10 % населения земли. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного числа инвалидов. В нашей стране насчитывается примерно 12 - 15 миллионов людей с инвалидностью, которые имеют равные права со всеми гражданами, в том числе и на доступ к культурным ценностям (на основании статьи 44.2. Конституции Российской Федерации).
Во Франции в начале 90-х Управление музеев выпустило книгу «Комфортные условия посещения для всех». В Германии множество музеев доступно для инвалидов, кроме того, предлагаются разные специальные программы социокультурной реабилитации музейными средствами.
Такая работа ведётся в Италии, Словакии, Польше и в других странах. В России также в последние годы активизировалась деятельность в этом направлении.
1.3 Специфика организации социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в музее
Социально-культурная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья направлена на содействие социокультурной реабилитации и интеграции инвалидов в общество, в том числе и музейными средствами.
Музей обладает целым рядом достоинств, отличающих его от других учреждений культуры, и за которые его ценят посетители. Для инвалидов эти особенности — возможность получить эстетическое удовольствие и новую информацию6.
Перспектива отправиться в музей, побывать среди его посетителей, ощутить сопереживание с ними в связи с новыми, полученными от знакомства с экспозицией впечатлениями, пополнить свои представления об истории, искусстве, науке или художественном творчестве имеет большое значение.
В силу своего социального положения и ограничения возможностей инвалиды являются даже более благодарными посетителями музеев, чем обычные экскурсанты.
Посещение музея для них — это праздник, выход в люди, редкий случай получить дополнительную информацию, свежие впечатления. Знакомясь с экспозицией музея, слушая экскурсовода, присматриваясь к другим посетителям музея, инвалиды получают бесценную возможность общения, обмена впечатлениями, уникальный шанс для своего культурного развития7.
Если для обычных посетителей путь в музей не является проблемой, то для большинства инвалидов эта дорога — трудный, а порой и небезопасный процесс перемещения. Стоит задуматься: а надо ли выходить из привычной квартиры в такой малоприспособленный для инвалидов мир только ради того, чтобы полтора часа походить по залам того или иного музея? Инвалиды дают однозначный ответ: «Да! Это того стоит!»
Никакой видеомагнитофон не заменит посещения кино, радио- или телеспектакль — театра, путеводитель или рассказ о музее — «живого» посещения музея. Вот почему инвалиды такие отзывчивые и благодарные экскурсанты.
При организации похода ребенка с ограниченными возможностями в музей следует учесть следующие моменты.
Посетителям с задержкой умственного развития необходима адаптированная экскурсия. Жестовый перевод экскурсии — существенное дополнение к тому, что глухие видят в залах и витринах. Принимая во внимание сложности перемещения для посетителей на колясках, нужно позаботиться о пандусах, широких лифтах, специально оборудованных туалетах.
Наибольшие сложности возникают при посещении музея слепыми и слабовидящими посетителями. Дело в том, что основную часть информации об окружающем мире (до 90 %) человек получает с помощью зрения. Это значит, что слепой сможет узнать в музее в 10 раз меньше, чем зрячие посетители.
Основной источник информации для детей с ограничениями по слуху — зрение, осязание и обоняние. И это в условиях, когда упор в музеях делается на слуховое восприятие и традиционный музейный принцип гласит «руками не трогать!»
Получается, что ребенок с ограничениями по слуху лишается возможности знакомства с экспозицией музея8.
Вот почему проблема музейного обслуживания детей с ограничениями по слуху требует дополнительного внимания. Большие ограничение могут представлять искусственные барьеры, созданные людьми, плохо представляющими себе потребности инвалидов (так называемые «отношенческие» барьеры, выделенные Конвенцией о правах инвалидов (см.: Конвенция о правах инвалидов. Преамбула, пункт Е).
Почему-то иногда считают, что для полноценной жизни инвалиду достаточно удовлетворения физиологических потребностей в еде, одежде и тепле, забывая, что человеку не менее важно и удовлетворение культурных запросов.
Первый практический опыт российских музеев уже выявил ещё одну проблему. Многие из тех, кто обратился к вопросам помощи инвалидам- посетителям, начал свою деятельность со специальных программ для незрячих детей (Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Российский этнографический музей, Музей истории городского освещения «Огни Москвы» и другие.
Спору нет — это отзывчивая, любознательная, благодарная аудитория. Однако даже в таких больших городах как Екатеринбург, Санкт-Петербург или Москва глухих и слабослышащих школьников насчитывается примерно от ста пятидесяти до восьмисот человек всех возрастов, хотя программой охватывается и того меньше (от 20 до 60 человек в лучшем случае). Между тем 4/5 инвалидов — это люди старшего и преклонного возраста, которые не менее охотно посещают музеи9.
Дискриминация в отношении инвалидов недопустима.
С.А. Иванов отметил также, что Министерство культуры РФ провело научно-исследовательские работы (НИР) по разработке требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов.
Но отчеты о выполнении этих НИР не были согласованы с общероссийскими общественными организациями инвалидов, в том числе с ВОГ, и имеются сомнения в том, что будет обеспечена доступность музеев и других учреждений культуры для неслышащих людей.
В Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 3 марта 2012 г., также не предусмотрены мероприятия по обеспечению доступности музеев для лиц с ограниченными возможностями здоровья, и сама программа не была согласована с Всероссийским обществом глухих.
2. Исследования
социально-культурной
2.1 Социально-культурная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в музеях Санкт-Петербурга
Представим результат проведенного ранее исследования, направленный на определение наличия специализированных программ для слабослышащих и глухих детей (Рис.1).
Рисунок 1. Наличие специализированных программ для слабослышащих и глухих детей
Установлено, что лучше всего для людей с ограниченными возможностями в Санкт-Петербурге подготовлены Эрмитаж, Исаакиевский собор и Павловск.
Таковы результаты исследования, проведенного РИА "Новости", которое составило рейтинг петербургских музеев, доступных инвалидам.
В рейтинг вошли 62 наиболее посещаемых музея и выставочных зала города. В рамках исследования оценивались внешняя и внутренняя архитектурная среда коллекций. Сбор информации происходил методом "контрольной закупки", в ходе которых музеи посещались интервьюерами в качестве посетителей на общих основаниях.
Первое место в рейтинге занял Государственный Эрмитаж, набрав 55,1 балла из ста возможных. При этом сервис был оценен на 85 баллов, пути следования посетителей с ограниченными возможностями - на 69 баллов, а вход на территорию - 62,5 балла.
Музей-памятник "Исаакиевский собор" находится на второй позиции списка с 51,1 балла. Самые сильные его стороны - входы в музей, экспозиция и пути следования посетителей. Государственный музей-заповедник "Павловск" занял третью строчку рейтинга (51 балл). Более всего посетители с ограниченными возможностями оценили оборудованные места отдыха, вход на территорию и сервис.
Хуже всех подготовлены для приема инвалидов Мемориальный музей "Разночинный Петербург" (14,7 балла); Всероссийский музей А.С.Пушкина (Мойка, 12), набравший всего 12,6 балла, и Государственный музей политической истории России на Гороховой улице, получивший 11,9 балла.
В свете обеспечения специализированными программами для слабослышащих и глухих детей лидирующее положение занимают Эрмитаж, Русский музей и музей А.Ахматовой.
В этих музеях для обеспечения максимальной доступности культурной жизни и музеев для детей с нарушением слуха присутствует:
- оборудование специальных устройств: электронные носители информации, видеоплееры, мониторы для трансляции выступлений (и переводчика жестового языка) и презентаций; индукционная петля, позволяющей детям, пользующимся слуховыми аппаратами, без помех слушать экскурсоводов, информационные табло и информационные терминалы;
- проведение экскурсий в музеях, в том числе на проводимых в них тематических выставках в сопровождении переводчиков жестового языка;
- организовано обучение сотрудников службы охраны и обслуживающего персонала навыкам общения с людьми с инвалидностью (в том числе владение базовым жестовым языком).
Кроме того, все помещения оснащены аварийной акустической и световой, текстовой сигнализацией о пожарной и иной опасности в целях организации экстренной эвакуации при чрезвычайных ситуациях.
2.2 Анализ музеев Санкт-Петербурга (обзор специализированных программ в музеях для слабослышащих и глухих детей)
Исаакиевский собор
Музейный комплекс «Исаакиевский собор» могут спокойно посещать даже маломобильные группы населения. В этом году все комплексные объекты были оснащены необходимым оборудованием для облегчения их доступа на экспозицию. Исаакиевский собор и КВЗ «Смольный собор» были оборудованы подъемными платформами, а в Сампсониевском соборе и храме Спас на Крови появились специальные аппарели. Нововведения должны обеспечить беспрепятственное и комфортное посещение всем желающим.
Первыми оценить новое оборудование смогут представители Центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Адмиралтейского района. В рамках акции «Музей доступен всем» они посетили Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Значимость подобного мероприятия не подвергается сомнению. «Акцией «Музей доступен всем», музей поддерживает всех людей с ограниченными физическими возможностями и дает возможность прикоснуться к уникальным художественно-архитектурным шедеврам», - поясняют в пресс-службе музейного комплекса
Музей А.А. Ахматовой.
В музее Анны Ахматовой
Основные принципы работы:
-Уважительное отношение к слабослышащим и глухим детям. Не в коем случае не подчёркивается ограничение их возможностей. Оказание помощи.
-Использование
специального технического
-Экскурсии имеют интерактивный характер.
-Специально обученный педагог, сурдопереводчик.
Эрмитаж.
В связи с тем, что в настоящее время проблемы обслуживания инвалидов, в целом, и в музеях, в частности, приобретает всё большую актуальность, Государственный Эрмитаж является первым музеем в Санкт-Петербурге, который начал практическую реализацию требований Федерального закона от «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов». В Эрмитаже осуществляется большая программа по усовершенствованию условий приёма посетителей с ограниченными возможностями. Глухие и слабослышащие посетители всегда могут воспользоваться мультимедийными программами.
Начиная с 1991 года, Эрмитаж
проводит работу с детьми, имеющими
отклонение в умственном, психическом
и физическом развитии. Для таких
детей в залах музея
Программа охватывает почти все экспозиции музея, рассчитана на регулярные посещения в течение нескольких лет и учитывает характер заболевания, возрастные особенности и уровень развития детей. Группы приходят из специальных школ, оздоровительных центров и сиротских интернатов со своими учителями, психологами или родителями. Методика занятий направлена на развитие восприятия и творческих потенций ребенка, строится на активной диалоговой форме. Вводятся игровые моменты, используется изобразительная деятельность самих детей.
Итогом годового посещения становится праздник- концерт по темам занятий в музее, который проводиться силами детей в Эрмитажном театре. К работе с этой категорией детей в музее подготовлена специальная группа научных сотрудников - искусствоведов, обладающих особыми качествами - добротой, терпением, состраданием.
Прежде, чем начать занятия с детьми, были получены консультации детских психиатров, психологов. За работой с особыми детьми наблюдет психолог Эрмитажа, который посещает школы и интернаты, где учатся эти дети. На основании его исследований построена методика занятий.
Русский музей.
О проблемах людей с ограниченными возможностями известно всем музеям. В каждом музее среди посетителей бывают люди с ослабленным зрением и слухом, испытывающие затруднения при движении или передвигающиеся в инвалидной коляске.